РОЯЛЬ И КЛАВЕСИН (концерт фортепианных ансамблей)
РОЯЛЬ И КЛАВЕСИН
(концерт фортепианных ансамблей)
Дорогие поклонники фортепианной музыки, продолжается III фестиваль Art-Klavier, посвященный 75-летию заслуженного работника культуры Республики Мордовия Татьяны Георгиевны Батенковой.
В очередном концерте Фестиваля вас ждет встреча с музыкой, которая исполняется ансамблями пианистов.
Но сначала немного истории. Первые пьесы для двух клавиров появились в Англии в XVI веке. Поскольку инструменты XVI - XVIII веков имели очень маленькую клавиатуру, они были неудобны для игры в четыре руки. Игра же двух исполнителей на двух клавирах повышала уровень громкости и обогащала тембровую палитру звучания.
И все-таки сочинения для двух и более клавиров с начала XVII и до первой трети XIX вв. представляли единичные примеры, в отличие от четырехручного дуэта.
«Золотым веком» фортепианного дуэта можно назвать период со второй половины XVIII до конца XIX века. Вошедшее к тому времени в музыкальную практику молоточковое фортепиано с расширенным диапазоном открывало более комфортные и широкие возможности совместной игры.
Популярность этого вида музицирования неуклонно росла, и в XIX веке музыку для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы столетия. Доступность и разнообразие репертуара превратило музицирование в 4 руки в популярный вид времяпрепровождения людей, чье владение инструментом было далеким от профессионального совершенства.
Интересно, что со второй трети XIX века начинается повсеместное увлечение многоклавирными ансамблями. Начало зрелищным музыкальным действам – своего рода шоу, иногда с элементами эксцентрики, положил Г. Берлиоз, собравший однажды оркестр из 465 инструментов, среди которых было 30 (!) фортепиано. Его примером вдохновлялись другие композиторы. Известен организованный Л. Готтшалком в 1869 году в Рио-де-Жанейро концерт, в котором приняли участие 32 исполнителя за 16 фортепиано.
В современной музыкальной практике фортепианный дуэт и фортепианный ансамбль составляют две ветви фортепианного искусства, своего рода мега-жанр, вобравший в себя стилистические признаки и дуэтного, и ансамблевого музицирования: фортепианный дуэт – два исполнителя за одним инструментом, фортепианный ансамбль – два исполнителя за двумя инструментами.
В последние десятилетия стало очевидным, что традиция совместной игры на фортепиано обретает новое дыхание и обогащается новыми возможностями.
Эта форма музицирования оказалась привлекательной для детей и взрослых, профессионалов и любителей музыки. Обучение тонкостям исполнения фортепианных ансамблей включено в учебные программы пианистов. Все чаще концертные афиши приглашают на выступления дуэтов, в составе которых прославленные концертирующие пианисты - солисты: Полина Осетинская – Антон Батагов, Екатерина Мечетина – Александр Гиндин, Олег Полянский – Рустем Кудояров, Николай Луганский – Вадим Руденко…Все больше в разных городах создается и издается хороших переложений для исполнения ансамблем пианистов. В нашей республике изданы сборники ансамблей Н. Кошелевой, Ген.Сураева-Королева, С. Терханова. В разных городах организуются конкурсы ансамблей, куда включается и номинация «фортепианный ансамбль». В век перенасыщенности информацией и дефицита живого общения люди находят «отдушину» в совместном исполнении музыки.
В действительности, ансамблевая игра на фортепиано имеет множество «плюсов». Для самых маленьких музыкантов привлекательна возможность, имея начальные навыки игры на инструменте, исполнить вместе с учителем, сверстником или старшеклассником настоящую «взрослую» или просто любимую музыку. Для студентов музыкантов – возможность преодолеть боязнь сцены: ведь партнеры дают психологическую поддержку друг другу. А еще – возможность сыграть много разной музыки, в том числе и на сцене: для ансамблевой игры необязательно выучивать текст наизусть.
Для пианистов еще очень важна возможность ощутить себя частью единого музицирующего коллектива. Организатор Фестиваля заслуженный работник культуры РМ, заведующая фортепианным отделением Светлана Анатольевна Чиняева считает, что пианисты – самая «обделенная» общением музыкальная специальность. Именно поэтому в Саранском музыкальном училище поддерживаются все начинания, нацеленные на творческую коммуникацию пианистов друг с другом или с представителями других специальностей. В прошлые годы заслуженный работник культуры РМ Лидия Генриховна Стеньшина организовывала концерты, где в одном дуэте оказывались пианист и теоретик, пианист и дирижер. В 2018 году на фортепианном отделении был показан концерт фортепианных ансамблей «Играем вместе…».
Стоит отметить, что настоящим энтузиастом ансамблевого фортепианного исполнительства среди пианистов является Валентина Александровна Малышева. Сама она нередко выступает в ансамбле с коллегами и вдохновляет своим примером учеников. Благодаря ее инициативе и увлеченности появились яркие концертные номера – «многоручные» (в 8 рук, в 12 рук) фортепианные ансамбли, исполненные студентами училища.
Давно замечено, что совместное музицирование дарит исполнителям непередаваемое и неизменное чувство радости, которое надолго сохраняется в эмоциональной памяти.
Если же оценивать ансамблевое исполнительство в контексте музыкальной культуры, то это один из важных и доступных (в условиях массового музыкального образования) способов формирования той благоприятной культурной среды, на которой могут произрастать и процветать таланты.
Большая часть номеров концерта, который мы предлагаем сегодня вашему вниманию, исполнена студентами и преподавателями Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова. Две видеозаписи с выступлениями школьных фортепианных ансамблей любезно предоставлены преподавателями ДМШ № 1 и ДМШ № 2 Саранска.
Видеоролики записаны в 2012 - 2019 гг. во время концертов или конкурсов, проходивших на сценах Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова.
Запись выступления дуэта Анастасия Акимова – Светлана Чиняева сделана на VII Международном конкурсе камерных ансамблей и фортепианных дуэтов имени Гнесиных в г. Новомосковске, где ансамбль стал лауреатом.
Программа предлагаемого концерта демонстрирует широкие репертуарные возможности ансамблевого музицирования. В нее вошли переложения виртуозных фортепианных опусов и фрагментов симфонической и балетной музыки, произведения композиторов - классиков и сочинения наших современников, музыка разного образного строя и разной технической сложности.
Желаем всем приятного просмотра и хорошего настроения!
М.В. Голубчикова
Программа концерта фортепианных ансамблей
в рамках фестиваля «ART-KLAVIER»
10.02.2021
1. Гаврилин В. Вальс из балета «Анюта»
Исполняют Ксения Мартынова – Ксения Рузанова, ДМШ № 2 г. Саранск, преподаватели заслуженный работник культуры РМ Клара Петровна Горина и заслуженный работник культуры РМ Ирина Евгеньевна Тихонова (Республиканский конкурс «Вастома», 2019 г.)
2. Терханов С. «Осенний романс», переложение Новоженовой Т.
Исполняют Александр Адамчик – Артем Аббазов, ДМШ № 1 г. Саранск, преподаватель заслуженный работник культуры РМ Ирина Германовна Мамзерова (Всероссийский конкурс «Музыка звезд», 2017 г.)
3. Тамарин И. «Старинный гобелен», переложение Назарова С.
Исполняют Валерия Шеметова – Мария Гунина – Кристина Чичерова (клавесин) – Анастасия Малахова – Кристина Абинова – Илья Канайкин (концерт «Играем вместе… От Моцарта до Рахманинова в четыре и двенадцать», 2018 г.)
4. Лист Ф. «Хроматический галоп», аранжировка Майлат Г.
Исполняют Кристина Чичерова – Валерия Шеметова – Мария Гунина – Илья Канайкин (отчетный концерт ФО, 2018 г.)
5. Корепанов А. «Грустный вальс». Полька
Исполняют Валентина Малышева – Наталья Резепова – Оксана Селякина (Межрегиональная конференция «Национально - региональный компонент в системе обучения студентов ФО и ССО, 2012 г.)
6. Метнер Н. «Русский хоровод»
Исполняют Анастасия Акимова – заслуженный работник культуры РМ Светлана Чиняева (VII Международный конкурс камерных ансамблей и фортепианных дуэтов имени Гнесиных, 2019 г.)
7. Рахманинов С. «Русская рапсодия»
Исполняют Полина Игнатьева – Валентина Малышева (концерт к 145 - летию С. Рахманинова, 2018)
8. Лист Ф. Парафраз на темы из оперы Верди Дж. «Риголетто», обработка для двух фортепиано Адольфа Готлиба
Исполняют Валентина Малышева – заслуженный работник культуры РМ Светлана Чиняева (отчетный концерт ФО «Рояль и голос», посвященный памяти Т.Г. Батенковой, 2016 г.)
9. Прокофьев С. «Поезд» из сюиты «Зимний костер»
Исполняют Юлия Борисова – Анастасия Акимова – Валентина Малышева – заслуженный работник культуры РМ Светлана Чиняева (концерт фортепианного дуэта Ю. Борисова – А. Акимова, 2016 г.)