Проект «Этот день в истории музыки». Знаменитые западные композиторы – именинники ноября
Проект «Этот день в истории музыки». Знаменитые западные композиторы – именинники ноября
9 ноября 2020 г. на нашем сайте состоялся онлайн-концерт из архивных записей Саранского музыкального училища с сочинениями русских композиторов – именинников ноября. Сегодня мы вспоминаем выдающихся западных музыкантов, родившихся в последний месяц осени.
10 ноября 1668 г. на свет появился Франсуа Куперен – французский композитор, органист и клавесинист, представитель известной династии, насчитывавшей несколько поколений музыкантов. Наибольший вклад Ф. Куперен совершил в развитие клавесинного стиля, его филигранно-утонченные пьесы открыли новый этап в исполнительской культуре, завораживая своим изяществом и отточенностью. Им создано более 250 пьес различного характера, имевших преимущественно программные заголовки: «Таинственные баррикады», «Бабочки», «Жнецы», «Верность», «Ветряные мельницы» и другие. Кроме этого, Куперен также является автором трактата «Искусство игры на клавесине». Как непревзойденный мастер игры на этом инструменте композитор удостоился от своих современников титула "Le Grand" – «Великий».
В программе online - концерта студентов и преподавателей Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова в рамках проекта «Этот день в истории музыки» прозвучат две архивные записи пьес Франсуа Куперена «Мошка» в исполнении преподавателя училища Екатерины Юрьевны Данчиной, и «Жнецы» в исполнении студентки фортепианного отделения Полины Кудрявцевой (преподаватель Данчина Е.Ю.).
***
16 ноября 1895 г. родился классик XX века, немецкий композитор, теоретик музыки, альтист, дирижёр Пауль Хиндемит. Он сумел охватить в своем творчестве практически все музыкальные жанры, не забыв и про музыку для детей. Хиндемит был великим экспериментатором в области синтеза стилей, оркестровых красок. Он написал соло почти для всех инструментов в оркестре. По свидетельствам современников, композитор мог сыграть любую партию в написанных им произведениях. Отсюда твердо закрепившееся за ним амплуа «всемузыканта» — All-raund-musiker.
Автору этой статьи еще в консерваторские годы посчастливилось неоднократно исполнять опусы из интереснейшего фортепианного цикла композитора Ludus tonalis, что в переводе означает «игра тонов», «тональная игра». Эти «тональные, контрапунктические и пианистические упражнения», как назвал их сам автор, были написаны в 1942 году, а поводом для их создания стало приближение 200-летия со дня, когда И. С. Бах в 1744 году завершил второй том своего Хорошо темперированного клавира. При всей преемственности, цикл «Ludus tonalis» Хиндемита глубоко индивидуален и содержит много новых, зачастую необычных решений в вопросах, касающихся полифонической техники и полифонической цикличности.
В онлайн-концерте прозвучит другое сочинение композитора – Соната для тромбона и фортепиано П. Хиндемита в исполнении заслуженного работника культуры РМ Александра Лутова (тромбон) и студента Кирилла Киреева (фортепиано, преподаватель заслуженный работник культуры РМ Чиняева С.А.).
Соната характеризуется синтезом двух родов музыкального мышления – концертности, с ее диалогичностью и камерности, как главной черты самого жанра сонаты. Наличие фортепиано в «союзе» с духовым инструментом позволяет композитору создать особый тип концертной камерности, при которой духовой инструмент, благодаря своей сольной одноголосной природе, выделяется как концертирующий, ведущий, а универсальное по своим возможностям фортепиано играет роль, аналогичную оркестру в собственно концертном жанре.
***
18 ноября 1786 г. на свет появился будущий реформатор немецкой оперы Карл Мария фон Вебер. Родившись в семье оперного капельмейстера, мальчик с детства впитывал все тонкости этого жанра, играл на многих инструментах, увлекался живописью. Повзрослев, музыкант работал в нескольких ведущих оперных театрах. Именно он предложил новый принцип размещения оперного оркестра – по группам инструментов. Вебер планомерно проводил реформу, изменял репертуарную политику, ставя немецкие и французские оперы вместо многочисленных произведений итальянцев. Результатом его реформаторской деятельности стало рождение оперы «Волшебный стрелок».
В программе онлайн-концерта прозвучит «Концертино» для кларнета К.М. Вебера. Нужно заметить, что тембр кларнета был своеобразным музыкальным символом эпохи романтизма, представителем которой и являлся Вебер. Соло кларнета звучат в его операх и операх Р. Вагнера, в симфониях Г. Берлиоза и П. Чайковского, в симфонических поэмах Ф. Листа. Для кларнета Вебер сочинил два больших концерта.
Концертино, которое мы услышим, было написано композитором в 1811 году за несколько дней в Мюнхене, где Вебер познакомился с кларнетистом баварского придворного оркестра Генрихом Йозефом Берманом. Впервые Концертино прозвучало в исполнении Бермана и имело большой успех.
В нашем концерте Концертино К.М. Вебера звучит в исполнении студента Алексея Шемуратова (кларнет), преподаватель заслуженный работник культуры РМ Трунин В.Г., концертмейстер Сидоркина О.Н.
Желаем всем приятного просмотра!
музыковед Наталья Родина