"Вспомним всех поименно...". Рубрика к 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Тамара Яковлевна Ситникова.
Вспомним всех поименно…
Тамара Яковлевна Ситникова
2020 год в истории России юбилейный — 75 лет назад закончилась кровопролитная война, унесшая миллионы жизней. Этот год объявлен Годом памяти и славы. Это время, чтобы напомнить россиянам о достоинстве, верности и чести наследника Великой Победы, которым является каждый из нас, вспомнить историю своей страны и историю предков, которые показали самоотверженность, стойкость духа и неподдельную любовь к Родине.
Совсем немного времени остается до этих священных майских дней, когда вся страна будет отмечать «праздник со слезами на глазах». В рубрике «Вспомним всех поименно» в едином строю пройдут музыканты, работавшие в Саранском музыкальном училище им. Л.П. Кирюкова (в годы войны это было музыкально-драматическое училище), кто ценой собственной жизни – на фронте и в тылу – ковал Великую Победу. О них, музыкантах-защитниках, ветеранах войны, детях войны, тружениках тыла наш рассказ…
А начнется эта летопись с истории одной из первых студенток училища, впоследствии ставшей его преподавателем — Тамары Яковлевны Ситниковой (1917-2001).
Вся ее жизнь – захватывающий своим сюжетом роман, настоящая жизненная эпопея, главным лейтмотивом которого стала музыка.
Личность Тамары Яковлевны Ситниковой отмечена некими знаками свыше. Родившись в многодетной семье, Тамара унаследовала свой вокальный дар от отца, певчего церковного хора. Позже, уже став студенткой музыкального-драматического техникума, ей посчастливилось попасть в класс к талантливому педагогу, выпускнику Петербургской консерватории Павлу Александровичу Органову. Еще в студенческие годы 17-летняя Тамара спела партию Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского. А дальше все как фильме «Приходите завтра». Помните, Фрося Бурлакова приезжает в Москву из глухой сибирской деревни, чтобы поступить в Институт имени Гнесиных и стать певицей? Волею судеб Тамара оказалась в Саратове, в гостях у сестер, и не могла не зайти в консерваторию. Девушку с незаурядным певческим талантом и красивым сопрано заметили и, не дожидаясь окончания училища, приняли в Саратовскую консерваторию. Здесь, в Саратове, она встретила свою любовь. Они вместе учились, позже поженились. Однако семейному счастью помешала война. Муж ушел на фронт, где был убит. Первое серьезное испытание Тамара выдержала, ведь нужно было жить дальше и продолжать учиться. И здесь судьба преподнесла подарок... В Саратов была эвакуирована Московская консерватория, расположившаяся этажом выше в здании Саратовской консерватории. Талантливую певицу зачислили на вокальный факультет Московской консерватории (причем сразу на 4 курс), по окончании которой она получила диплом оперной и камерной певицы.
Вернувшись после учебы в родной Саранск, Тамара Яковлевна работает в Мордовском театре оперы и балета, где впервые в ее исполнении прозвучали в том числе и ведущие партии опер Л.П. Кирюкова. Молодая певица поет в любое время года, на разных площадках, для разного зрителя. И снова испытание: пение в холодном Летнем театре в морозном ноябре приводит к потере голоса. Тамара уезжает на лечение в военную Москву.
Как известно, «Москва слезам не верит», нужно снова как-то выживать. В это трудно поверить, но в трудовой биографии Тамары Яковлевны есть эпизоды, совершенно не вяжущиеся с ее образом артистки, певицы. Однако, «слов из песни не выкинешь» ... Работа в столярной, фрезерной, скорняжной мастерских, освоение новых специальностей оставили свой след, научили многое делать своими руками. И кто знает, как бы в дальнейшем сложилась судьба Тамары Яковлевны, если бы не очередной счастливый случай.
Увидев объявление о наборе в Хор русской песни СССР под управлением А.В. Свешникова, Тамара, одна из 400 претенденток на партию сопрано, выдерживает прослушивание и становится сначала хористкой, а затем и солисткой прославленного коллектива. Гастроли в странах, освобожденных от фашизма — Австрии, Германии, Польше, Венгрии, Чехословакии, концерты на ступенях Рейхстага, во дворце короля Франца Иосифа в Вене... О такой судьбе можно только мечтать!
История Государственного академического русского хора им. А.В. Свешникова насчитывает более восьми десятков лет. Он был создан в 1936 году на базе вокального ансамбля Всесоюзного радио. Первыми художественными руководителями хора стали выдающиеся музыканты - заслуженный артист РСФСР А.В. Свешников и старейший профессор Московской консерватории Н.М. Данилин. Буквально с первых дней своего существования Госхор СССР - так именовался он в то время, - показал себя ярким, высокопрофессиональным и универсальным по своим возможностям коллективом, собравшим лучшие исполнительские силы страны. Блестящие концертные программы включали произведения русской и зарубежной классики, современную хоровую музыку, обработки русских народных песен.
Суровые военные годы внесли свои поправки и в творческий облик коллектива, и в его название: «Государственный хор русской песни» - так он стал именоваться в 1942 году. Основой репертуара хора стала русская народная песня, которая приобрела в военные годы огромную значимость, стала выразителем патриотического духа народа, его единства и несгибаемой воли. Множество прекрасных забытых песен рабочих и крестьян, солдат и такие песни, как «Гибель «Варяга» и «Ермак», «Ах ты, степь широкая», «Однозвучно гремит колокольчик», «Вдоль да по речке» и поныне являются неотъемлемой частью репертуара коллектива. «Мы ездили с концертами по фронтам, и надо было видеть, с каким волнением слушали песни бойцы и командиры, которым нередко в тот же день предстояло идти в бой», - вспоминал А. В. Свешников.
В составе коллектива Тамара Яковлевна Ситникова гастролировала по городам и весям Советского Союза, а также зарубежья. Страшная авария, перелом тазовых костей и полгода в госпитале под Веной после одного из концертов в один миг оборвали блестящую карьеру певицы. Но уныние не в характере Тамары Яковлевны. Уже через месяц лечения в ее палату съезжался весь госпиталь с единственной целью — послушать пение русской певицы. Сам Свешников навестил Тамару и на полном серьезе сказал: «Если когда-нибудь у Вас родится мальчик, возьму в свое хоровое училище». Родилась девочка, ставшая великолепным музыковедом.
9 мая 1945 года Тамара Яковлевна встретила в Москве. Она торопилась на репетицию в Концертный зал им. П.И. Чайковского, где в то время базировался хор А.В. Свешникова. И опоздала на репетицию, потому что не смогла пройти по Красной площади! Радостные лица, песни, танцы под гармошку, совершенно незнакомые люди поздравляли друг друга с долгожданной победой…
Но послевоенное ранение изменило ее жизнь. Тамара Яковлевна вернулась в родной Саранск, в родной театр... В 1948 году по указу И.В. Сталина в стране были закрыты десятки оперных театров, в том числе и Мордовский. Тамара Яковлевна работает преподавателем вокала и иллюстратором в Саранском музыкальном училище. Более четверти века она преподавала вокальное мастерство в родном училище. Педагогическую деятельность многие годы совмещала с концертной. Её ученики пели в столичных театрах и Музыкальном театре Мордовии, многие из них до сих пор трудятся на музыкальном поприще нашей республики и за её пределами.
Главные черты Ситниковой как педагога – сердечность, доброта и в то же время требовательность, бескорыстное отношение к профессии и непрестанное самосовершенствование. Будучи наследницей великой русской вокальной школы, Тамара Яковлевна выстроила свою собственную систему вокального образования, считая наиболее важной связь учебных занятий с исполнительской практикой. Детальная работа над конструктивным материалом вплоть до сочинения распевок, упражнений, вокализов, прекрасное владение фортепиано свидетельствует о многогранности таланта Тамары Яковлевны, сочетающей в себе мастерство педагога-вокалиста, концертмейстера и музыканта с широким кругозором.
Выйдя на заслуженный отдых, Тамара Яковлевна не оставила профессию — стала наставником самодеятельных певцов в вокальной студии Дворца культуры Профсоюзов, причем совершенно бесплатно. Так же бескорыстно она дарила друзьям свои картины, которые начала писать в 70 лет! И продолжала петь, ведь она просто не могла без этого жить! «Пение должно доставлять радость и тому, кто его слушает, и тому, кто поет», - говорила Тамара Яковлевна.
Светлая память Вам, Тамара Яковлевна! Спасибо за Ваш голос, талант и искреннее служение музыке!
музыковед Наталья Родина
P.S. аудио и видеозаписи Т.Я. Ситниковой из фондов Мордовского ГТРК можно посмотреть на канале www.youtube.com