Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Кредо: «Жить без фальши…»

03.12.2020

Кредо: «Жить без фальши…»

Есть устойчивое мнение о том, что музыканты – это люди с особым устройством психики, очень чувствительные, ранимые, «тонкие» артистичные натуры. Да, разумеется, так и есть. Но и среди музыкантов есть определенные градации этой уязвимости и трепетности. Если бы существовала некая шкала, с помощью которой можно было бы эти качества измерить, то Татьяна Константиновна Подкопалова по показателям оказалась бы среди своих коллег на одном из первых мест. Это человек очень тонкой душевной организации, чувствительный, принимающий всё близко к сердцу. 3 декабря Татьяна Константиновна отмечает свой день рождения, и, взявшись за написание этого «юбилейного материала», я испытываю трепет и большую ответственность за каждое слово…

Детство. В семье Подкопаловых не было музыкантов: глава, Константин Иванович – военный лётчик-бомбардировщик, капитан, фронтовик, орденоносец; мама, Евдокия Ивановна, почтовый работник. Тем не менее, в семье очень любили музыку, в родне отца было много талантливых представителей, игравших на различных музыкальных инструментах по слуху, а дед с отцовской стороны пел на клиросе. Мама любила классическую музыку и балет.

В годы, на которые пришлось детство Татьяны Константиновны, главным источником информации в каждой семье, лучшим собеседником и другом было радио. В каждом доме его голос, практически, не умолкал. И дети вольно или невольно слышали и радиоспектакли, и оперные трансляции, и концерты по заявкам радиослушателей. Многие люди этого поколения знали классическую музыку в её лучших образцах, были поклонниками известных певцов, дирижеров, пианистов. Говорю об этом с большой уверенностью, потому что наблюдала и в своей семье, и среди друзей, родственников, как много значила тогда для людей музыка, да и в целом культура. Также во многих семьях было принято обучать детей игре на музыкальных инструментах, а в домашних вечеринках, праздниках большое место занимало музицирование – звучали аккордеон, баян, гитара, мандолина. Родители Татьяны Константиновны старались всесторонне развивать своих детей: приохотили их к чтению, не считаясь с расходами, приобретали книги, выписывали журналы. Мама собирала для Тани вырезки из журнала «Огонёк» - единственного, в котором публиковали цветные репродукции шедевров мирового изобразительного искусства, и любовь к живописи навсегда поселилась в душе девочки. Кстати, эти вырезки Татьяна Константиновна хранит до сих пор, она является тонким ценителем и знатоком изобразительного искусства. С появлением в доме телевизора стало возможным видеть воочию концерты пианистов, вокалистов, трансляции конкурсов - так, например, конкурс П.И.Чайковского вошёл в каждый дом, стал «народным». Татьяна Константиновна вспоминает, что полюбила музыку с детства, но не задумывалась о том, что можно ею заниматься, ведь музыка была как бы из другого мира, мало похожего на тот, что был вокруг. Однажды, оказавшись на дне рождения одноклассницы, Таня с восторгом и удивлением услышала, как та исполнила для гостей пьесу на фортепиано – это был «Сурок» Л.Бетховена. И вдруг осознала – а ведь музыке можно учиться! Родители поддержали дочь, отвели её в музыкальную школу, где 9-летней девочке предложили заниматься на флейте – инструменте, ей тогда незнакомом, но чем-то притягательным. Вот так и решилась судьба.

Юность. Это время определения, становления. Сформировались такие черты характера, как упорство, способность увлекаться и целиком отдаваться делу. От мамы передалась способность сочувствовать, сопереживать другим людям, жить их заботами и проблемами – очень нужные для будущего педагога качества. Преподаватель по специальности в музыкальной школе, а затем и в училище, Шитов Пётр Михайлович, сумел привить любовь к музыке, своему инструменту. В эти годы в городе было много хороших музыкантов, например, Зеликман Я.Х., под руководством которого в городском парке играл прекрасный духовой оркестр. Притягивал и музыкальный театр, где блистали Раиса Беспалова, Вадим Медведский, Нина Кашляева и другие. Так пришло решение стать профессиональным музыкантом.

Университеты. Учеба в жизни Татьяны Константиновны – непрерывный процесс: школа, Саранское музыкальное училище, Мордовский педагогический институт, Казанская консерватория… И это далеко не весь список, ведь учиться она продолжает и по сей день. Татьяна Константиновна следит за всеми яркими исполнителями-флейтистами, смотрит их выступления в сети Интернет, а, если есть такая возможность, старается посетить мастер-классы, которые проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, самых разных городах нашей страны. При этом её не останавливают затраты на дорогу и билеты в филармонию, неудобства при переездах и проживании в гостиницах (понятно, не шикарных) – всё это не способно погасить её музыкантский энтузиазм.

Главное: увидеть, услышать, научиться. Вот краткий перечень посещённых городов и тех исполнителей, которые произвели огромное впечатление на нашу героиню: Свердловск (курсы повышения квалификации), Ижевск, Нижнекамск, Новомосковск, Псков, Владимир (поездки на конкурсы), Санкт-Петербург (мастер-класс и концерты Венсана Люка, 3-й тур последнего конкурса им. П.И.Чайковского), Москва (выступления Андраша Адорьяна, Джеймса Гэллоуэя). При этом Татьяне Константиновне интересны не только флейтисты, она убеждена, что можно многому научиться у музыкантов других специальностей – вокалистов, пианистов, домристов, ведь есть обще-музыкальные законы, методические приёмы – и нередко этот опыт оказывается полезен в педагогической работе.

Ученики. За годы педагогической работы Татьяна Константиновна создала целую «сеть» флейтистов в городе и республике: это – выпускники ее класса в школе-интернате, 1-й ДМШ и музыкальном училище. Ученики, которым Татьяна Константиновна преподавала в школе, приходят учиться к ней же в музыкальное училище, многие из них тоже стали преподавателями. В школах города и республики, в различных оркестрах продолжают сегодня трудиться выпускники класса Татьяны Константиновны: Роман Косинов, Ирина Потапова, Александр Лаптун, Антон Рогожин, Екатерина Мелёшкина, Антон Тятюшкин, Галина Вдовина, Ольга Гарынкина, Людмила Новгородова. Людмила, кстати, связала свою жизнь с военным оркестром, в этой работе ей очень пригодятся привитые педагогом дисциплина, работоспособность, а личный пример Татьяны Константиновны будет служить ей образцом. Сегодня в классе Подкопаловой несколько учеников, на каждого из них педагог возлагает большие надежды. Кстати, на днях, как будто специально к юбилею, пришло известие о присуждении звания лауреата 1 степени в конкурсе «Музыка звёзд» (г. Москва, 28 ноября 2020 г.) студентке 3 курса класса Татьяны Константиновны – Анне Тишкиной (концертмейстер Резепова Н.Ю.). Кстати, Аня является выпускницей ДМШ № 4, класса Ирины Владимировны Потаповой, в своё время бывшей выпускницей класса Подкопаловой Т.К. Это – результат совместного творчества в классе, и таких результатов за время работы в училище и музыкальной школе было и ещё будет немало. Татьяна Константиновна самозабвенно любит своих учеников и говорит, что называть своё жизненное занятие «работой» ей не хочется, ведь это радость и удовольствие.

Творчество. В работе педагога Подкопаловой большое место отводится концертной деятельности учеников. Интересна своеобразная стратегия, которую выработал педагог для привлечения внимания к инструменту и для поддержания интереса у учеников. Традиционными стали концерты, в которых принимают участие ученики разных возрастов и, соответственно, уровня подготовки. На этих концертах все участники имеют возможность не только «себя показать», но и «на других посмотреть». Это создаёт атмосферу своеобразной профессиональной конкуренции, каждому хочется выглядеть в общем строю достойно и интересно. Программы этих концертов составляются с учётом разнообразия стилей, технических особенностей, жанров. Как результат, возникает большой интерес к этим ежегодным, проводимым на протяжении примерно последних 15-20 лет, отчётам класса флейты, и в зале 1-й музыкальной школы (который славится в городе своей акустикой) каждый раз собирается внушительное число зрителей. Это и родители, и коллеги-педагоги из разных школ города и музыкального училища, и просто любители музыки. Много значит аура, царящая на этих концертах: украшенный зал, нередко специально приглашаемый «со стороны» ведущий, радостное волнение детей и родителей, общение и царящая Музыка…

Любовь к музыке в жизни Татьяны Константиновны всегда облечена в активные формы, а ее педагогический энтузиазм безграничен: ученика, прежде всего, нужно найти, привлечь к занятиям, заразить любовью к своему инструменту, в процессе учёбы знать каждую минуту, чем он занят, контролировать, правильно ли он работает над поставленными задачами, проследить, как он управляется с другими предметами.

Есть и такое правило в преподавательской деятельности Татьяны Константиновны: не жалеть своего времени, сил, и всю себя полностью отдавать преподаванию.    Её никогда не остановят временные затраты, она без колебаний готова прийти на работу в неудобное для себя, позднее или, наоборот, раннее время, если требуется подстроиться под нужды ученика. Её не затруднит принести ученику литературу, которая ему будет полезна, любые ноты – и мы часто видим её с массивной сумкой, которую в последнее время сменил переполненный рюкзак за плечами. В классе работа направлена на достижение правильного дыхания, звукоизвлечения, а главный враг Татьяны Константиновны – фальшь. Это ненавистное слово не должно войти в жизнь учеников ни в своём буквальном, ни в переносном значении. Чистота интонации – чистота мыслей и поступков. Это – жизненное кредо педагога.

   Дорогая Татьяна Константиновна, поздравляем Вас с Вашим юбилеем, пусть ещё долгие годы «не зарастает тропа» в класс флейты, а ученики отвечают Вам любовью и успехами! Будьте здоровы и счастливы!

 Асанова С.Б.


ВИДЕ картинка на сайт.jpg

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*