ПРИНОШЕНИЕ МАСТЕРУ: к 100-летию со дня рождения певца и педагога Николая Артемьевича Мадонова
ПРИНОШЕНИЕ МАСТЕРУ
к 100-летию со дня рождения певца и педагога
Николая Артемьевича Мадонова
***
В начале девяностых я была студенткой Саранского музыкального училища. Учась на теоретическом отделении, практически не знала педагогов-вокалистов. Но Николая Артемьевича прекрасно помню. Нет, мы не были знакомы лично. В памяти запечатлелся образ статного улыбчивого мужчины с добрыми глазами. И фамилия звучная – Мадонов! – сразу запомнилась…
Прошли годы... В декабре 2020 года, к столетнему юбилею Николая Артемьевича, в училище была запланирована статья и концерт-посвящение мастеру в онлайн формате. Мне, теперь уже преподавателю училища, выпала огромная ответственность написать об этом человеке и музыканте.
Подумалось, с чего же начать? Как человеку, лично не знакомому с героем материала, рассказать о нем так, будто знала его? А рассказать есть о чем: Николай Артемьевич прожил жизнь, полную суровых испытаний, чего стоит только Великая Отечественная, участником которой он был! Да еще долгая жизнь в профессии – педагог-наставник, певец, солист театров, филармоний.
Поиски информации о музыканте на «просторах интернета», увы, не увенчались успехом… В поисковой строке вместо фамилии Мадонов упорно «вылетала» фамилия популярного нынче эстрадного певца Майданова.
На сайте «Мордовия музыкальная», к сожалению, также не удалось что-то прочесть. Скромно «прозвучало» имя музыканта и на сайте училища, заняв небольшой абзац в материале о вокальном отделении, которым Николай Артемьевич руководил более 20 лет, да в газете училища, посвященной музыкантам-фронтовикам.
На сайте Государственного архива Республики Мордовия удалось найти информацию о старшем сержанте Н.А. Мадонове, призванном в октябре 1940-го в армию. Великая Отечественная война застала его на границе с Ираном…
И все-таки, материал был набран. Выражаю огромную благодарность семье музыканта – супруге, Наталье Борисовне, сохранившей материалы о муже, к сожалению, ушедшей из жизни в 2013 году, снохе – Светлане Константиновне, за предоставленную информацию и фотографии для статьи, внуку Сергею, который в настоящее время работает в училище звукорежиссером, за воспоминания о дедушке, а также коллегам – преподавателям училища – Заслуженному работнику культуры РМ, ученице Николая Артемьевича – Черновой Ольге Александрове и Заслуженной артистке Чувашии Кожевниковой Людмиле Ивановне.
Но обо всем по порядку…
***
Мадонов Николай Артемьевич родился 19 декабря 1920 года в д. Новая Михайловка Лямбирского района, в многодетной крестьянской семье. После окончания Саловской семилетней школы продолжил учебу в г. Саранске на рабфаке. На формирование способностей Николая Артемьевича повлияло его активное участие в художественной самодеятельности школы, в предметных районных олимпиадах.
Поступив на филологический факультет Мордовского Государственного пединститута, будущий певец параллельно обучался на вокальном отделении в музыкальном училище, в классе З.А. Зайчикова.
В 1940 году со второго курса был призван в армию и направлен в среднеазиатский военный округ в г. Чимкент в 51-й ОШМАС, где получил военную авиационную специальность авиамоториста самолета СБ и направлен в 34 авиаполк скоростных бомбардировщиков, который стоял в г. Ташкенте.
Во время Иранских событий полк, в котором служил Н.А. Мадонов, потерял почти все самолеты. Летчики, оставшиеся в живых, были направлены в запасные авиационные полки на переподготовку.
С февраля по июнь 1942 года Николай служил в 17-м запасном авиаполку, откуда его направили в запасной танковый полк в г. Нижний Тагил на учебу стрелка-пулеметчика танка Т-34.
После учебы Н.А. Мадонов был распределен в 161 танковую бригаду, которая была направлена на фронт (Западное направление, недалеко от Смоленска). В августе 1942 г. получил ранение, лечился в госпитале. После лечения был направлен в управление 213 авиационной дивизии ночных бомбардировщиков самолетов ПО-2 (3-й Белорусский фронт). Демобилизовался в октябре 1945 года.
Николай Артемьевич награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени.
И там, на войне, он был активным участником всех концертных выступлений – не только пел, но и плясал. Начальник штаба дивизии рекомендовал юноше поступать учиться в консерваторию, что и было сделано.
Сразу после демобилизации Николай восстановился на учебе в Пединституте и музучилище, которые окончил в 1950 году. Два года работал на радио и в Саранской средней школе № 14 преподавателем русского языка и литературы. В качестве солиста много гастролировал по Мордовии, Пензенской области, выступая с народным оркестром Л.И. Воинова.
В 1952 году поступил в Горьковскую консерваторию на вокальное отделение, учился у доцента В.И. Таланкина и солиста Большого театра СССР, профессора Е.В. Иванова. После консерватории работал в Брянской, Тульской, Ярославской филармониях, исполнял небольшие партии в Горьковском оперном театре.
В 1959 году был зачислен солистом в только что открывшийся оперный театр в Саранске, одновременно преподавал сольное пение в музучилище. Обладая лирическим баритоном, Николай Артемьевич исполнял ведущие оперные партии в операх русских и западноевропейских композиторов, опереттах и музыкальных комедиях. Это и Бартоло в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Моралес, Данкайро в «Кармен» Ж. Бизе, Марулло в «Риголетто» Дж. Верди, принц Ямадори в «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, сват в «Русалке» А. Даргомыжского, сват в опере Л. Кирюкова «Нормальня».
Немало партий спето и в постановках музыкального училища под руководством заслуженного работника культуры РСФСР Л.П. Юшковой: Жермон («Травиата» Дж. Верди), Князь Верейский («Дубровский» Э. Направника), Анри («Фиалка Монмартра») и Бони («Сильва») в опереттах И. Кальмана, партия Мики в «Вольном ветре» И. Дунаевского, Князя Орловского в «Летучей мыши» И. Штрауса.
С 1961 года на протяжении двадцати лет Николай Артемьевич возглавлял вокальное отделение училища. За годы работы выпустил более пятидесяти студентов, половина из которых продолжили обучение в музыкальных ВУЗах страны. В их числе –Заслуженный артист РФ, Народный артист РМ С.И. Эскин, Заслуженный артист РМ А.Г. Калинкин, Заслуженный артист РМ, Лауреат премии комсомола Мордовии В.М. Кудряшов, Заслуженный работник культуры РМ, преподаватель Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова О.А. Чернова. Большое количество учеников Николая Артемьевича стали артистами ансамбля «Умарина», многие работают за пределами республики и даже за рубежом.
«В двух словах рассказать о Николае Артемьевиче невозможно, - вспоминает ученица Н.А. Мадонова Ольга Александровна Чернова. – Это был человек многогранный, разносторонний… Он не просто занимался вокалом, он «нес доброту, красоту и любовь». Эта фраза великой Елены Васильевны Образцовой как нельзя лучше лучше характеризует Николая Артемьевича. Он был педагогом от Бога, точно ориентировал студента в вокальном искусстве, точно ставил задачи, и в каждом ученике умел отыскать и развить присущее лишь ему качество. В «батальоне Мадонова» оказывались мальчишки, к которым Николай Артемьевич относился по-отечески, по-мужски направлял. Его заботило всё – что поел студент, как поспал, в каком он настроении. Это дорогого стоит! Его уроки – это спектакли с интересным посылом на освоение материала. В пении его большего всего заботило благородство звучания, внимание к фразировке, образное восприятие музыки. Школа Мадонова – это здоровый вкус в высоком штиле! Я очень люблю Николая Артемьевича. Встретить на жизненном пути таких людей – счастье!»
Николай Артемьевич занимал должность старшего методиста и принимал самое активное участие в методической работе Всесоюзных и Всероссийских конференций, в конференциях училищ Поволжья, выступая с докладами и открытыми уроками на темы «Развитие певческих навыков в свете учения Павлова» (Чебоксары, 1985г.), «Роль резонаторов в пении» (Йошкар-Ола, 1993г.), «Научные исследования в области теории вокального искусства» (Казань, 1995г.). В 1972 году ему присвоено звание «Заслуженный учитель школы МАССР», в 1979 – звание «Ветеран труда», в 1981 он был награжден медалью «За трудовое отличие».
Вспоминает коллега Николая Артемьевича, заслуженная артистка Чувашии, преподаватель Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова Людмила Ивановна Кожевникова: «Знакомство с Николаем Артемьевичем — это тот редкий подарок, который мне преподнесла жизнь. Хочу выразить свое восхищение его личностью, преданностью профессии, любви к студентам. Когда уходят такие люди, мы все сиротеем, ведь Николай Артемьевич заполнял пространство теплом своей души. Меня, только пришедшего в училище преподавателя, он окружил заботой, помогал, наставлял. Студенты считали его родным отцом. Выпуская их из училища, Николай Артемьевич продолжал следить за их творческой жизнью - устраивал в театр, разучивал с ними новые партии. Человек, обладавший кипучей энергией, он был окрыленным, умел зажечь любого. Непоседа по жизни, он не ходил, он летал. И даже в свой последний час жизни, переезжая на новую квартиру, радуясь тому, что наконец они с женой получили свой «уголок», Николай Артемьевич хотел накормить людей, уважить. Ушел страшно... Но счастливым человеком... Прожил жизнь по-настоящему, взахлеб, с полной отдачей сил. Потеряв его, мы все осиротели...»
Память о Николае Артемьевича хранят его близкие – сын Дмитрий Николаевич, сноха Светлана Константиновна и внук Сергей. С каким теплом и сердечностью он делится воспоминаниями о дедушке!
«С детства деда я запомнил как человека занятого и очень трудолюбивого. С огромной степенью ответственности перед своей семьей. За все время, что я его помню, я ни разу не видел, чтобы дед в течение дня смотрел телевизор или просто прилег отдохнуть. Все свое время он посвящал работе и заботе о своей супруге, детях и внуках.
Все мое детство мы жили все вместе в одной квартире, и я любил быть в комнате бабушки и деда. В этой комнате была какая-то особая атмосфера тепла, уюта и спокойствия, где каждая, даже самая маленькая вещь, имела свое место. И я, как любой нормальный ребенок, не мог не вносить в эту идиллию свою «лепту» в виде разбросанных игрушек и конфетных фантиков. А в ящиках старого шифоньера лежали самые главные «богатства». Там хранилось большое количество ценных семейных реликвий. Это были разнообразные шкатулки, броши, часы, старинные столовые приборы, какие-то коробочки и, конечно, театральный грим деда, которым я иногда мазюкался, пока не был пойман.
Дед всю свою жизнь посвятил искусству. Он был предан своему делу до последнего дня. Он воспитал целую плеяду своих учеников, многие из которых нашли применение своему таланту не только за пределами республики, но и за пределами страны. Я часто видел с какой гордостью и трепетом дед читал письма от своих состоявшихся учеников, которые присылали ему поздравления на каждый праздник.
А еще я знал, что дед был ветераном Великой Отечественной Войны. Иногда, когда мы оставались вдвоем, дед рассказывал мне о своих фронтовых годах. Он имел очень много медалей и наград и каждый парад в день победы дед надевал свой военный китель, и мы всей семьей выходили на балкон чествовать колонну ветеранов, проходившую мимо нас. Поэтому этот праздник свято чтят в нашей семье. И по сей день, каждый год в день победы мы собираемся всей семьей за большим столом, расставляем портреты наших ветеранов и достаем все медали и ордена деда.
Дед погиб, когда мне было 12 лет. Он до последнего своего дня был в строю, и по-настоящему понять, каким был МОЙ ДЕД, я смог, когда повзрослел...»
«Помню нашу последнюю встречу – 2 октября 1998 года, - вспоминает Ольга Александровна Чернова. – Николай Артемьевич уходил из училища домой. Я обернулась ему вслед, и будто что-то меня задело…, предчувствие…»
Жизнь музыканта оборвалась внезапно, по вине лихачей, устроивших гонки на машинах. Один из них заехал на разделительную полосу, где стоял Николай Артемьевич.
***
P.S. «Я верую, что те, кто уже ушел, нас видят и слышат. Каждому нужно отдать должное. Тогда понятно, что не зря жил. Отдать людям дань — очень важно». Елена Образцова.
Сегодня мы вспомнили светлого, чуткого, талантливого человека и музыканта. Человеческая и педагогическая значительность Николая Артемьевича Мадонова, его доброта к людям, неутомимость в служении Музыке живы в памяти его близких, учеников и коллег. Дело чести и внутренней порядочности каждого — быть достойными памяти Учителя.
С юбилеем, маэстро!
музыковед Наталья Родина
фото из домашнего архива семьи Мадоновых
Предлагаем вашему вниманию онлайн-концерт «Приношение мастеру», подготовленный преподавателями и студентами Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова. На одной сцене встретятся музыканты, делающие первые шаги в профессии, и мэтры – ученик Н.А. Мадонова – Заслуженный артист РФ, Народный артист РМ Сергей Эскин и так называемая «внучка» маэстро, ученица О.А. Черновой – Заслуженная артистка РМ Екатерина Ланцева. Вот такая преемственность поколений!
Программа концерта:
1. Ария «O cessate di piagarmi» из оперы «Помпей» А. Скарлатти. Исполняет Вероника Мамонова (преподаватель Народная артистка РМ Алышева Е.В.), концертмейстер Анастасия Акимова
2. Муз. М. Балакирева, сл. М. Яцевича «Взошел на небо месяц ясный». Исполняет Анастасия Сванидзе (преподаватель Народная артистка РМ Алышева Е.В.), концертмейстер Анастасия Акимова
3. Муз. П. Чайковского, сл. К.Р. «Растворил я окно». Исполняет Артем Костюк (преподаватель Сонина Е.В.), концертмейстер Светлана Птичкина
4. Муз. Г. Майбороды, сл. А. Малышко «Ты плыви, цветок веселой мальвы». Исполняет Елизавета Шадрина (преподаватель Сонина Е.В.), концертмейстер Светлана Птичкина
5. Муз. Р. Яхина, сл. М. Нугмана «Глаза мои ищут только тебя». Исполняет Артем Костюк (преподаватель Сонина Е.В.), концертмейстер Светлана Птичкина
6. Муз. Н. Кошелевой, сл. А. Доронина «Россиясо» («В России»). Исполняет заслуженная артистка РМ Екатерина Ланцева, концертмейстер Оксана Селякина
7. Г. Свиридов, сл. В. Маяковского «Солнце и поэт» из «Патетической оратории». Исполняет Смешанный хор училища, художественный руководитель и дирижер Оксана Симкина, концертмейстер Ирина Осипова, солист Заслуженный артист РФ, Народный артист РМ Сергей Эскин
Приятного просмотра!