"Вспомним всех поименно...". Рубрика к 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне. ВЕРНУВШИЕСЯ С ВОЙНЫ
ВЕРНУВШИЕСЯ С ВОЙНЫ
ИНСАРОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1904 - 1963)
Василий Васильевич Инсаров – легендарная личность, это педагог, с которого началась история отделения народных инструментов Саранского музыкального училища. До войны он был первым и в течение нескольких довоенных лет (1936-1941) – единственным преподавателем в только что открывшемся на оркестровом отделении классе баяна. Василий Васильевич Инсаров родился в 1904 году, окончил Свердловский музыкальный техникум по классу баяна и к началу войны за его плечами были годы успешной работы в Мордовском музыкально - драматическом училище. Как рассказывает ученик В.В. Инсарова послевоенных лет, бывший директор Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова Пётр Васильевич Криворотов, Василий Васильевич был музыкантом очень высокого класса и очень авторитетной фигурой в профессиональной среде. Он выступал как исполнитель на сцене, в том числе – в составе трио баянистов, и эти выступления пользовались большим успехом у слушателей. На довоенных и послевоенных фотографиях его легко узнать по неизменной шапочке-тюбетейке, с которой он почти никогда не расставался.
Василий Васильевич был самым старшим из педагогов-фронтовиков. Когда началась война, он ушёл на фронт. Нет точных сведений о том, где он воевал, в каком был звании, сколько времени находился на фронте, был ли награждён…Однако доподлинно известно, что он был ранен, и это ранение сделало его правую руку практически недействующей, лишив возможности выступать в качестве исполнителя.
Каким ценным специалистом для музыкального училища был В.В. Инсаров, косвенно говорит строка из докладной записки директора П.А. Органова о планах на новый 1944 - 45 учебный год: «Отозвать из армии В.В. Инсарова». Вернувшись после войны в Мордовское музыкальное училище, В.В. Инсаров сосредоточился на преподавательской деятельности. П.В. Криворотов вспоминает, что на уроках Василий Васильевич показывал ученикам, как сыграть то или иное место, левой рукой.
О своём педагоге П.В. Криворотов говорит с теплотой и любовью, вспоминая не только его яркие профессиональные, но и прекрасные человеческие качества. За серьёзным, если не сказать строгим, обликом, запечатлённом на фотографиях, в действительности скрывается человек необыкновенной доброты и гуманности. Трудности войны, ранение не ожесточили его. По воспоминаниям П.В. Криворотова, Василий Васильевич легко находил с учениками общий язык, умел вселить в них уверенность, вооружить профессиональными знаниями и умениями. Не имея собственной семьи, он относился к ученикам, как к своим детям, а они к нему – как к отцу. За довоенные и послевоенные (1945 - 1963) годы работы в нашем училище Василий Васильевич Инсаров подготовил прекрасных баянистов, многие из которых впоследствии окончили консерваторию и продолжили музыкально-педагогическую и музыкально-артистическую карьеру. Директором Альметьевского музыкального училища им. Ф.З. Яруллина был Виктор Цветков. Казанскую консерваторию окончил и другой выпускник В.В. Инсарова – Эдуард Цветков. В те годы ещё не составлялись рейтинги педагогов, не было аттестаций, не присваивались квалификации, поэтому не подсчитано общее число учеников, которых подготовил этот замечательный скромный музыкант. Да и не в цифрах дело, а в той доброй памяти, которую оставил музыкант, педагог, фронтовик, человек Василий Васильевич Инсаров.
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ КИУШКИН (1915 - 2000)
ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ПАВЛОВ (1915 - 1986)
Владимир Сергеевич Киушкин и Георгий Васильевич Павлов были ровесниками – оба родились в 1915 году, оба – уроженцы Мордовии: В.С. Киушкин родом из Кочкуровского района (с. Подлесная Тавла), Г.В. Павлов – из Рузаевского (с. Мошновка, ныне – с. Пушкино); оба рано начали трудиться: В.С. Киушкин с 15 лет в колхозе «Эрзя», Г.В. Павлов – с 14 лет на одной из строек Москвы, одновременно учась на рабфаке. Оба окончили Мордовское музыкально-драматическое училище: Владимир Киушкин – по классу вокала у П.А. Органова (1937 г.), Георгий Павлов – по классу виолончели (1939 г.). Но их дальнейшие судьбы сложились совершенно по - разному.
Владимир Сергеевич Киушкин, окончив музыкальное училище, до начала войны успел поработать инспектором по самодеятельности в Управлении по делам искусств в Саранске, а в 1938 году стать студентом преподавателя Д.Л. Астелунда в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Его учёба была прервана в 1939 г. призывом на военную службу в Красную армию. Как следует из документов, до начала войны Владимир Киушкин служил в авиации – сначала в Иваново, затем в Московском военном округе. Когда началась война, с июня по сентябрь 1941 года сержант Киушкин служил на Западном фронте, а затем до 1943 г. был мастером авиавооружения в запасном авиаполку в Пензенской области. В августе 1943 комитет обороны отозвал его с фронта и направил в штат Мордовского республиканского театра оперы и балета, где он был солистом до 1948 года. Дальнейшая его судьба была связана с Мордовией и её музыкальной культурой: Владимир Киушкин работал солистом Мордовского радиокомитета (1948 - 52), был художественным руководителем Мордовской государственной филармонии (начало 50-х гг.), в 1959 - 84 гг. – солистом Мордовского музыкально-драматического театра, возглавлял Мордовское отделение Всероссийского хорового общества.
Параллельно с этим с 1946 до 1970 года с перерывами Василий Васильевич Киушкин преподавал на вокальном отделении Саранского музыкального училища, а в 1962 - 64 гг. заведовал вокальным отделением.
Его артистическая судьба сложилась счастливо: обладая красивым басом, яркой музыкальной одарённостью, Василий Киушкин стал известным артистом и вошёл в историю музыкальной культуры Мордовии как исполнитель песен, романсов, более 30 партий из опер русских, советских, зарубежных композиторов, ведущих партий из музыкально-драматических произведений Л.П. Кирюкова. Внёс свой в клад он и в дело собирания мордовских народных песен.
Владимир Сергеевич Киушкин, как участник Великой Отечественной войны, был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и Орденом Отечественной войны II степени. Его достижения в творчестве были отмечены почётными званиями «Заслуженный артист МАССР», «Заслуженный деятель искусств МАССР», «Народный артист МАССР».
Судьба Георгия Васильевича Павлова сложилась драматически. После окончания музыкального училища Г.В. Павлов работал в Рузаевке и Зубовой Поляне преподавателем музыки и пения. В 1940 году он ушёл в армию, а во время войны оказался в плену. До сих пор неизвестны обстоятельства и подробности того, как это случилось, но в октябре 1945 года – после окончания войны – рядовой 22 гвардейского мотострелкового полка Георгий Васильевич Павлов был осуждён военным трибуналом по одной из самых тяжёлых статей: 58, п.1-б УК РСФСР (измена родине). По этой статье чаще всего приговаривали к расстрелу, но Г.В. Павлов, к счастью, был приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах и конфискацией имущества. В лагерях он отбыл 9 лет (1945-1954). Несправедливость приговора была подтверждена впоследствии тем, что в 1966 году Г.В. Павлова реабилитировали, а его имя было вписано в список жертв политического террора в СССР. Понятно, что сведений о его жизни совсем немного: люди с такой судьбой не любили рассказывать о себе, в обществе отношение к солдатам, попавшим в плен, было неоднозначным, да и о том, что он был реабилитирован и обвинение в измене родине снято, долгое время никто не знал.
Вернувшись в 1955 году в Саранск, Георгий Васильевич Павлов вновь поступил в Саранское музыкальное училище – теперь на отделение народных инструментов – и окончил его за один год. На протяжении 20 лет – с 1956 до 1976 года – Г.В. Павлов работал в музыкальном училище преподавателем по классу баяна.
Ещё в 30-е годы он пробовал сочинять музыку, его наставником тогда был Л.П. Кирюков. Теперь он вернулся к сочинению и вошёл в Объединение композиторов Мордовии при Республиканском доме народного творчества, которое было создано в 1955 году под руководством Л.П. Кирюкова, а затем продолжило свою деятельность во главе с Г.И. Сураевым-Королёвым. Сочинял Георгий Васильевич увлечённо, много, в разных жанрах, для разных инструментов: в его творческом наследии оперетта и музыка к двум пьесам кукольного театра, 2 увертюры и 2 фантазии для симфонического оркестра, кантата, сюита для струнного оркестра и квинтет для деревянных духовых инструментов, 3 концерта для баяна с оркестром народных инструментов, но больше всего вокальных сочинений – около 100 обработок мордовских народных песен, более 80 песен и романсов. В библиотеке Саранского музыкального училища есть сборник изданных вокальных сочинений Г.В. Павлова. В них ярко проявился природный мелодический дар самодеятельного композитора, что отличает не каждого профессионала. Младшие современники Павлова помнят, что некоторые из его песен часто исполнялись в концертах и по радио, полюбились слушателям и стали почти народными.
Говорят, что дочь Г.В. Павлова стала пианисткой и окончила одну из лучших консерваторий страны.
МАДОНОВ НИКОЛАЙ АРТЕМЬЕВИЧ (1920 – 1998)
МОСКАЕВ ИЛЬЯ ТРИФОНОВИЧ (1920 – 1978)
ПЕСЕЛЬНИКОВ ПАВЕЛ ФЁДОРОВИЧ (1920 – 1974)
Мадонов Николай Артемьевич, Москаев Илья Трифонович и Песельников Павел Фёдорович родились в 1920 году.
Николай Артемьевич Мадонов был родом из деревни Новая Михайловка ныне Лямбирского района Мордовии. В 17 лет он пошёл учиться на рабфак, а через два года поступил на историко-филологический факультет учительского двухгодичного института в Саранске. В 1940 году со второго курса Николай Мадонов был призван в ряды РККА и направлен в среднеазиатский военный округ, в Узбекскую ССР. Здесь в школе младших авиаспециалистов он получил специальность авиамоториста и попал в полк скоростных бомбардировщиков в Ташкент. Начало войны застало его на границе с Ираном. С сентября 1941 года начался путь фронтовика Мадонова. В боях под Москвой полк, в котором он служил, потерял почти все самолёты. Оставшихся в живых лётчиков направили в запасные авиаполки на переподготовку, а летом 1942 года Н. Мадонова отправили в запасной танковый полк в Нижний Тагил учиться на стрелка-пулемётчика. Осенью, будучи танкистом танковой бригады Западного фронта, он был ранен и попал в госпиталь. Выйдя из госпиталя, Н.А. Мадонов продолжил боевой путь сначала мотористом авиаполка Западного фронта, а с декабря 1942 и до 1945 года – авиамехаником в одной из авиадивизий 3-го Белорусского фронта. Чтобы представить, какую именно фронтовую работу выполнял старший сержант технической службы Мадонов, достаточно прочесть название его должности в одном из наградных документов: «механик авиационного звена связи Управления 213 ночной бомбардировочной авиационной Витебской Краснознамённой ордена Кутузова дивизии». Мобилизовался Николай Артемьевич Мадонов в октябре 1945 года. Пройдя войну от первого до последнего дня, участвуя в операциях на Калининском, Западном, 3-м Белорусском фронтах, он остался жив.
Н.А. Мадонов был награждён Орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
После войны Николай Артемьевич завершил прерванное обучение в Педагогическом институте, параллельно окончил Саранское музыкальное училище по классу вокала (1950) и 2 года отработал учителем в общеобразовательной школе. Но затем сделал выбор в пользу музыки: окончил вокальный факультет Горьковской консерватории им. М.И. Глинки и начал работу солиста - вокалиста (баритон) в филармониях Брянска, Тулы, Ярославля. Горького. В 1959 году он вернулся в Саранск и до 1963 года совмещал работу солиста Мордовского музыкально-драматического театра с педагогической работой в Саранском музыкальном училище. Но большую часть своей жизни Н.А. Мадонов посвятил педагогической работе: с 1964 до 1998 г. он преподавал вокал в музыкальном училище, 17 лет. был заведующим вокальным отделением. За эти годы он научил вокалу не один десяток студентов.
Николай Артемьевич Мадонов был необыкновенно жизнерадостным, доброжелательным, весёлым, простым в общении человеком. Многие и сегодня помнят его прибаутки, почерпнутые из опереточного репертуара, которыми Николай Артемьевич поднимал настроение коллегам и ученикам.
Его мирный педагогический труд был отмечен почётным званием «Заслуженный учитель школы Мордовской АССР» и медалью «За трудовое отличие».
Илья Трифонович Москаев родился в д. Н. Чукалы Козловского района Мордовии (ныне Чукалы-на-Нуе Атяшевского района). Он был одним из первых выпускников - баянистов (1939) Мордовского музыкального-драматического училища. В 1940 году Илья Москаев был призван в армию, а когда началась война, стал её участником с 23 июня 1941 года. Вот что написано о нём в официальных документах: «Товарищ Москаев на фронте Отечественной войны с июня 1941 года. Участник наступательных боёв на Северо-Западном фронте, где, исполняя обязанности телефониста, несмотря на сильный обстрел противника, умело держал связь. При прорыве обороны противника в районе Старая Русса товарищ Москаев также умело обеспечивал бесперебойной связью, где им под обстрелом противника устранено до 100 порывов линии связи. С марта 1945 года товарищ Москаев стал работать музыкантом, где к своим обязанностям относится добросовестно и серьёзно. Несмотря на трудности боевой жизни, он с оркестром выходил на передний край и давал концерты для бойцов и офицеров непосредственно в боевых порядках». Музыкант 349 стрелкового Казанского Краснознамённого ордена Суворова полка Илья Трифонович Москаев был награждён медалью «За отвагу». «15 апреля 1945 года в период боёв за Кейенен (Восточная Пруссия) устранил более 15 порывов линии связи», за что был представлен к медали «За боевые заслуги».
Илья Москаев прошёл всю войну рядовым - связистом, затем – музыкантом. Он был награждён также медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После войны Илья Трифонович Москаев возвратился в Саранское музыкальное училище в качестве преподавателя по классу баяна (1946 - 1977), был заведующим цикловой комиссией отделения народных инструментов (1956 - 1957 гг.). Одним из самых известных его выпускников был Анатолий Петрович Путушкин – замечательный баянист, педагог, воспитавший, в свою очередь, целую плеяду прекрасных музыкантов.
Павел Фёдорович Песельников родился в Пензенской области, в с. Новое Шаткино Камешкирского района. В 1937 году он поступил в Саранское музыкально-драматическое училище, но учёба прервалась в октябре 1940 года призывом в Красную армию. Когда началась Великая Отечественная война, Павел Песельников был ещё в рядах РККА. В действующей армии он числился с июля 1942 года. Военная биография Павла Фёдоровича Песельникова – это биография настоящего боевого офицера, она впечатляет количеством фронтовых дорог, по которым ему довелось пройти: Западный, Донской, Брянский, 1 и 2 Прибалтийский, 1-й Белорусский фронты.
Старший лейтенант П.Ф. Песельников до 1946 г. воевал в дивизии тяжёлых гвардейских миномётов в должности начальника химической службы дивизиона. Волевой, опытный, инициативный, знающий своё дело офицер, требовательный к себе и подчинённым, справедливый – так характеризуется Павел Фёдорович Песельников в наградных документах. Он участвовал во многих боевых операциях, в том числе, в боях под Ржевом, в ликвидации Сталинградской группировки врага, прорыве и наступлении на Брянском фронте, освобождении Прибалтики, наступлении на Берлин. Гвардии старший лейтенант Песельников Павел Фёдорович был награждён Орденом Красной Звезды и медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Японией», «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941 - 1945 гг.».
Завершив в 1946 году военную службу, П.Ф. Песельников вернулся в Мордовию, окончил как дирижёр Саранское музыкальное училище, затем Казанскую консерваторию. В 1959 году началась его преподавательская деятельность: до 1973 года он был преподавателем по классу дирижирования, руководил производственной практикой, а также, со слов его сына Валерия Павловича, некоторое время работал директором Ансамбля песни и танца МАССР, дирижёром хора Мордовского комитета Радиовещания.
Славный боевой путь Павла Фёдоровича Песельникова, видимо, стал примером для его сыновей – Валерий Павлович и Владимир Павлович стали профессиональными военными.
Шесть имён – и шесть таких разных судеб! Фронтовики не любили рассказывать о войне, и герои этого очерка – скромные, но сильные духом, – тоже не оставили военных мемуаров. Но то, что они сделали для своих потомков, для нас –это подвиг, который мы не вправе забыть и предать.
Будем же помнить об этом!
PS. На фотографии 22 выпуска Саранского музыкального училища 1963 года можно увидеть пятерых педагогов - фронтовиков – В.С. Киушкина, И.Т. Москаева, Г.В. Павлова, П.Ф. Песельникова, Г.И. Сураева-Королёва.
М. Голубчикова, музыковед.
(При подготовке очерка использовались документальные материалы с сайтов «Подвиг народа», «Память народа», «Судьба солдата» и воспоминания людей, знавших педагогов-фронтовиков)