О Татьяне Георгиевне Батенковой (к 75-летию со дня рождения)
О Татьяне Георгиевне Батенковой
(к 75-летию со дня рождения)
23 января – день рождения Татьяны Георгиевны Батенковой – пианистки, педагога, без имени которого немыслима история Саранского музыкального училища и музыкальной культуры Мордовии последней трети XX века. Татьяну Георгиевну помнят ее многочисленные ученики, ее не забывают коллеги в Саранском музыкальном училище, где она преподавала на протяжении 35 лет. Годы ее работы – 1970-2005 – яркая страница не только в истории учебного заведения, но и в развитии фортепианного исполнительства в Мордовии в целом. Имя Татьяны Георгиевны Батенковой и сегодня звучит как символ качества и профессионализма, а принадлежность к «классу Батенковой» – как знак продолжателя лучших исполнительских и педагогических традиций в масштабах республики.
В 2021 году исполняется 75 лет со дня рождения Татьяны Георгиевны Батенковой. И это повод еще раз поговорить о талантливом педагоге и незаурядном человеке.
Татьяна Георгиевна Мельникова родилась в 1946 году в украинском городе Харькове. В 1950 году семья переехала в Мордовию и поселилась в небольшом городе Краснослободске. С этого времени жизнь и судьба Татьяны Георгиевны связаны с нашей республикой. Ее родители были преподавателями: папа, Георгий Петрович, был директором зооветтехникума; мама, Светлана Петровна, преподавала в музыкальной школе Краснослободска. Дирижер по образованию, она стала для Тани первым учителем музыки. Под ее руководством дочка научилась играть на фортепиано, хотя окончила музыкальную школу как баянистка. В Саранское музыкальное училище Татьяна поступила в 1960 году, но выбрала не народное, а фортепианное отделение – смелый поступок, говорящий об огромном желании, решимости и вере в свои силы. Для того, чтобы догнать сокурсников - пианистов, Татьяна Мельникова провела в стенах учебного заведения пять лет – один год подготовительный и четыре основных. Ее первым педагогом в училище была Вера Михайловна Спиридонова – тогда совсем молодая пианистка, только что окончившая консерваторию (впоследствии – профессор Казанской консерватории, музыковед, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Татарской АССР, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации). Заканчивала обучение Таня Мельникова уже в классе другого начинающего педагога – Людмилы Марковны Гарт.
Как и многие юные музыканты, Таня мечтала о консерватории, и по окончании музыкального училища в 1965 году она смогла осуществить свою мечту, поступив в Казанскую государственную консерваторию имени Н.Г. Жиганова в класс Эльзы Кадыровны Ахметовой (ныне – профессор, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан). На фотографиях Тани тех лет запечатлена серьезная скромная студентка, за милой внешностью которой пока еще трудно разглядеть черты ее будущей судьбы.
В студенческие годы Татьяна Мельникова начала работать концертмейстером в классе дирижера В.М. Васильева. Профессионализм и высокий уровень мастерства этого замечательного педагога стали примером служения музыкальному искусству и на всю жизнь запомнились ей.
Пройдя свои университеты в Казани, в 1970 году Татьяна Георгиевна вернулась в Саранск. Здесь она начала свою деятельность в качестве преподавателя и концертмейстера в родном училище. Молодая пианистка часто выступала в концертах, играла в ансамбле с известным в республике скрипачом и педагогом Владимиром Ивановичем Гордеевым, работала в классе заслуженной артистки Мордовии Раисы Макаровны Беспаловой, вела класс специального фортепиано в музыкальном училище и РДМШИ.
С первых шагов проявились важные педагогические принципы – одинаково требовательно и самоотверженно заниматься с учениками разного уровня природной одаренности и профессиональной подготовленности, чутко относиться к личности ученика, особенностям его души. Достижения ее первых учеников обнаружили настоящий педагогический дар Т.Г. Мельниковой. Вячеслав Демяшкин, второй выпускник ее класса, признается, что Татьяна Георгиевна, фактически, решила его судьбу – благодаря ей он состоялся как профессионал. Много лет В.М. Демяшкин работает в Саранском музыкальном училище, где его знают как прекрасного концертмейстера.
Между прочим, среди учеников Татьяна Георгиевна нашла и свою личную судьбу в лице третьего выпускника – Анатолия Батенкова, с которым прошла свой жизненный путь рука об руку.
Вскоре стали говорить о «классе Батенковой», учиться в котором было и престижно, и трудно, но главное – интересно. Класс Батенковой был, своего рода, семьей, где по-семейному собирались на чьем-то уроке, «болели» за каждого, радовались успехам.
В этом классе витал дух творчества. Работая над произведением, говорили не только об исполнительской технике: педагог делился своими размышлениям, эмоциями, художественными впечатлениями, стараясь пробудить фантазию и заставить работать душу ученика. Выпускники Татьяны Георгиевны помнят яркие исполнения-показы, звучавшие на уроках и вдохновлявшие их к самостоятельной и неустанной работе. Яркие, запоминающиеся образные ассоциации, трактовки, предлагаемые педагогом, помогали студентам лучше понять смысл сложных музыкальных произведений и, одновременно, побуждали их к расширению собственного кругозора.
Ведя своих воспитанников к пониманию «вершин» мировой музыкальной классики, Татьяна Георгиевна стремилась раскрыть и развить неповторимую индивидуальность каждого из них, научить студентов вкладывать в исполнение свои личное понимание и жизненный опыт. Яркость и индивидуальность она ценила больше всего, прощая технические недостатки в мелочах.
Вместе с учениками Т.Г. Батенкова выучила огромный фортепианный репертуар, каждый раз составляя программы, подходящие по возможностям конкретному исполнителю. Ее студентами были сыграны многие фортепианные концерты – Моцарта, Бетховена, Шопена, Листа, Мендельсона, Грига, Рахманинова, Сен-Санса, Щедрина, Галынина, Равеля; сонаты венских классиков, виртуозные произведения Листа, Шопена, Прокофьева; сочинения Дебюсси, Шостаковича, Щедрина, Метнера, Мясковского…Всего не перечислить! Отказавшись от собственных концертных выступлений, Татьяна Георгиевна продолжала выходить на сцену уже вместе со своими учениками, исполняя вторую партию в концертах. Им она сумела привить любовь к сцене. Без студентов класса Т.Г. Батенковой не обходился ни один концерт фортепианного отделения и училища. Татьяна Георгиевна регулярно готовила своих учеников к выступлениям на Международном фестивале «Pianoforum» в г. Казани. Ее студенты принимали участие во Всероссийском конкурсе молодых пианистов имени Д.Б. Кабалевского г. Куйбышеве, в работе творческой школы «Мастер - класс» в г. Москве.
Многие ее выпускники поступали в старейшие консерватории страны – Саратовскую, Казанскую, Горьковскую – и другие музыкальные вузы.
Педагогическая биография Т. Г. Батенковой – подтверждение известного изречения Д. Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока он учится…». А она училась постоянно, используя для этого любую возможность, будь то открытые уроки консерваторских преподавателей, консультации в Казани, Москве или курсы повышения квалификации.
Для музыкантов «учиться» значит не только осваивать новейшие методики, но и постоянно пополнять запас художественных впечатлений.
С самого начала самостоятельной работы, Татьяна Георгиевна, как и многие ее сверстники - «семидесятники», не переставала самосовершенствоваться: она много читала, посещала театры, концерты, мчалась в Москву, чтобы послушать участников Международного конкурса имени Чайковского или попасть на новую театральную постановку. Ее энергии и неутомимости могли позавидовать многие молодые коллеги! Посещение столичных театров, музеев и концертных залов стало неотъемлемой частью ее жизни, так же, как и ежедневное чтение книг перед сном.
В дальнейшем к этому она старалась приобщить и своих учеников – собственным примером, убеждением, совместным посещением культурных мероприятий, вплоть до поездок в столицу. Вместе с супругом А. В. Батенковым была собрана роскошная библиотека (около 1500 книг!), которой пользовались не только они сами, но и их близкие друзья и ученики.
В училище с 1982 по 2003 год Татьяна Георгиевна выполняла обязанности заведующей отделением специального фортепиано. Не только профессионализм, но и ее человеческие качества – огромная любовь к музыке, внутренняя культура, организаторские способности и дипломатичность – позволяли ей более двух десятилетий поддерживать на отделе творческую атмосферу, были основой ее высокого авторитета в училище.
В Саранске помнят прекрасные тематические и монографические концерты, посвященные фортепианному творчеству Л. Бетховена, Ф. Листа, С. Прокофьева, Ф. Шопена, исполнительской и педагогической деятельности В. Софроницкого, проведенные под руководством Т.Г. Батенковой. Разработанные отделом положения республиканских конкурсов; многочисленные мастер - классы, творческие встречи, семинары с приглашением ведущих преподавателей Казанской и Нижегородской консерваторий, методические конференции и презентации, посвященные творчеству композиторов Мордовии – это бесценный вклад в развитие культуры фортепианного исполнительства в Мордовии.
Своим профессиональным опытом Татьяна Георгиевна делилась с коллегами, много лет возглавляя фортепианную секцию республиканского методического объединения, была бессменным председателем жюри многочисленных республиканских и городских конкурсов юных пианистов, курировала работу пианистов в ДМШ №4 имени Л. Воинова, ДМШ г. Краснослободска, консультировала преподавателей музыкальных школ Яваса, Краснослободска, Ковылкина.
Неутомимый труд Т.Г. Батенковой и ее блестящие профессиональные достижения не раз отмечались поощрениями и наградами на уровне Мордовии и России. Самые высокие из них – Почетный знак Министерства культуры России «За достижения в культуре» (2000) и Почетное звание «Заслуженный работник Республики Мордовия» (1992).
И все же для учителя главной наградой всегда были и будут успехи его учеников. Татьяна Георгиевна подготовила более 60 специалистов пианистов и много студентов - теоретиков, которым посчастливилось попасть в ее класс по дисциплине «общее фортепиано». Татьяна Георгиевна помнила о каждом из своих учеников, помнила их выпускные программы и трудности, которые преодолевала вместе с ними, следила за их судьбами, болела душой, гордилась…
Большинство учеников класса Татьяны Георгиевны Батенковой остались в профессии и сегодня с честью продолжают традиции, заложенные на уроках их педагогом. Многие пополнили ряды преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств Мордовии, других регионов России и зарубежья – они работали или работают в настоящее время в Ковылкине, Рузаевке, Ардатове, Краснослободске, в ДМШ №1, 2, 4, 5, 6 Саранска, в Анадыре, Новосибирске, Германии, Беларуси; есть среди них и учитель музыки в общеобразовательной школе. В Саранском музыкальном училище работают концертмейстеры Вячеслав Михайлович Демяшкин и заслуженный работник культуры РМ Марина Николаевна Кирюшкина (Можина), преподаватели Валентина Александровна Малышева (Лобанова), Екатерина Владимировна Гунина (Митякина), заслуженный работник культуры РМ Светлана Анатольевна Чиняева – председатель ПЦК «Фортепиано», дважды лауреат премии Главы РМ, кандидат культурологии композитор Дмитрий Викторович Буянов, музыковед Ольга Александровна Потехина (Лазарева) – председатель ПЦК «Теория музыки».
Кто-то из выпускников выбрал для себя иной путь, найдя призвание в другой специальности или профессии: Ирина Филаткина, Наталья Макарова – заслуженные артистки Республики Мордовия, солистки - вокалистки музыкального театра им. И. М. Яушева; Татьяна Фирсова – юрист, адвокат; Елена Лосева – журналист, редактор газеты; Тамара Стрягина – госслужащая; Сергей Торпищин – артист Государственного камерного хора Республики Мордовия.
Есть среди учеников класса Т.Г. Батенковой и те, кто успешно совмещает исполнительскую и педагогическую, а иногда и административную деятельность в России или за рубежом. Елена Базлина (Базова) живет и работает в Нидерландах (г. Бреда). Она – лауреат II всероссийского конкурса органистов, профессор Fontys консерватории по классу органа и фортепиано, преподаватель Академии юных талантов при консерватории, органист знаменитого мужского хора Sacramentskoor. Пианистка Екатерина Берлизова (Конкина) много лет работает в Москве, являясь доцентом ГМПИ им. М.М. Ипполитова – Иванова; Светлана Исаева – директор Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева, кандидат культурологии, заслуженный работник культуры РМ; Елена Котова – директор ДШИ г. Краснослободска (Мордовия); Екатерина Огаркова – органистка, магистр искусствоведения, преподаватель Дальневосточного государственного института искусств (г. Владивосток), солистка Хабаровской филармонии; Лариса Меркулова (Подсосова) – пианистка, лауреат международного конкурса (Пренаи, Литва), преподаватель музыкального колледжа и Детской музыкальной школы №2, солистка Гродненской областной филармонии (Беларусь); Татьяна Трунина – директор частной Детской музыкальной школы «Виртуозы» (Саратов).
Татьяна Георгиевна признавалась, что больше всего любит музыку романтиков, в которой так тонко отражена жизнь человеческой души. Может быть, поэтому ей удавалось сочетать строгость и бескомпромиссность в вопросах профессионализма с чуткостью и задушевностью личных отношений с учениками. Ее воспитанники выбрали разные пути в жизни: каждый – по себе. Но все они бережно хранят живую память о человеке и Учителе, с которым их свела счастливая судьба, передавая традиции класса Батенковой все новым и новым поколениям музыкантов.
М. Голубчикова, музыковед