Проект «Этот день в истории музыки»: именинники ноября
В ноябрьском выпуске проекта «Этот день в истории музыки» «встретились» три именинника, три крупнейших представителя русской музыкальной культуры XIX столетия – основатель первой русской консерватории, пианист-виртуоз Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894), член «Могучей кучки», ученый-химик Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) и убеждённый последователь классики, ученик П.И. Чайковского – Сергей Иванович Танеев (1856-1915).
***
12 ноября 1833 г. на свет появился «богатырь» русской музыки Александр Порфирьевич Бородин. Такие люди рождаются раз в сотню лет – можно с уверенностью сказать о Бородине. Круг его интересов, знаний и умений настолько был велик, что становится очевидно: это истинный гений! Он стал одним из немногих людей своего времени, сумевших добиться выдающихся достижений в двух диаметрально противоположных областях. Бородин-композитор, просветитель, поэт и Бородин-химик – не просто грани одной личности, а словно детали мозаики, дополняющие и поддерживающие друг друга. И, кажется, если изъять из этого списка какую-то одну черту, то и остальные станут не в полной мере яркими, выдающимися, гениальными.
В его жизни нашлось место и великим музыкальным произведениям, в которых органично сплелись и богатырский размах, и тонкая лирика, и выдающимся научным открытиям. Он успевал читать лекции в двух академиях, редактировать журнал, а также живо интересоваться общественной жизнью и развивать образование.
Участник «Могучей кучки», продолжатель традиций М.И. Глинки, А.П. Бородин создал русскую эпическую симфонию и утвердил тип русской эпической оперы. Александр Порфирьевич считается одним из основателей жанра квартета в России. Перефразируя известное выражение, вечный труженик Бородин любил часто повторять: «Всем тем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе!»
***
«Музыкальная совесть Москвы» - так называли современники Сергея Ивановича Танеева. Человек душевной чистоты, неподдельной доброты, большой сердечности, чуткости, деликатности и удивительной скромности – такими качествами обладал этот композитор, который к тому же был еще и блестящим пианистом, крупнейшим учёным-музыковедом и прирождённым педагогом, настоящим профессионалом.
Любимый ученик и друг П.И. Чайковского, Сергей Иванович родился 25 ноября 1856 года. Он воспитал целую плеяду знаменитостей, среди которых Сергей Рахманинов, Рейнгольд Глиэр, Николай Метнер, Александр Скрябин.
Танеев был образцом во всём. Чтобы он ни делал, он делал с оптимизмом, громадной волей и методичностью в работе. Большой интеллектуал с глубочайшей осмысленностью высказываний, он имел такой авторитет, что многие выдающиеся деятели того времени почитали за честь общаться с ним. Когда в 1905 году из Петербургской консерватории несправедливо уволили Римского-Корсакова, Сергей Иванович, в знак солидарности с ним, покинул Московскую консерваторию и стал зарабатывать на жизнь, давая частные уроки.
В подборке музыкальных произведений, исполненных в Саранском музыкальном училище им. Л.П. Кирюкова, оказалась хоровая миниатюра «Вечерняя песня» С. Танеева. Хорам Танеева свойственны мелодическая выразительность языка, красочность и насыщенность гармоний, полифоническое мастерство, монументальность формы, знание вокальных возможностей голосов, совершенство голосоведения, принцип – «хору подвластно всё».
«Вечерняя песня» композитора прозвучала на одном из Госэкзаменов дирижерско-хорового отделения училища в исполнении женского хора (руководитель Заслуженный работник культуры РМ Кузин В.А.), дирижер – студентка 4 курса Алина Березина (класс преподавателя Якунчевой О.В.).
***
Под занавес месяца, 28 ноября 1829 г. мир увидел будущий организатор музыкальной жизни в России, композитор, создававший шедевры, гениальный пианист, Антон Григорьевич Рубинштейн. Могучий талант Рубинштейна проявился во множестве областей, связанных с музыкой. Выдающийся пианист, он много концертировал в России, Европе и Америке, оставил сотни сочинений. Будучи руководителем созданного им же Русского музыкального общества, Рубинштейн дирижировал первыми симфоническими концертами общества, занимался просветительской и благотворительной деятельностью, преподавал и читал лекции. По его инициативе в Петербурге была основана первая русская консерватория.
В 2019 году в Саранском музыкальном училище в рамках проекта «Музыкальный календарь» (автор и ведущая проекта музыковед Наталья Родина) состоялся концерт «Три портрета», посвященный русским композиторам. В их числе оказался и Антон Рубинштейн. Сочинения композитора, прозвучавшие в том концерте, предлагаем вниманию наших зрителям сегодня.
Это фортепианный дуэт «Тореадор и испанка» из сюиты «Костюмированный бал», прозвучавший в исполнении учащихся РДМШ-интернат Виктории Селезневой и Алексея Макарова (преподаватели М.В. Королева и Н.П. Жесткова), романс «Горные вершины» на стихи М.Ю. Лермонтова, исполненный смешанным хором училища (руководитель и дирижер Ольга Якунчева, солисты Валерия Шеметова и Юлия Курмаева) и Ария Демона из оперы «Демон», представленная студентом 2 курса Артуром Салькаевым (класс преподавателя А.А. Рябовой, концертмейстер И. Осипова).
На открытии Петербургской консерватории 20 октября 1862 года, Антон Рубинштейн произнес речь, основные постулаты которой актуальны и сегодня: «Учащиеся… должны работать так, чтобы, не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству; должны не желать выходить из этих стен иначе как истинными художниками. Только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь их образователям…».
Желаем всем приятного просмотра!
Автор проекта «Этот день в истории музыки»
музыковед Наталья Родина