"Вспомним всех поименно...". Рубрика к 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Рябова Алевтина Алексеевна. Мое военное детство…
Рябова Алевтина Алексеевна. Мое военное детство…
Семья машиниста Рябова, потомственного железнодорожника, жила в городе Рузаевка. Когда началась война, вся жизнь резко изменилась: два старших сына - Георгий и Николай - ушли на фронт. Забегая вперед, скажу, что оба они вернулись после войны, пройдя через все ее ужасы и с тяжелыми ранениями: Георгий – без левой ноги, Николай – без правой руки (что не помешало им после войны, как тогда говорили, «выйти в люди» – получить образование и жить полноценной жизнью). Отец семьи и во время войны продолжал трудиться на железной дороге, ведь это была очень важная для страны работа. Кроме Алевтины, была еще старшая сестра Зоя, сыгравшая большую роль в ее жизни.
Маленькая Аля (когда началась война, ей не было еще двух лет), обладая хорошей памятью, подкрепленной, видимо, необычностью всего происходящего, сохранила множество примечательных событий и впечатлений этого периода.
Вскоре после начала войны в городе появились эвакуированные, и к Рябовым тоже подселили такую семью: Тамара Васильевна работала в военкомате, заведуя распределением продовольствия (повезло!), с ней была дочь, а затем добавились две сестры, плюс дочь одной из них. Как все размещались в доме, трудно вообразить, но тогда многие так жили – «в тесноте, да не в обиде». И вот тут начинается самое интересное: одна из сестер, Катя, прекрасно пела – и вскоре Аля стала тянуться за ней.
Дома, в отсутствие родителей, устраивали «концерты», причем скоро формат их с домашнего сменился на «госпитальный». Выступая для раненых, маленькая девочка (настолько маленькая, что ее при выступлениях ставили на стульчик) пела – и получала не только аплодисменты, но и громкий стук костылями, ножками стульев – ведь не все бойцы могли хлопать в ладоши, у многих не было кистей рук, вообще были разные увечья. Сестра Зоя больше отличалась в танцах.
В рассказах Алевтины Алексеевны о том времени мне запомнился и немало рассмешил эпизод, который можно назвать «Ворона и Лисица» – да, речь о басне Ивана Андреевича Крылова. Хитрая Зоя придумала устроить инсценировку известной басни с участием не «неживого» бутафорского сыра, а с самым настоящим куском вкусного, голодным детям почти никогда недоступного сыра. Дочь эвакуированных изображала, естественно, ворону – и, в кульминационный момент, по требованию Зои, должна была «проворонить» сыр, который и был моментально съеден. Больше того, когда «Ворона» с сожалением сказала, что сыра для продолжения постановки больше нет, Зоя любезно разрешила ей заменить его на колбасу. Занавес.
Все, что рассказывают люди, детство которых пришлось на военное время, наполнено живыми горячими эмоциями, нередко рассказ сопровождается слезами. Мои родители, тоже бывшие детьми войны, пережили примерно то же: мама пела для демобилизовавшихся фронтовиков, некоторое время даже зарабатывая небольшие суммы или продукты в помощь многодетным родителям – и привлекла внимание известного в Казахстане музыканта, который дал ей, говоря казенным языком, «путевку в жизнь»: устроил ее в школу для одаренных детей, после чего тоже была консерватория и профессия музыканта на всю жизнь.
«Все начинается с детства» – очень справедливое изречение… Аля, начав петь в раннем детстве, связала свою жизнь с вокалом. Ее жизненная дорога, пусть не сразу, но все же привела ее к профессии певицы: пела она сначала в школе в родной Рузаевке, потом в технологическом институте в Краснодаре, и, наконец, в Московской консерватории. И это стало началом профессиональной стези, делом всей жизни. Алевтина Алексеевна Рябова работает в нашем училище, и каждый, кому интересна тема военного детства, думаю, может услышать от нее немало увлекательных трогательных историй, которые приближают к нам события тех далеких дней и делают их более «материальными», а не просто рассказами о том, что очень далеко от нас и даже, как будто, уже перешло в разряд легенд.
Асанова С.Б.