Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

"Под знаком Чайковского". Мой Чайковский...

14.05.2020

Мой Чайковский

Петр Ильич Чайковский… По моему мнению, нет такого человека, который ни разу не слышал имя этого человека. Русский композитор, педагог, музыкальный критик и дирижер… 7 мая 2020 года у него “круглая” дата – 180 лет со дня рождения. В связи с этим я задалась вопросом: «А что для нас, современного поколения, значит творчество Петра Ильича Чайковского»? Музыка Чайковского воплощает драгоценные качества русской культуры — любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства.

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». И мы видим, как в наше время сбывается мечта Чайковского. И не случайно его именем в 1956 году был назван первый Российский Международный конкурс музыкантов. Он сразу вошел в число наиболее престижных музыкально-исполнительских конкурсов и с каждым годом привлекает все большее количество талантливых исполнителей.

На мой взгляд, его творчество по своей величине созвучно с творчеством великих русских писателей – Ф. М. Достоевкого, Л. Н. Толстого. Чайковский хорошо знал русскую литературу и внимательно следил за всем новым, что в ней появлялось, высказывая нередко очень интересные и вдумчивые суждения по поводу отдельных произведений. Он преклонялся перед гением А. С. Пушкина, поэзия которого сыграла огромную роль в собственном творчестве, но также П. И. Чайковский любил многое у И. С. Тургенева, тонко чувствовал и понимал лирику А. А. Фета, и это не мешало ему восхищаться сочностью описаний быта и природы у такого объективного писателя, как С. Т. Аксаков. Но все же особое место он отводил Л. Н. Толстому. «Писатель, коему даром досталась никому еще до него не дарованная свыше сила заставить нас, скудных умом, постигать самые непроходимые закоулки тайников нашего нравственного бытия», «глубочайший сердцевед», — в таких выражениях писал он о том, что составляло, по его мнению, силу и величие Толстого как художника. «Его одного достаточно, — по мнению Чайковского, — чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают все великое, что создала Европа».

“Кучкисты”, однако, говорили о недостаточно определенно выраженном национальном характере его музыки. «Национальный элемент не всегда удается Чайковскому», — осторожно замечает Стасов в своей большой обзорной статье «Наша музыка за последние 25 лет». Сегодня для нас, воспринимающих музыку Чайковского истинно русской, эти слова звучат абсурдно. Главным предметом творческого интереса композитора являлись внутренние психологические столкновения душевного столкновения человеческой личности. Элемент личного всегда присутствует у Чайковского, к каким бы темам он ни обращался. Отсюда та особая лирическая теплота и проникновенность, которыми овеяны в его произведениях картины народного быта или любимой им русской природы, и, с другой стороны, острота и напряженность драматических конфликтов, возникавших из противоречия между естественным стремлением человека к полноте наслаждения жизнью и суровой безжалостной действительностью, о которую оно разбивается.

Музыка Чайковского… Как сложно подобрать нужные слова, которые могли бы выразить чувства, мысли, душевную радость, спокойствие, бурю эмоций и трепетное чувство погружения в необъяснимо прекрасный мир П.  И. Чайковского. При прослушивании музыкального цикла “Времена года” невольно рисуются картины русской природы. А Первый концерт для фортепиано с оркестром ассоциируется с широкими русскими просторами, бескрайними полями… Как и в каждом выдающемся и особенно полюбившемся публике сочинении, в Первом концерте есть свои “крылатые фразы”. Главной такой фразой является торжественно-ликующее вступление к Концерту. Эта крылатая фраза была хорошо знакома в нашей стране, что называется, косвенно — через многочисленные подражания в киномузыке. Стоило в фильме 1940–60-х годов появиться бескрайним просторам полей, покоряемым могучими тракторами, как на зрителя обрушивались жизнеутверждающие аккорды фортепиано на фоне широкой оркестровой темы.

Современные кинокомпозиторы к этой крылатой фразе почти не обращаются, зато она регулярно цитируется создателями рекламных роликов.

В заключении хочу отметить, что Петр Ильич Чайковский является, пожалуй, одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

Студентка 2 курса фортепианного отделения Е. Пищеркова (рук. О.А. Потехина)



Мой Чайковский

Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть,

которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души.

П.И. Чайковский

Примерно в возрасте 10 лет я первый раз посмотрела мультфильм «Щелкунчик» с музыкой балета П. И. Чайковского. Мое восхищение от увиденного и услышанного и сегодня трудно передать словами. Мне он понравился весь. Музыка тонко воплощает все происходящее. Есть простые и прозрачные оркестровые краски, танцевальные формы.

Позже, пересмотрев и переслушав его, выделила для себя один номер – Andante maestoso. Он поразил меня своим музыкальным содержанием. Вначале музыка тревожная и призрачная, звучание подобно журчанью ручейков, она постепенно ширится, расцветает прекрасной бесконечно развертывающейся мелодией. Все начинается как бы издалека, и постепенно все раскрывается – и по фактуре, и по звуковым краскам. Наконец, множество контрастных музыкальных образов соединяются воедино… И в этом году мне удалось исполнить Andante maestoso из балета «Щелкунчик» в транскрипции И.В. Оловникова в 4 руки!

С творчеством П. И. Чайковского я знакома достаточно давно, так как еще в школе мне представилась возможность прикоснуться к его творчеству, дотронуться до внутреннего содержания его произведений. Играла «Песенку без слов», романс «Весна» и другие...

Музыка П.И. Чайковского для меня очень близка и по-своему родная. Композитор выражает в музыке свои лирические настроения, дает музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. И мне, как исполнителю, легко работать с произведениями Чайковского. А чтобы достичь нужного результата, помочь слушателям разобраться, передать все то, что хотел сказать композитор на музыкальном языке, я всегда ищу в его сочинениях глубину, сама пытаюсь понять, что композитор чувствовал во время создания этого произведения.   

Много лет назад Петр Ильич Чайковский мечтал о том, чтобы его музыка была исполняема и любима слушателями. Сегодня, в начале ХХI века, мы можем с уверенностью сказать, что мечта композитора сбылась. Его музыка – самая популярная в мире. Несколько лет назад ЮНЕСКО проводило статистические исследования, и они показали, что Чайковский – самый исполняемый в мире композитор!

Кошкина Анна, 2 курс, ФО (руководитель Потехина О.А.)

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*