Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Олимпиада-2020

13.12.2020

Олимпиада-2020

Нет, это не о спорте, речь пойдёт о теоретической олимпиаде, традиционно проводимой в музыкальном училище в канун сессии. Кто-то посчитает это время не совсем удачным – а вот мы, организаторы, думаем, что именно накануне сессии студенты, как никогда, собранны, мобильны и готовы к свершениям в разных областях. Область приложения сил наших студентов в олимпиаде – комплекс теоретических дисциплин: сольфеджио, гармония, музыкальная литература, анализ.

Младшая группа (1-2 курсы) всегда представлена большим числом участников, нежели старшая, но перевес на этот раз был совсем небольшим: 29 и 21 соответственно.

Понятно, что среди представителей младших курсов меньше смелости, куража, первокурсники в большинстве своём испытывают стеснение, робеют. Среди старших же немало ярких и смелых выступлений, особенно в игре, ведь публичность для них не нова. Поднаторели они и в умении на письме излагать свои мысли: в эссе с истолкованием высказывания, принадлежащего Бетховену, встречались и «свободный полет» мысли, и «привязка» к имеющимся знаниям, и философствования более высокого порядка. Попутно отмечу, что и орфографические ошибки в их сочинениях почти не встречаются. А младшие в этом преуспели, хотя им нужно было написать всего несколько слов в рамках анализа прослушанного произведения.

Испытания, включённые в олимпиаду-2020, традиционны. Младшая группа: 1) анализ прослушанного произведения, в ходе которого нужно было внести в таблицу характеристики средств музыкальной выразительности; 2) восстановление правильного порядка тактов в музыкальном фрагменте; 3) выбор верного варианта группировки на основе первоисточника и нескольких решений; 4) объяснение значения музыкального термина; 5) импровизация – нужно было сыграть период на основе данного двутакта (одноголосие).

Старшая группа: 1) музыкальная викторина по видеофрагментам опер Н. Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко») и С. Прокофьева («Война и мир», «Любовь к трём апельсинам»); 2) определение по автографу (фрагмент нотной рукописи), какому композитору он принадлежит; 3) эссе, посвящённое истолкованию смысла высказывания Людвига ван Бетховена; 4) завершить на фортепиано музыкальную фразу, придерживаясь заданной фактуры (многоголосие гармонического типа или мелодия с аккомпанементом).

Не вдаваясь в подробный анализ, выскажу «по горячим следам» несколько общих наблюдений и выводов.

1)     Те, кто постарался минимально «раскрыться», отказавшись играть или отделавшись формальной «отпиской» вместо эссе, обманули сами себя, ведь такие испытания помогают оценить свой профессиональный уровень.

2)     Младшим курсам с самого начала занятий нужно обязательно освоить некий «понятийный минимум» – базовые музыкальные термины, в которых они пока путаются (жанр, фактура, метр и ритм и т.д.) – без этого анализ невозможен.

3)     На уроках гармонии и сольфеджио необходимо заниматься импровизацией, это слабое место, практически, у всех. Хорошо показали себя в игре те, кто не боится и наделен от природы хорошими данными. Но ведь их можно и развить!

И несколько личных впечатлений. На олимпиаде очень заметны личностные качества студентов, и хотелось бы видеть среди них больше решительных, смелых, умеющих собраться. Ведь это необходимые каждому музыканту качества, с которыми можно выходить на новый уровень в обучении, покорять сцену, становиться яркой личностью. Скромность хороша, но в некоторых ситуациях нужно показывать и другие свои достоинства. Не буду называть имен особенно понравившихся мне участников, так же, как и разочаровавших жюри и зрителей, чтобы никого не обидеть.

Дорогие наши студенты, впереди у вас еще немало разных испытаний, учитесь проходить их достойно и не сдаваться после неудач! Успехов и побед каждому из вас!

Результаты олимпиады:

Младшая группа

Максимально возможное количество баллов - 35

Лауреат I степени

Ткаченко Елизавета (2 курс ССО) – 31,5 балла

Лауреат II степени

Сванидзе Анастасия (1 курс ВО) – 30 баллов,

Родькина Анастасия (2 курс ФО) – 29 баллов,

Мамедов Кирилл (1 курс ОНИ) – 29 баллов,

Нифонтова Елизавета (2 курс ФО) – 28 баллов,

Челмакина Мария (2 курс ССО) – 27 баллов,

Истихин Илья (1 курс ВО) - 25 баллов,

Пруцкова Анастасия (2 курс ФО) – 25 баллов,

Лауреат III степени

Кознова Алина (2 СХНП) – 24 балла,

Радаева Анна (2 курс ТО) – 23 балла,

Додонов Данила (1 курс ОНИ) – 22 балла,

Нурутдинов Кирилл (2 курс ФО) – 21 балл,

Шейкина Валерия (2 курс ВО) – 21 балл,

Дипломант

Нажалкина Ольга (2 курс ОНИ) – 20 баллов,

Благова Светлана (1 курс ОНИ) – 20 баллов,

Иванова Анна (2 курс ССО) – 17 баллов

Старшая группа

максимально возможное количество баллов – 46

Лауреат I степени – не присуждалось

Лауреат II степени

Курмаева Юлия (4 курс ДХО) – 36 баллов

Лауреат III степени

Барабанова Мария (4 курс ТО) – 32,5 балла,

Сорокина Василиса (4 курс ФО) – 31 балл,

Бутусова Виктория (4 курс ТО) – 31 балл,

Морозова Дарья (4 курс ВО) – 30,5 балла

Абдрашитов Георгий (3 курс ФО) – 29 баллов,

Климов Вячеслав (4 курс ФО) – 28 баллов,

Радаева Ирина (4 курс ДХО) – 28 баллов

Дипломант

Кудрявцева Полина (4 курс ФО) – 27 баллов,

Дивеев Дмитрий (3 курс ОНИ) – 25,5 балла,

Шадрина Елизавета (3 курс ВО) – 24,5 балла

Бикбаева Алина (3 курс ОНИ) – 24 балла,

Кочеткова Мария (4 курс ФО) – 22 балла

Олимпиаду проводили преподаватели С.Б. Асанова и О.А. Потехина

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*