75 лет Победы! Киноклуб "Контакт". Лучшие военные фильмы.
Военные фильмы – особый жанр кино, отличающийся тематикой войны. Именно такие киноленты отличаются наличием реконструирующих исторические события картин. Различные виды оружия, сцены сражений и панорамные съемки полностью отражают специфику данного жанра. Лучшие военные фильмы – это настоящие шедевры кино, которые учат зрителя ценить жизнь и стараться выжить даже в условиях войны.
ТКАЧЕНО ЕЛИЗАВЕТА, 1 ОСИ «Александр Маленький» (1981)
«Александр Маленький совместный советско-немецкий художественный фильм о Великой Отечественной войне, снятый в 1981 году режиссёром Владимиром Фокиным.
Отгремели победные залпы, Великая Отечественная война окончилась. В небольшом немецком городке группа советских воинов (капитан-журналист, владеющий немецким языком, старшина и водитель) помогает местным властям в создании детского дома. Мне понравилось как показали русских солдат. Простые ребята, добрые и верные своей стране. Немецкие дети настороженно глядят на солдат в незнакомой форме. У ребятишек, потерявших родителей, нет самого необходимого, даже крова (живут в сарае). Постепенно налаживается быт и отношения детей к нашим солдатам, отцы которых погибли на восточном фронте. Потрясающий эпизод: немецкий малыш спрашивает каждого солдата: "А вы не видели моего папу?". Дети приносят в детский дом грудного ребенка, подброшенного беженцами. Ему дают имя "Александр-маленький", в честь Александра-большого, мальчишки, который нашел малыша. Кстати капитана тоже зовут Александр. В только что начавшую мирную жизнь внезапно вторгаются прятавшиеся в лесах фашистские подпольщики вервольфцы, которые не могут смириться с победой русских и нападают на мирный лагерь. Советские солдаты встают на защиту детского дома, не всем им удается остаться в живых. Первые мирные дни, а наши солдаты гибнут, отдают свои жизни за немецких ребятишек… Этот фильм потряс меня. Он наталкивает на размышления и глубокие мысли. Показывает какие ценности жизни важны. И убеждаюсь какой раз, что счастье в малом. В общем надо смотреть, не пожалеете затраченного времени.
ЧЕЛМАКИНА МАРИЯ 1 ОСИ «Туман» (2005)
«Туман» - прекрасный фильм-трансформация. Отряд молодых бойцов Российской Армии отрывается от основного строя во время марш-броска, дабы сократить путь, бежит наперерез, но попадает в туман, который переносит его в прошлое, в годы Великой Отечественной войны. Ребята, видевшие войну только в кино, попадают в лапы безжалостных событий того времени. Здесь их ждала настоящая встреча с фашистами, и они своими глазами увидели, как все было. Все на грани: храбрость, страх, любовь, ненависть, жизнь, смерть. И некогда задавать вопросы. Живи, дерись за Родину — она одна на все времена. И они стараются воевать. Как могут. Они же солдаты. С одним боевым патроном на всех. Правда не все могут рисковать своей жизнью, есть и решившие сбежать. Но мы видим как в ходе истории для героев, одного за другим, слова «защита Родины и будущее соотечественников» обретают смысл. Солдаты внесли свою лепту над уничтожением немцев, и это событие они не смогут забыть никогда… Благодаря этому фильму, еще больше начинаешь ценить свою историю, понимаешь, что в жизни есть вещи и пострашнее современного мира. Как говорит главный герой, что только после запаха войны и крови, он осознал, что такое-ценить историю. Как нужно бережно относиться к ветеранам, которые спиной стояли, защищали свои дома, свои семьи, землю, будущее поколение, от вторжения врага.
ПРОНИНА ЯНА, 1 ВО
«Назначаешься внучкой» — фильм Ярополка Лапшина, снятый по мотивам повести Елены Мухиной «Восемь сантиметров» в 1975 году.
Великая Отечественная война. Осень 1942 года, фашистские войска рвутся к Волге, идут тяжёлые бои под Сталинградом. Ради победы над врагом и освобождения своей Родины люди готовы жертвовать всем, даже своей жизнью. Все рвутся на фронт, особенно молодёжь. Не стала исключением семнадцатилетняя Евдокия Мельникова. Она уговорила своего военкома взять её в армию. Но на фронт её сразу не взяли, а направили в школу разведчиков. Семнадцатилетняя разведчица-радистка Дуся, по прозвищу "Чижик" забрасывается в тыл фашистских войск на Кубань под видом пятнадцатилетней внучки Женьки. Она приходит в дом к деду-разведчику, оставшемуся без связи, который изображает из себя полицая, люто ненавидящего советскую власть.
Весь фильм я переживала за главных героев.
Смотрела фильм и хотелось плакать, они вставали перед глазами такие живые: девочка-солдат и старик-солдат. Они стали друг для друга настоящими внучкой и дедушкой.
Дедушка полюбил девочку, хотя молодая и горячая «внучка» создавала ему опасность. Дедушка оказался опытным подпольщиком, строгим, но справедливым. Он увидел в девочке храброго и доброго человека, и ещё умную, но неопытную разведчицу. Ему удалось воспитать в ней твердость и научить военным хитростям. А Дуся полюбила дедушку, хотя сначала не доверяла ему. Дедушка стал ей родным человеком, её семьей и защитой во враждебном окружении своих и чужих.
Абсолютно верю, что вот такие "деды" помогали "ковать победу" в тылу. Каждый день рисковали, добывали нужные сведения для фронта, для командования. Причем, риск заключался еще и в том, что свои же станичники могли запросто из ненависти уничтожить по-тихому.
Обычные люди — дедушка и девочка, очень любящие свой народ и готовые ради них на смерть. Миллионы таких «обычных» людей сгорело в безумном огне той страшной войны. В кровавой бойне полегли лучшие русские люди. Самые смелые, честные, добрые шли в пекло, чтобы освободить свой народ.
КУРАНОВ ВЛАДИСЛАВ, 1 ОДИ «Офицеры» (1971)
Фильм «Офицеры» – один из любимых мною фильмов о войне. Фильм охватывает большой период времени с 20-х до 70-х годов прошлого века. «Офицеры» - это просто история двух друзей, прошедших через многое. Фильм о любви к Родине, к жизни, к женщине.
Алексей Трофимов (Георгий Юматов) — настоящий офицер, решивший посвятить жизнь служению Родине. Долг, честь, преданность Отечеству, друзьям и любимой женщине, для него всё.
На таких людях и держится Россия. На таких как Алексей, и таких как Иван, готовых самоотверженно и до последнего вздоха сражаться за Родину.
Люба Трофимова (Алина Покровская)— образцовая жена офицера. Она ждёт его всю свою жизнь, любит его искренне и преданно, растит сына и вместе с мужем несёт нелёгкое бремя служения Отечеству. Любушка стала настоящим олицетворением офицерских жен.
Иван Варавва ( Василий Лановой), пример для подражания. Образ настоящего мужчины. Как искренне он любит Любу, как страдает от неразделённой любви, с какой нежностью смотрит на неё. Но, она жена друга, а это значит неприкосновенна. Значит она никогда не ответит на его любовь. Но, за всю жизнь, он даже словом не намекнул на свою любовь к ней, ставя превыше всего любовь к Родине, и дружбу.
А Владимир Дружников сыграв эпизод запомнился всем и на всегда, что «есть такая профессия».
«Есть такая профессия – Родину защищать» и этим всё сказано, будь ты хоть царский офицер, хоть советский. Потому что – «Есть такая профессия — Родину защищать»– есть настоящая дружба и настоящая любовь, есть искренность, есть преданность Родине и семье, есть то, что дороже всего на свете и это будет всегда.
МАЛАХОВА КСЕНИЯ, 2 ДХО «Судьба человека» (1959)
Да, вот они, русские характеры!
Кажется, прост человек, а
придёт суровая беда, в большом
или малом, и поднимается
в нём великая сила –
человеческая красота.
А.Толстой
Фильм «Судьба человека» — экранизация одноимённого рассказа Михаила Шолохова, режиссёрский дебют Сергея Бондарчука. В основу фильма лёг реальный факт.
Первая послевоенная весна. Широко разлился Дон. Сюда к переправе подошёл бывший солдат Андрей Соколов с мальчиком. Встретив доброго человека, разговорился и поведал ему непростую историю своей жизни... Андрей Соколов родился в деревне, воевал в гражданскую войну. В голодный двадцать второй год ушёл на заработки на Кубань. Через год вернулся в Воронеж и работал в плотницкой артели. Встретил хорошую девушку, полюбил её и женился. Андрей освоил профессию шофёра. «Любая работа у меня в руках кипит и спорится», – говорит он о себе. Дружно и весело жила семья Соколовых, трое детей росли у них. «Так прожили мы 17 лет. Прошли они, как будто во сне». А тут вот она, война... Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других таких же, как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. Для него противоестественна война, но если враг напал на родную страну, то в такое время Андрей не мысли для себя иной доли, кроме как солдатской службы. В любой ситуации, даже перед угрозой смерти, Соколов не теряет человеческого достоинства.
Чувство фронтового товарищества заставляет его в критическую минуту забывать о самом себе и делать все, чтобы помочь своим людям. Он без колебаний соглашается подвезти снаряды к батарее. Соколов действует согласно старому солдатскому правилу «сам погибай, а товарища выручай». Однажды его машина была разбита взрывом авиабомбы, а он сам контужен. Когда очнулся, увидел сапоги гитлеровских солдат. Его втолкнули в колонну таких же, еле живых людей, попавших в плен. На ночь фашисты заперли пленных в полуразрушенную церковь. Здесь Андрей, верный присяге, Родине, своей совести, своим понятием о чести и долге солдат, задушил предателя, который собирался выдать немцам своего взводного командира. Андрей Соколов презирал «слюнявых» бойцов, которые любили жаловаться в письмах на свою трудную фронтовую жизнь. Герой глубоко убежден, что «на то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». В адских условиях концлагеря Андрей Соколов, а по-лагерному, № 331, ни на минуту не оставляла мысль о побеге. Наконец ему удавалось бежать. Но его поймали, пустив по следу собак... Долго рвали на нем собаки одежду вместе с мясом... Но все муки – каторжный труд, издевательства, голод – вынес Соколов. Ощущение слитности со своим народом, чувство гордости за него придавали Андрею Соколову несокрушимую нравственную силу во время поединка с немецким комендантом Мюллером, из которого он вышел победителем. Соколов показал этим фашистам проклятым свое русское достоинство и гордость, и что в скотину они его не превратили, как ни старались. Даже у такого выродка, как Мюллер, появилось уважение к нему . «Вот что, Соколов. Ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. И я тоже солдат. Я уважаю достойных противников».
Не менее серьезным испытанием становится для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Андрей Соколов в войне потерял все, что имел в жизни: дом, семью, любовь, счастье. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Всю сохранившуюся в сердце теплоту Андрей Соколов отдает Ванюше. Он усыновил мальчика, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни.
Пройдя сквозь тяжелые испытания, герой сохранил самое главное – свое достоинство, любовь к жизни, человечность, честь, совесть, помогающие жить.
В конце фильма случайный знакомый, встретившийся им у переправы, пораженный величайшей стойкостью незнакомца, на которого судьба обрушила много страшных ударов, размышляет: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть , всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».
АБДРАШИТОВ ГЕОРГИЙ, 2 ФО "Иваново детство" (1962)
Мой любимый военный фильм – "Иваново детство" Андрея Тарковского. Это первый полнометражный фильм снятый двадцатилетним режиссером по
мотивам романа Владимира
Богомолова "Иван".
"Во-первых, там очень плохо играет мальчик.
Очень плохо. Во-вторых, она претенциозна — в том смысле, как если бы пианист
играл, нажав правую педаль и не отпуская ноги: все педалировано, все
акцентировано чересчур, все чересчур выразительно. Так сказать, сразу все
тридцать два зуба актер показывает — я имею в виду автора, самого себя. Все
сделано чересчур, без чувства меры... Но она, эта картина, мне дорога как
первая моя самостоятельная работа." - говорил Тарковский уже повзрослев
как художник в 1973 году.
Однако мальчик этот, Николай Бурляев, на мой
взгляд, передает достаточно точно главную идею персонажа - соприкосновения
"рая" детства с "адом" жестокой войны, которая разрушает
психику мальчика, взывает лютую ненависть к фашистам, к несправедливости и
войне. У мальчика погибла мать и сестра. В фильме мы можем лицезреть картину
возвращения Ивана к прежним мирным и счастливым временам только через сны, где
все кажется чем-то очень далёким и в тоже время близким. Благодаря художнику
Евгению Черняеву, оператору Вадиму Юсову, композитору Владимиру Овчинникову
картина получилась очень внушительная, зловещая, но в то же время художественно
оправданная, что очень выделяет ее на фоне многих других военных фильмов.
САЗАНОВА МАРИНА, 2 ФО "Брестская крепость" (2010)
Фильм о войне, который взволновал меня, затронул мою душу - это "Брестская крепость" 2010 года о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецких захватчиков 22 июня 1941 года.
Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецких захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны. Первые раненые, убитые, но не сломленные. Главная идея картины лучше всего сформулирована в надписи, обнаруженной на стене одного из казематов "УМИРАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ"
Фильм рассказывает о главных трёх очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Михайловичем Гавриловым (Александр Коршунов), полковым комиссаром Ефимом Моисеевичем Фоминым (Павел Деревянко) и начальником 9-ой погранзаставы Андреем Митрофановичем Кижеватовым (Андрей Мерзликин). Линией, связывающей всех героев, является история Сашки Акимова (Алёша Копашов). Именно его глазами мы видим события фильма. Прототипом Сашки был пятнадцатилетний Петя Клыпа, один из немногих выживших защитников Брестской крепости.
Этот фильм очень хороший, сильный, достойный! Все актёры играют отлично. Герои фильма иногда паникуют, иногда трусят потому, что ведь живые люди и боятся, но переступают через это ради Родины, семьи, или за убитых товарищей. И война показана как не что-то абстрактное в тумане, а как ужасное и действительность страшное событие. Защитники крепости умирали долго и мучительно, потому что не было не то что врачей, воды не было. Не было надежды на то, что НАШИ придут и отбросят врага, и командиры опускали взгляд, чтобы не выдать страха от безысходности. Мальчики становились мужчинами за несколько часов, и умирали мужчинами: «Не продали мальчики совести и чести...».
Советую всем посмотреть данный фильм, знать и не забывать героев Великой Победы!
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
ПЕРЕПЕЛКИНА ВЕРОНИКА, 2 ВО "Битва за Севастополь" (2015)
В свое время я смогла посмотреть фильм "Битва за Севастополь" в кинотеатре - и была потрясена. И вот сейчас, спустя некоторое время решила пересмотреть, и знаете что - картина превосходна, фильм основан на реальных событиях . Это история молодой девушки, которая в молодости открыла в себе талант снайпера, сходив с друзьями на обычное стрельбище. Кто бы мог подумать, что вскоре этот талант ей пригодится там, где целью будет не мишень. Поехав в школу снайперов, Людмила Павличенко ведёт беззаботную жизнь, отдыхает на пляже с подружками, но не столь охотно проводит время в развлечениях, как подруги, словно предчувствуя беду. Когда по радио объявят о вторжении немцев в Россию, Людмила отправится на фронт, где её и таких же девушек, как она, ждёт жёсткая подготовка и такое же обращение со стороны командиров, после чего всех не до конца подготовленных солдат разного пола заберут на войну. Там Людмила едва не сойдёт с ума от крови, убивая ненавистных фашистов и подсчитывая убитых.
Фильм заинтересовал меня тем, это реальная история из жизни одной из немногих женщин-снайперов, которую больше знали под именем «Леди Смерть», а не под её настоящим именем – Людмила Павличенко.
Замечательный фильм! Я тронута до глубины души. Сложно представить, как тяжело пришлось этой женщине. У нее сильный характер. Про таких людей обязательно нужно рассказывать. Людмила является примером стойкости, и в то же время не стоит забывать, что она женщина. Выдержать такие испытания и не сломаться очень сложно.
Фильм "Битва за Севастополь" настолько потрясающий, что я несколько раз проронила слезу во время просмотра. Очень тронул взволновал меня этот фильм, я смотрела его на одном дыхании. Очень понравилось, как передала актриса характер и чувства главной героини, да и вообще, все актеры сыграли хорошо, в общем, фильм достоин уважения.
БАГРАНОВСКИЙ ИВАН, 2 ДХО и ИРЕШЕВА ЮЛИЯ, 4 СХНП
Для участия в киномарафоне, посвященном 75-летию Победы в Великой отечественной войне, мы посмотрели фильм "Битва за Севастополь" Сергея Макрицкого.
Фильм повествует о советской девушке, студентке университета Людмиле Павличенко, лучшем снайпере в годы войны, которая в дальнейшем станет Героем Советского Союза.
Сюжет основан на реальных событиях. Юная девушка Людмила уходит добровольно на фронт, пройдя краткие снайперские курсы, на гражданке она попадает в военное стрелковое отделение, где выделяется лучшей среди девушек и первой идёт на фронт бить фашистов.
На протяжении фильма героиня пытается построить любовные отношения, но война диктует свои правила, забирая у неё любимых людей, напоминая ей о том, что она в первую очередь, не женщина, а советский солдат.
Закаляя характер в военных действиях, она с холоднокровием убивает фашистов, не считая их за людей, говоря :"Они фашисты, а не люди". Общее число павших от её руки 309, среди которых лучший германский снайпер Отто Фон Зингер.
В 1942 году, пройдя испытания войны, Людмила оказалась в составе советской делегации в США, где подружилась с первой леди этой страны Элеонорой Рузвельт.
В ходе турне по городам Америки, организованного Элеонорой Рузвельт, в Чикаго Людмила Павличенко произнесла свои знаменитые слова:
«Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!»
Людмила Михайловна Павличенко пример отваги и бесстрашия перед врагом, которая не смотря на свои 25 лет, защищала свою Родину до конца!
САЛЬКАЕВ АРТУР, 2 ВО «По соображениям совести» (США, 2016)
«По соображениям совести» — военная драма режиссёра Мела Гибсона, основанная на реальной и невероятной истории армейского медика Десмонда Досса.
Оригинальное название фильма Hacksaw Ridge означает «хребет в форме ножовки». Это английское прозвище горного откоса Маэда, места подвига главного героя фильма. Русское название отсылает к понятию «отказник от военной службы по убеждениям совести». Фильм стал обладателем премии «Оскар» в номинациях «Лучший монтаж» и «Лучший звук», а также номинантом ещё в 4 категориях. Также фильм получил 3 номинации на премию «Золотой глобус» и 5 номинаций на BAFTA. Картина вошла в число 250 лучших фильмов в истории кино по версии IMDb.
Воспитанный жестоким, но справедливым отцом, прошедшим Первую мировую войну, Десмонд крепко усвоил важнейшую христианскую заповедь: «Не убий». Когда началась Вторая мировая, он добровольно записался на армейскую службу в качестве военного медика, полный решимости спасать жизни, а не забирать их. Пройдя через издевки однополчан и угрозу военного трибунала, он добился путевки на фронт, отстояв свой главный принцип – ни при каких обстоятельствах не брать в руки оружие. В этом фильме поднимаются очень важные темы современности, «когда безумным, не от мира сего, придурком объявляют нежелающего убивать».
Руководствуясь искренним желанием сохранить как можно больше человеческих жизней на поле боя, Десмонд Досс вынес из-под огня десятки своих товарищей и, будучи убежденным пацифистом, вошел в список величайших военных героев всех времен.
Фильм научил меня тому принципу, что я должен жить не только ради себя, что моя обязанность - это быть полезным людям, когда это нужно. Что жизнь слишком коротка и мы должны всегда проявлять человечность и главное - понимание. Ведь путь к счастливой жизни лежит через доверие и любовь. Фильм очень сильный и я советую посмотреть его каждому!
РУССКОВ НИКИТА, 2 ОДИ «Мы из будущего» (2008)
Великая Отечественная война занимает одно из главных мест в нашей истории. Для потомков снято немало фильмов, написано огромное количество книг, проводятся различные мероприятия и реконструкции, чтобы сохранить в памяти великий подвиг русского народа. Также существует большое количество поисковых отрядов. Одни из них ведут раскопки с целью перезахоронения со всеми почестями найденных останков солдат ВОВ, восстановить судьбы и имена без вести пропавших воинов. Другие с целью наживы, так называемые «черные искатели». Именно о группе таких ребят и идет речь в фильме Андрея Малюкова «Мы из будущего». Кто же эти «герои»? Борман – организатор, бывший студент истфака. Интересуется Великой Отечественной войной, его отличает алчность и жажда наживы на костях своих предков. Чуха – ботаник, друг Бормана с детсада– «забитый» и слабохарактерный отпрыск XXI века. Череп – скинхед, представитель одной из самых жестоких субкультур, они «молятся на Гитлера». Слушающий «сатанинскую» музыку Спирт. Они все циники, которые зарабатывают деньги на военных раскопках. Молодые люди не осознают и не ценят заслуги советских воинов. Им плевать на такие понятия, как честь, добро, Родина, справедливость.
Волей судьбы и одного необычного водоема отшвыривает их прямо на передовую фронта советских войск. Герои фильма реальные ребята, а не отважные герои-супермены. Отражены все человеческие факторы и чувства: страх, трусость… «Я боюсь! Все боятся, но воевать-то надо!»
Попав в суровый 1942 год, парни переоценивают свои взгляды на жизнь. Начинают понимать, какими силами была выиграна эта война, что пришлось пережить тому поколению. Война – это не только отвага, честь, стойкость и мужество, а также смерть, страх, мокрые окопы, кровь, потери, нехватка снарядов, мин... И как бы ты повел себя в этой ситуации никто не в силах предсказать.
Мастерски использован этот прием – поместить современных ребят в реальную военную обстановку и дать им почувствовать весь этот ужас.
И какими другими глазами, другими людьми они смотрят в конце на банду скинхедов. Неописуемо задевает душу! Однозначно, один из самых актуальных и нужных фильмов, которые я когда-либо видел. Советую всем его посмотреть.
КОСТЮК АРТЕМ, 2 ВО Дилогия «Утомлённые солнцем-2: Предстояние» (2010),
«Утомлённые солнцем 2: Цитадель» (2011)
Эти два фильма являются продолжением картины 1994 года. События в дилогии происходят во время Великой Отечественной Войны. Героям первого фильма придется пройти сквозь пекло Великой Отечественной войны, чтобы найти друг друга и попытаться вновь стать счастливыми. Осуждённому в 1930-е годы бывшему комдиву Котову, как оказалось, удалось избежать расстрела. После нескольких лет сталинских лагерей он был отправлен на войну рядовым в штрафной батальон. Котов – это сильная личность. Эти фильмы еще и том , как сохранить человечность в нечеловеческих условиях. Про таких, как Котов, говорят, что они «соль земли» или, что они самые, что ни не есть «настоящие человеки». Митя Арсентьев, выживший после попытки самоубийства, женится на бывшей жене Котова, чем спасает её от смерти. Повзрослевшая дочь Котова, Надя, после серии приключений идёт служить в медсанчасть. Сталину и Берии становится известно об избежавшем смерти Котове, и они приказывают Арсентьеву найти его.
Во втором фильме события разворачиваются в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны. Мы видим, как Котов, не дожидаясь команды, поднимает штрафников в атаку, и Митя вынужден идти под шквальный огонь противника, так как в траншею ему не дают вернуться заградотрядовцы, обстреливающие штрафников сзади. Митя и Котов остаются невредимыми. После боя, вывезя Котова в тыл, Митя рассказывает ему обо всём, что он сделал, и даёт ему пистолет. Однако Котов не убивает Митю. Митя сообщает, что Котов реабилитирован и удостоен звания генерал-лейтенанта.
Вскоре Митю арестовывают и обвиняют в шпионаже и подготовке покушения на Сталина. Давно желая смерти, он с облегчением подписывает все протоколы, обеспечивающие ему смертный приговор.
В последней сцене фильма Котов со звездой Героя Советского Союза на гимнастёрке и Надя едут на танке во главе танковой колонны советских войск, направляющейся на Берлин. Сергей Котов прошёл через все испытания с честью.
СОРОКИНА НАТАЛЬЯ, 2 СХНП «В бой идут одни старики» (1973)
Я считаю, что «В бой идут одни
старики» Леонида Быкова является одним из лучших, который переносит
нас в годы Великой Отечественной войны, поэтому и выбрала его для просмотра и участия в киномарафоне, посвященном 75-летию Победы.
Действие фильма начинается в конце лета
1943 года, во время битвы за Днепр. Начинается освобождение от немцев украинских земель. Идут неравные бои и
большую роль здесь играют летчики, что вступают в бой с фашистскими асами в небе.
Вот с очередного военного полета прибывает командир эскадрильи – Герой Советского Союза гвардии капитана
Титаренко по прозвищу «Маэстро». Он прибыл на фашистском самолете, так как его
подбили немцы. На земле его встречают.
Он прибыл на фашистском самолете «Мессершмитт», так как его сбили немцы за линией фронта. А пехота выручила лётчика: подарили ему немецкий трофей. На земле его встречают новоприбывшее пополнение – «желторотики». Они только что из военного летного училища. Командир набирает в свою «Поющую» эскадрилью особенных ребят: тех у кого имеется музыкальный слух, и играющих на музыкальных инструментах. Ведь не зря же самого капитана прозвали Маэстро, а его полк музыкальным. В свободное от вылетов время, пилоты играли и пели в самодеятельном оркестре. «Кто сказал, что нужно бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» «Все преходяще, а музыка вечна» — любимая присказка капитана Титаренко. И на борту его видавшей виды машины рядом со звездочками, обозначающими число сбитых фашистских самолетов, выведены нотная линейка и скрипичный ключ.
В фильме отлично показаны отношения обычных людей, ещё вчера бывших обычными школьниками, а сегодня повзрослевшими парнями готовыми встать на защиту Родины. Здесь найдётся место и любви, и юмору и подвигу, не обойдётся и без потерь, ведь это война и в ней много «стариков». Но новичкам до их первого вылета придётся подождать на земле, ведь в этот раз в бой идут такие же молодые, как и прибывшие недавно из училища новички, отличаются от них они только большим количеством сбитых самолётов врага, да звёздами на них и ставшие к тому моменту «стариками».
Фильм «В бой идут одни старики» — это
лента о войне, где нашлось место и для чувств. Тут рождалась любовь, что
напомнила мне историю Ромео и Джульетты. В фильме также были свой Ромео и его
любимая летчица Маша. Они женятся, но их счастье будет не долгим. Машу собьют во
время ночной бомбардировки, а Ромео погибнет в бою, будучи смертельно ранен.
В этом фильме показаны не только отважные бойцы, верные друзья, умелые пилоты,
но и талантливые музыканты, певцы. Никому из них не хотелось умирать, но это
война, но даже на войне есть минутка, когда душа просит песни и тогда все бойцы
затягивают дружно «Смуглянку» под аккомпанемент гармошки.
Кто именно погибнет в фильме, можно узнать, пересмотрев ленту. Ее невозможно смотреть без слез, но посмотреть фильм и познакомиться со всеми его героями должен каждый. Ну, а песни с фильма, как и фразы, стали уже цитатами, часто поют и вспоминают в день Победы. Такие фильмы не стареют и их хочется пересматривать, даже спустя десятки лет, в них столько добра, света и тепла, что оно проникает даже в самое холодное сердце и растапливает самую чёрствую душу. Всем неравнодушным рекомендую обязательно смотреть фильм «В бой идут одни старики».
ДИВЕЕВ ДМИТРИЙ, 2 ОНИ «В бой идут одни старики» (1973)
Фильм Л. Быкова " В бой идут одни старики" много лет является главным фильмом о войне. Его ежегодно показывают на многих каналах российского телевидения, и он стал уже неким символом русского военного кинематографа. В чем же привлекательность этой картины?
На мой взгляд, основная идея фильма заключается в торжестве жизни, ее неистребимости вопреки всем трагическим событиям. И эта любовь к жизни привлекает своего зрителя не один десяток лет.
Трагикомичность пронизывает не только сюжет, но историю каждого героя. Все они по-своему смешны, но трагичное начало есть в каждом образе. Трагичен образ главного героя – Маэстро – не унывающего бодряка, грозы немецкой авиации, хорошего музыканта, переживающего за каждого нового бойца в отряде. И смерти молодых ребят, как звезды на боевой самолет, ложатся незаживающими ранами на его душу. Трагична судьба Сергея Скворцова, получившего "психологическую травму" в одном из боев, тяготившегося своей трусостью и в конце фильма совершающего подвиг: он повел отказавший в управлении самолет на вражеские эшелоны. Трагичны и образы новобранцев. Неунывающий, под стать командиру, Смуглянка погибает первым. Трагичен и Кузнечик-Александров, отличник, сбежавший на фронт раньше положенного возраста и вынужденный отсиживаться на базе, пока погибают товарищи. Сагдуллаев–Ромео, влюбленный в летчицу Машу и не доживший до женитьбы, вызывает горечь при просмотре картины. Да и судьбы девушек, таких нежных и хрупких на фоне страшной военной картины, трагичны – обе погибают в конце фильма.
Еще один интересный сюжетный ход в фильме – картина боевых действий практически не показана. В основном бои – кадры документальной съемки 1941- 1945 годов. Есть в этом своеобразная реалистичность, но такое композиционное построение фильма дает возможность сосредоточиться на судьбах героев, увидеть, что, несмотря на трагедию, люди не сломлены войной, они хотят жить, любить, творить, петь, что война - это некое чудовищное испытание, которое герои должны пройти.
Режиссер фильма пытался показать не только жизнь боевых летчиков, которых ежедневно ожидает подвиг или смерть. Здесь показаны все стороны военной жизни – жизнь мужской эскадрильи, женский полк, штаб, голодный деревенские дети, взаимопомощь и недоверие в военной жизни, летчики и механики.
Стоит отметить замечательную игру актеров – Л. Быкова (Титаренко (Маэстро) , А. Смирнова (Макарыч), С. Подгорного (Смуглянка), А. Иванова (Кузнечик ) – актеров не только трагического амплуа, но и замечательных комедийных ролей. Их образы сотканы из тонкой иронии, внутренней уверенности в своей исключительности, они свободно владеют зрительскими симпатиями. Замечательно трагическую роль сыграли Владимир Талашко и Рустам Сагдуллаев.
Женские образы, воплощенные Ольгой Матешко (Зоя) и Евгенией Симоновой (Маша Попова), показывают два разных женских характера: холодную и неприступную, сильную Зою и юную, любопытную, наивную и чистую Машу.
Этот фильм ещё больше привлекает меня своей музыкальной стороной. Песня Анатолия Новикова «Смуглянка», которую знает каждый человек в нашей стране – луч света в эти суровые военные дни. Музыка всегда присутствовала на войне , помогала людям во всем, просто находилась рядом. Музыка веселила, взбадривала, поднимала дух и вела человека вперёд.
Фильм "В бой идут одни "старики" – один из самых любимых моих фильмов о войне. Фильм, разобранный на цитаты, песни, образы. Фильм, заставляющий улыбаться и рыдать, держащий в напряжении до финальных титров. Фильм, ставший знаковой картиной о войне, потому что показывает неистребимый дух русского человека, который может выжить всем смертям назло; его смелость, добродушие, смекалку и умение любить родину не на показ, но так, что зритель верит – нельзя иначе.
ПИЗЕЛКИН МАКСИМ, 2 ФО «Т-34» (2019)
Великая Отечественная война, 1941 год. В боях на Волоколамском рубеже младший лейтенант Ивушкина на своем танке уничтожает танковую роту гауптмана Клауса Ягера и оказывается в немецком плену.
Пройдя через ужасы войны, этот советский танкист берётся поднять мятеж военнопленных в немецком лагере, когда в их руках оказывается трофейный Т-34. Ивушкин собирает свой экипаж и бросает вызов немецким танковым ассам во главе с Ягером. Ради своей любви и Родины он готов идти до конца. Воспользовавшись замешательством войск неприятеля, экипаж танка даёт фашистам успешный бой и они совершают дерзкий побег в сторону чешской границы. За ними в погоню пускаются немецкие "пантеры" под предводительством Клауса Ягера, намеренные во что бы то ни стало остановить русских солдат.
Этот фильм я посмотрел с удовольствием, хоть и не увлекаюсь военной тематикой. Но смотрится он на одном дыхании. Из-за того, что много сцен внутри танка, такое ощущение, что сам являешься участником сражения. Фильм не перегружен боевыми сценами. Их ровно столько, сколько необходимо душе человека, который чтит и помнит подвиги советских солдат, сопереживая с героями всё, что выпало на их долю. А многих этот фильм заставит по другому посмотреть на военные подвиги солдат, в данном случае танкистов, о которых до этого фильма не и задумывались. Фильм «Т-34» хорошо показывает нам силу воли русского солдата сражающегося за свою родину , который прошел через все трудности войны, но это его не сломило. Думаю, нам всем есть чему у него поучиться. Так же этот фильм мне понравился своей хорошей графикой и звуком. Советую посмотреть патриотичный, красивый фильм, гордимся нашими героями, защитниками.
ПАНИНА ЮЛИЯ, 3 ОНИ «Т-34» (2019)
Фильм «Т-34» задел меня и не оставил равнодушной. Это история про обычных советских парней, настоящих героев своего времени, вояк, которые просто хотели жить, хотели свободы и сделали всё для того, чтобы не покориться врагу. Такие фильмы учат не раскисать ни перед чем, ведь отвага, стремление к победе, вера в себя - это у нас в крови! Это заложено в нашем менталитете.
«Т-34» с достоинством продолжает серию патриотических фильмов. Я ни на секунду не сомневалась, что «наше дело правое и победа будет за нами».
Хорошая актерская игра, сюжет, графика... В ансамбле актеров особое место принадлежит Винценцу Киферу (Германия), сыгравшему главного врага наших доблестных танкистов. Это действительно серьезный противник. Но один эпизод, когда погибающий фашист жмет руку нашему парню, признавая его как достойного соперника, отдавая дань тому, как настоящему солдату и победителю, сыгранная только глазами, вызывает уважение к актеру Киферу.
Несмотря на то, что сама история вымышленная, такое кино несомненно все же нужно, чтобы наши поколения не забывали и знали, что делали те простые парни, ради сегодняшней и последующей жизни. фильм «Т-34» мне очень понравился. Смотрится фильм на одном дыхании...Я впечатлена. Советую всем посмотреть этот замечательный фильм.
МАРКИЯНОВ АНТОН, 2 ОДИ "Сталинград" (2013)
"
Идущие на смерть " . Именно так можно назвать каждого солдата Красной
Армии. Русский солдат не простой человек. Русский солдат - бессмертный человек.
В воде не тонет, в огне не горит, пулями не пробивается, снарядами не
взрывается. Он не боится смерти, он идёт в её объятия так как не идёт ни один
другой. Этот человек видит перед собой врага, а позади себя Родину, которую он
обязан защищать любой ценой. Все эти мысли пришли в мою голову после просмотра
легендарного фильма "Сталинград" Фёдора Бондарчука.
Картина
рассказывает об одном событии Сталинградской битвы во время Великой
Отечественной войны — обороне стратегически важного дома. Действие
разворачивается в ноябре 1942 года в оккупированном немецкими войсками
Сталинграде, где несколько советских солдат в полуразрушенном жилом доме держат
оборонительные позиции на подступах к переправе. В меньшинстве им удаётся
сутками сдерживать напор фашистских захватчиков.
Главная героиня – трогательная восемнадцатилетняя девушка Катя, не желающая покидать свой разрушенный дом. Молодые бойцы влюблены в Катю как в девушку, более старшие солдаты любят ее как дочь. А Катя для воинов – словно символ всего, за что они воют. Символ их родных городов, оставшихся позади. Символ их семей, жен и детей. Символ мирной счастливой жизни. В итоге – символ страны, за которую они сражаются. И умирают.
В
Сталинграде битва шла уже не за город, а за каждый дом. Спустя пару
дней немцам всё же удаётся ненадолго ворваться в дом, но командир вызывает по рации "огонь на себя".
Фильм вызвал у меня бурю эмоций,
сюжет – захватывающий. И мне бы
очень не хотелось, что бы подобная война когда –либо и где- либо повторилась. Это самая страшная
беда всего человечества. Война никому не приносит добра, за ней лишь смерть и
тьма...
АДАНИЧКИН ОЛЕГ, 2 ОНИ «Аты-баты, шли солдаты…» (1976)
Фильм «Аты-баты, шли солдаты», снятый Леонидом Быковым, очень трогательный. Прошло 30 лет как закончилась война. И вот собираются вместе друзья, сыны, дочери, погибших в бою около станции Подбедня, чтобы почтить их память, вспомнить погибших родственников. Каждый из них пройдет путь до места гибели своего смелого родственника, до братской могилы. «Да, жизнь прожить - не поле перейти. О чем это вы? О том что поле перейти было труднее, чем многим из нас прожить целую жизнь. Вернее - не перейти, а не дать перейти другим. Не отдать его. Это поле».
Вроде самый обычный фильм о войне, то же расставание с любимой девушкой, те же перестрелки. Фильм, в котором всё: шутки, опасность, страх, любовь. К тому же музыка Булата Окуджавы проникает в самое сердце...Но уже с момента, когда восемнадцать солдат идут в бой, почему-то становится понятно: это тот самый момент, в котором виден весь героизм русских солдат и трагизм фильма. За весёлостью солдат скрывается усталость, но они всё равно не боятся идти на смертный и, вполне возможно, их последний в этой короткой жизни, бой.
Кровь и алые цветы, которые родственники погибших бросают в снег, слёзы и пот, проливаемый солдатами в тот же день, но несколько лет назад: всё это вроде одинаковое и в тот же момент разное…
Фильм произвел на меня неизгладимое впечатление. После просмотра остается ком в горле. Но «мужчины не плачут, мужчины огорчаются».
АКСЕНОВ АНДРЕЙ, 4 ОНИ "Аты-баты, шли солдаты…" (1976)
… Хотелось бы отметить и замечательную работу талантливого, любимого миллионами зрителей актёра и режиссёра Леонида Быкова "Аты-баты, шли солдаты…". В творческой биографии автора это был второй фильм на тему Великой Отечественной войны. Отличительной чертой быковских кинолент о войне, и в особенности картины "Аты-баты, шли солдаты…", является удивительное сочетание трагедии и юмора, героизма и лирики, при полном отсутствии какого-либо пафоса и нравоучения.
Фильм, выпущенный на киностудии имени Довженко, рассказывал о буднях обычных солдат немного в ином ракурсе, чем другие военные картины. Один из главных персонажей – ефрейтор Святкин – являет собой пример крайне самоироничного героя, который своим отношением к происходящему обескураживает зрителя. С улыбкой на лице он встречает все испытания, которые выпали на его долю. И даже во время сражения на поле боя не теряет чувства юмора: "А если тут вдруг заварушка начнётся, ну что-то вроде войны…" – говорит Святкин, отправляясь в атаку.
Сюжет фильма построен на раскрытии человеческих отношений в комсомольском взводе, состоявшем из 18 молодых ребят, которым хочется жить и любить, петь и смеяться, но военное время требовало самопожертвования и героизма, подвига и их жизней. Каждый образ – это небольшая история, каждый человек — скромный герой, готовый стоять на смерть ради Отчизны.
Обычные солдаты, которые защищали, на первый взгляд, ничем не примечательную деревню, совершили настоящий подвиг. Ценою собственных жизней, они остановили колонну немецких танков, отвоевали свою землю у врага и тем самым подарили будущее потомкам.
Замечательная музыка звучит в фильме "Аты-баты, шли солдаты…". Все звуковые фрагменты подобраны очень гармонично. Задорные строевые песни, блистательный танец Свата "Цыганочка с выходом" (персонаж Быкова), легендарная "День Победы" и, конечно же, финальная баллада "Бери шинель, пошли домой" на стихи Булата Окуджавы... Такие душевные и понятные всем песни не оставляют равнодушными зрителя, вызывая в его душе бурю переживаний.
СОТОВА КАРИНА, 4 ТО «Аты-баты, шли солдаты…» (1976)
Фильмы о войне, какие бы они ни были, кем и когда бы они не были сняты, заслуживают почтения по одной простой причине -– они сняты в память о тех днях, когда вся страна в едином порыве встала на защиту своей Родины от нацизма.
В фильме показан один маленький эпизод той страшной войны, в которой только по официальным данным погибло двадцать семь миллионов человек.
Третий ударный взвод истребителей танков встаёт на защиту переправы. «Пушек у них не было. Одни гранаты. Ну вот, такое обстоятельство. Вот. Ну, гранатами обвяжутся - и под танк. 18 "Тигров" - 18 хлопцев. Вот такая арифметика».
Через 30 лет после войны 18 родственников собираются в деревушке, возле которой состоялся тот бой и вспоминают каждый своего родственника: отца, брата, дядю или просто тех людей, которые не дали умереть, помогли едой. «Наши отцы погибли в одном бою. В том бою погибли все. Все 18».
Кажется, что в этой картине живет и дышит абсолютно все, настолько красиво сняты пейзажи, настолько трепетен момент единения Кимы с Игорем, настолько мощно поставлена сцена боя. А в моменты, когда на снег падают кроваво-красный гвоздики или когда девушка умоляет солдата уцелеть, становится тяжело сдерживать слезы…
В последнее время мы стали забывать все то, что творилось в те годы, кому мы обязаны сегодняшним днём. Сегодня нужно вспомнить тех, кто отдал свои жизни в обмен на ниши. Сегодня нужно не забывать то, что каждого из нас война коснулась, прямо или косвенно, близко или далеко.
Давайте же поклонился «Великим тем годам» и людям, подарившим нам жизнь без войны.
НЕЛЬКИНА ТАТЬЯНА, 3 СХНП «А зори здесь тихие…» (1972)
Великая отечественная война 1941-1945 годов – одна из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Война была народной, потому что вся страна вела борьбу с фашистами. Люди боролись не только за свои жизни, но и за продолжение жизни своей страны.
Многие молодые люди, на плечи которых легли тяжкие испытания, были ещё детьми, они попали на фронт едва окончив школу. Для юношей и девушек военной поры характерно ранее возмужание, высокое чувство ответственности за судьбу своей страны, готовность к самопожертвованию во имя патриотической идеи, во имя Родины. Тягость и несправедливость тех лет хорошо описана в повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Она полна щемящей боли за молодых девушек, судьбы которых искалечены войной. Пять девушек, пять разных судеб – и одно общее желание: защитить свою Родину, победить, дожить до Победы. Героини повести настолько реальны, что иногда кажется, что они действительно жили когда-то, что Борис Васильев просто очень хорошо их знал, был рядом с ними на том зенитном объекте. Возможно, то отеческое отношение, которое мы чувствуем в образе старшины Васкова, - это не что иное, как авторское отношение к героиням. Молодые девушки накрепко связанны одной общей судьбой, одной – русской землёй, её болью, её надеждой. За неё отдают свои жизни Лиза Бричкина, утонувшая в болоте при выполнении боевого задания, Соня Гурвич, случайно наткнувшаяся на немецкую засаду, смертельно раненная Рита Осянина, успевшая рассказать Васкову о своём маленьком сыне, по-детски испугавшаяся врага Галя Четвертак, принявшая на себя удар немцев Женя Комелькова… И тысячи русских девушек для которых «так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет». Нельзя равнодушно читать речь Васкова, обращённую к немцам, наполненную острым чувством боли за эти страшные пять смертей, желанием отомстить за девушек. Кажется невероятным, что в таких благословенных местах, где зори тихие, отдали свои жизни молодые девушки, мечтавшие о любви и о материнстве, верившие в добро и справедливость. Эта повесть заставляет нас задуматься и переосмыслить нашу жизнь.
Сейчас совсем другое время, оно сильно отличается от времён Великой Отечественной войны. Моё поколение взрослеет поздно, но оно знает и помнит, какой ценой завоёвано счастье. Забыть прошлое – значит предать память о тех, кто отдал жизнь и сражался за наше будущее!
ШЕМЕТОВА ВАЛЕРИЯ, 4 ФО «А зори здесь тихие…» (1972)
… И, действительно, и книга, и фильм «А зори здесь тихие» невероятно эмоциональны, трагичны, но и полны надежд....
Но какое же разрушительное воздействие оказывает война на жизни людей! Жизнь так безжалостно распорядилась судьбой этих молодых девушек. Они пожертвовали счастьем и спокойствием ради свободы других людей! Смерть "уравняла" и жестоко оборвала все мечты о возвращении к мирной жизни.
Фильм позволяет приблизиться к понимаю того, что происходило в это роковое время. Неисчислимы потери в этой войне. «Красной нитью» проходит и тема памяти, ведь во время Великой Отечественной войны погибла ни одна сотня таких юных, но, в то же время смелых, девушек.
И у каждой была своя жизнь, был свой мир "до" и не осталось ничего "после".
ИРЕШЕВА ЮЛИЯ, 4 СХНП "А зори здесь тихие ..." (1972)
Фильм "А зори здесь тихие ..." произвел на меня очень сильное впечатление. Этот фильм о смерти и отваге, о дружбе и любви. Он рассказывает о событиях, происходящих во время Великой Отечественной войны. Совсем молоденькие девушки, попадают под командование старшины Васкова. Их, как и всех девушек их возраста, интересует любовь, взаимоотношения и обычные женские радости. Но девушки на войне, где нет места обычным мирским делам. Одна из девушек обнаруживает в лесу немецких диверсантов. Девушки решают устроить засаду, чтобы ликвидировать врага. Однако, к несчастью, немецких диверсантов оказывается намного больше, чем они думали. Девушки не в состоянии справиться с подготовленным и сильным врагом. Старшина Васков делает все, чтобы защитить девушек, но в итоге лишь он один остается в живых. Этот фильм трогает до глубины души, невозможно не сопереживать девушкам, которые из последних сил стараются уничтожить врага, но гибнут сами. Это очень жестокая, но правдивая история, ведь на войне погибали совсем молодые солдаты, среди которых были и девушки. Этот фильм заставляет задуматься о том героизме и отваге, которые были необходимы на войне, где солдаты каждый день рисковали своими жизнями, где каждый день обрывался чей-то жизненный путь.
МАЛАХОВА НАСТЯ, 4 ФО «Верность» (1965)
Фильм о молодых ребятах, для которых 1943 год определил их судьбы, курсантов пехотного военного училища, выпускающего лейтенантов в ускоренном порядке. Фильм снят на черно-белую пленку и, глядя на экран, воспринимаешь происходящее, как документальный фильм, где нет досужего вымысла, все правда, причем правда о фронтовой жизни не парадной, а суровой, жестокой, непрерывно требующей людских жертв.
На этом фоне особо нежно и робко расцветает застенчивая первая любовь курсанта Юры Никитина и юной Зои. Роль Юры исполняет интересный, но мало снимавшийся в кино актер, Владимир Четвериков и хорошо известная актриса Галина Польских. Почти все время просмотра не покидает ощущение, что все - впереди, что эта первая любовь - надолго, навсегда.
А
вскоре курсантов, срочно поднятых по тревоге, досрочно отправили на фронт… И
бывшие курсанты, постепенно приближаясь к фронту, видят опалённую
войной землю. На пути тут и там появляются признаки
войны: поля сражений с разбитыми
орудиями, печные трубы от разрушенных
домов. Сожженные скворечники, полуразрушенное здание вокзала, разбитый
паровоз, взорванный мост, солдаты, едущие с передовой, беженцы…
Яркое впечатление оставляет эпизод стоянки эшелона с нашими героями, уже у линии фронта, рядом с санитарным эшелоном, вывозящим раненых с передовой. Здесь же происходит выгрузка прибывшего пополнения. И перед тем, как в пешей колонне отправиться на передовую, солдаты устраивают танцы с санитарками и медсёстрами, для многих из них последние…
На полянке разминаются оркестры духовые
И играют марш известный неизвестно для чего.
Мы пока еще все целы, мы покуда все живые,
А когда нагрянет утро - там посмотрим кто кого…
А потом Юра вместе с другими солдатами отправляется на передовую. После артиллерийской подготовки они идут в атаку. Во время боя картина фильма останавливается. Очевидно, это была последняя картина, увиденная Юрой в жизни…
Смолкли гордые оркестры - это главная примета.
Наготове все запасы: крови, брани и свинца...
Сколько там минут осталось...Три-четыре до рассвета,
Три-четыре до победы...Три-четыре до конца.
Фильм взял приз «За лучший дебют» на Венецианском кинофестивале 1965 года.
КОНДАЛОВА ПОЛИНА, 4 ВО «Они сражались за родину» (1975)
Сегодня я посмотрела фильм «Они сражались
за Родину», снятый замечательным нашим режиссером Сергеем Бондарчуком по
роману Михаила Шолохова.
Фильм вызывает очень сильные душевные и эмоциональные переживания. В фильме «Они сражались за
Родину» рассказывается о подвиге
рядовых солдат, о любви к родной земле, об истинной цене победы.
Это фильм не только
о Великой Отечественной войне, но
и о душе человеческой, о тяготах
и невзгодах военного времени. Июль
1942 года. На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские
войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери.
Когда я смотрела этот фильм, слезы наворачивались на глаза! Как же режиссер смог передать эту неописуемую мужскую боль за Родину,
за себя, за своих жен, детей, матерей, сестер! Боль настоящих мужчин, презирающих смерть и имеющих огромную
любовь к жизни!
В фильме многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей — шахтера
Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень
разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной
преданностью Родине. Каждый герой в этой эпопее – это раскрытый образ личности
на экране, дающий воистину чувственный порыв жизни на земле. Разве они не
хотели жить? Лопахин, герой, которого играет мой любимый актер Василий Шукшин –
само воплощение жизни! Какую ненависть он испытывает к врагу, что кажется, он
один готов закрыть собой, своей грудью землю, которую любит всем своим
сердцем. Переживая за героев фильма,
я понимала, физически ощущала,
что таких людей можно раздавить гусеницами, закидать бомбами, расстрелять из
сотен стволов, но нельзя победить!
Слова командира дивизии Марченко — “пусть враг временно торжествует, но победа
будет за нами” — отразили оптимистическую идею фильма.
Режиссёр Сергей Фёдорович Бондарчук, не понаслышке, (как и Михаил Шолохов)
видел войну. Без особых спецэффектов и графики, без компьютерных технологий,
фильм воплощает собой великое художественное мастерство, завораживающее каждым
кадром, батальные сцены максимально правдоподобны. В фильме ярким контрастом
показаны сочетание войны и тишины, грома и безмятежности. В «Они сражались за Родину!»
не война запоминается , а судьбы людей, их размышления и открытость
души. В переживаниях отдельных героев,
как раз и показан весь трагизм войны. Даже в такое тяжелое время бойцы
стремятся поддержать друга и поднять настроение, понимая, что следующий час
может для них быть последним. Они делятся всем, чем есть, вспоминают и
рассказывают о былой жизни, о снах и желаниях, принимая долю судьбы как
должное.
Сильное эмоциональное воздействие производят все
батальные эпизоды. Вот мы видим, как, сохранив полковое знамя, “сто
семнадцать бойцов и командиров — остатки жестоко потрепанного в последних боях
полка — шли сомкнутой колонной”. Как героически сражались эти солдаты! С
восхищением Лопахин, во время боя подбивший танк и сбивший тяжелый
бомбардировщик, говорит о Кочетыгове: “А как он танк поджег? Танк его уже
задавил, засыпал до половины, грудь ему всю измял, а он приподнялся в окопе,
мертвый, приподнялся, на последнем вздохе! И кинул бутылку... И зажег!” Николай Стельцов, в бою контуженный и
оглохший, убегает из госпиталя в полк, в котором после боев осталось всего
двадцать семь человек: “...Я просто не мог там оставаться. Полк был в очень
тяжелом положении, вас осталось немного... Как я мог не прийти? ”
Смотришь фильм и думаешь, как могли
вынести эти солдаты (в прошлом,
обычные казалось мужчины, с простыми гражданскими профессиями), все тяготы и невозможные физические и
моральные страдания.
Я советую посмотреть этот фильм всем и всей семьей. Нужно и детям и внукам
своим показывать такие фильмы и объяснять, что значила эта война. Потрясающий
фильм! Спасибо авторам и замечательным актерам, которые передали нам в
наследство этот фильм и так точно
отобразили силу и дух нашего народа!
Все герои фильма разные, но ими движет одно – любовь к Родине. Они знают за что воюют. Нельзя забывать свою историю своих героев. Вечная память нашим дедам и прадедам, остановившим Зло! Вечная память Героям!
Л.Н. Вавилова