Юбилею Людмилы Павловны Юшковой посвящается
Двадцатого января 2017 года исполняется 90 лет Людмиле Павловне Юшковой, заслуженному работнику культуры Российской Федерации, заслуженному учителю Мордовии, кавалеру ордена Трудового Красного Знамени. Родилась она в селе Ичалки. Её дядя, Павел Александрович Органов, рассказывал, что в село Хозино Нижегородской губернии в середине девятнадцатого века приезжал грузинский князь со свитой, в которой его дед, Рафаил Органошвили, был певчим. Сын Рафаила Александр с уже обрусевшей фамилией Органов служил в ичалковской церкви диаконом.
Сам Павел Александрович окончил Петербургскую духовную академию и консерваторию, пел в Императорской опере. Он много сделал для развития культуры Мордовии; Павловка, одно из сёл в республике, названо в его честь. Он был основателем и первым директором нашего музыкального училища и возродил его в конце Великой Отечественной войны.
В вокальный класс своего дяди и поступила юная Люся Юшкова. В те годы сценическую подготовку у вокалистов в училище вёл дирижёр театра Л.С. Мандрыкин. Работали над отрывками из оперы «Царская невеста», Людмиле Юшковой досталась партия Домны Сабуровой. Заниматься с таким музыкантом было одно удовольствие, признаётся Людмила Павловна. Музыкальную литературу преподавал дирижёр театра, блестящий пианист А.М. Брагинский. Иногда учащиеся занимались у него дома. В комнате на Гражданской улице вместо стульев – скамейка из доски, «на пенёчках», но стоял рояль. Будущие профессиональные вокалисты слушали прекрасные иллюстрации музыки в исполнении его жены Лидии Вишневской (сопрано), талантливой певицы, под аккомпанемент Александра Марковича. Большинство арий он играл наизусть. Позже, некоторое время, когда расформировали оперу, он был директором училища, а потом уехал в Москву и работал концертмейстером в Государственном академическом Большом театре.
В этот период жизни Людмиле Павловне посчастливилось общаться с выдающимся певцом и, по её словам, добрейшим человеком И.М. Яушевым, земляком Людмилы Павловны. Илларион Максимович родился и жил в соседнем селе Лобаски. Он был знаком с Павлом Александровичем Органовым, с матерью Людмилы Павловны, Верой Александровной, часто бывал у них и разговаривал с ней на эрзянском языке. Ему очень нравилось, как Людмила переписывала для него ноты. Когда она
уезжала на учёбу в Казанскую консерваторию, поступив на дирижерско-хоровой факультет, Илларион Максимович провожал её и двух её подруг и всем трём купил билеты на поезд. Яушев был человеком верующим, начинавшим заниматься пением в церковном хоре. В Казани он пел в храме, куда приходили его послушать студенты консерватории, хотя власти этого и не одобряли. Людмила Павловна была с ним в гостях у местного священника, которому он представил её своей племянницей. Иногда Илларион Максимович приглашал юную Людмилу Юшкову принять участие в концертах, чтобы дать возможность подработать. Яушев, утверждает Людмила Павловна, был, прежде всего, камерным певцом высочайшего класса. Особенно неповторимо звучало у него пианиссимо. Репертуар его был обширнейший. Незабываемо звучала « Элегия» Ж. Массне, романс «Клубится волною кипучею Кур» из « Персидских песен» А. Рубинштейна, глубоко трогательно исполнял он романс А. Даргомыжского «Старый капрал», великолепно звучало «Рондо Пумраза» из оперы Л. Кирюкова «Несмеян и Ламзурь» и, конечно, великое множество русских и мордовских народных песен, трагических и шуточных. В опере Яушев тоже пел, но не так много. Как солист Московской филармонии, он много гастролировал. По праву именно филармония заслуживает присвоения ей его имени, считает Людмила Павловна.
Студенческая жизнь в консерватории была очень интересной. Людмила Павловна очень благодарна своим педагогам: С.А.Казачкову, известному своими трудами о хоровом дирижировании и создавшему факультет хорового дирижирования в Казанской консерватории, профессору М.А. Юдину, педагогу по вокалу Е.Г. Ковельковой, певшей вместе с Ф. Шаляпиным. В студенческие годы Людмила Юшкова вела академические концерты, за что её в шутку называли «наш Левитан». Однажды довелось вести концерт знаменитого скрипача Леонида Когана. В одном из капустников она с пианистом Марсом Гумяровым вышла на сцену в дуэте Стаси и Бони из оперетты «Сильва».
В те незабываемые послевоенные годы студенческая жизнь не всегда была сытой. Да и условия проживания – не то, что у нынешних студентов в прекрасном общежитии. Жили в здании консерватории, случалось, появлялись по ночам мыши, но татарин-комендант успокаивал: «Не бойтесь, девчата, кошка, как НКВД, ходит». Атмосфера жизни была вдохновляющей, радости не было границ. Фашистскую Германию победили: какие невзгоды могли быть непреодолимыми! Годы учёбы в Казани Людмила Павловна вспоминает как самые лучшие в её жизни.
Окончив консерваторию, Людмила Павловна приехала по распределению на работу в Саранское музыкальное училище. Через год её назначили заведующей дирижёрско-хоровым отделением, а в 1953 году – завучем. В эти годы определилась и семейная жизнь Людмилы Павловны. Она никогда бы не вышла замуж за человека равнодушного к классической музыке. Её избранник Александр Фенеши к тому времени отслужил лейтенантом, арттехником полка в Польше, Германии, Западной Украине. Это было в конце Великой Отечественной войны. Будучи механиком, любившим автомобиль с детства, Александр Викторович неплохо знал зарубежную и русскую оперу, венскую и отечественную оперетту, играл на гитаре и гармонике, пел приятным баритоном. Замечательным человеком был свёкор Людмилы Павловны Виктор Викторович Фенеши. Венгр по национальности, «фэнеш» в переводе с венгерского значит «светящийся, сверкающий», он в тридцатые годы был репрессирован и 18 месяцев провёл в сталинском застенке, после освобождения служил в эвакогоспитале главным врачом, а потом некоторое время был заместителем министра здравоохранения Мордовии. В войну погиб, защищая Родину, его старший сын Владимир, своего первенца Людмила Павловна назвала в его честь этим именем, а дочь – в память о его сестре Нине.
Какая Людмила Павловна мать? Доверчивая. Сначала детей воспитывала малограмотная, добрейшей души няня Нюра и двор – это дети П.И. Учватова, В.В. Медведского и Н.Я. Кашляевой, Е.М. Елизарова, В.В. Долгова, Я.М. Коломасова и Е.Л. Террачиано, Ю.П. Муринской, О.В. Мироновой...; потом – школа, позже - МГРИ и университет. Нельзя быть немножко руководителем, чуть-чуть матерью и капельку женой без осложнений. У Людмилы Павловны всегда на первом месте была любимая работа. Она самоотверженно служила своему делу, старалась всеми силами приносить пользу обществу. В 1970 году она стала директором училища. За время своего правления выстроила новое здание, в котором мы теперь работаем, была председателем Всероссийского хорового общества (мордовского отделения), нередко выезжала в Москву и Ленинград, ныне Петербург, на мероприятия хорового общества России, которые, по её словам, всегда проходили на высочайшем уровне. Но самой почётной, считает Людмила Павловна, была депутатская работа. Юшкова несколько созывов избиралась в горсовет Саранска. Она была председателем комиссии по культуре. Вопросами культуры тогда занимались известные в республике люди: И.Д.Воронин, В.П.Бочкарёв и другие.
Людмила Павловна — творческий человек. Беззаветная любовь к оперному искусству вдохновила её на постановку замечательных спектаклей.
Среди них: «Евгений Онегин», «В шесть часов вечера после войны», «Травиата», «Корневильские колокола», «Улица дель Корно», «Русалка», «Лючия ди Ламмермур». Во время премьер случались забавные казусы. Например, в «Травиате» за дирижерским пультом в один момент оказались двое – В.А. Шешуков и Л.П. Юшкова. Особенно тёплое воспоминание сохранилось в семье о поставленной в 1982 году опере Направника «Дубровский». У Сергея Плодухина, исполнителя заглавной роли, во время премьеры в холле училища спал в своей коляске новорождённый сын и внук Людмилы Павловны Владимир. Сенсационным было выступление в роли Маши Лидии Клоковой-Хакимовой, недавно ушедшей в мир иной. Зрители изумлялись: «Какой красавец-голос у нас в городе есть, а мы и не знали!» Как жаль, что в наше время эту оперу на пушкинский сюжет мы не можем услышать в театре! А ведь в ней каждая строка дышит такими нравственными откровениями, которых сегодня поискать. Кроме высоких понятий о чести у отца и сына Дубровских в этой истории поражает глубинная, притягательная основа характера главной героини. Марья Кирилловна Троекурова очень любила читать французские романы. И в романтической экзальтации готова была бежать из дома наперекор воле жестокосердного отца. Но когда судьба её решилась, обнажилась её душа православной христианки: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского». Как солнечный свет, как хлеб и как воздух нужны сегодняшнему подрастающему поколению такие образцы безупречного поведения. Участники и зрители тех незабываемых спектаклей до сих пор вспоминают с удовольствием и благодарностью о счастливых мгновениях приобщения к настоящему искусству.
Тридцать лет Людмила Павловна Юшкова стояла у руля нашего корабля – музыкального училища. Всегда решала сама самые опасные, щекотливые и неудобные вопросы. Она никогда не старалась быть всеми понятой и угождать кому бы то ни было. Суждения о жизни у неё прямые и максималистские. С ней очень не просто, но крупная личность всегда требует к себе особенного отношения, а Людмила Павловна – «последняя из могикан». Она достойно проживает свою глубокую старость. День свой начинает чисто по-английски, исключительно овсянкой. Одна читает утренние и вечерние молитвы, одна ходит в свой Иоанно-Богословский храм по воскресеньям, одна, без сопровождения, ездит на могилу любимого внука Владимира и одна скорбит о нём, горько плача в своей комнате, без свидетелей. Людмила Павловна живёт будущим. Живо интересуется тем, что происходит в мире, печалится и переживает от того, что музыкальное искусство в Мордовии развивается не по её сценарию, радуется за зятя и дочь, потому что понимает, что скромных творческих успехов они добиваются кровью сердца. Она абсолютно убеждена в том, что серьёзное искусство, драматическое и музыкальное, надо пропагандировать, надо воспитывать не только зрителя, но и власть, от директора школы до высших правительственных чинов, чтобы не спорт и пьянство были самыми популярными увлечениями народа. Жизнь человека должна наполнять духовность, определённой ипостасью которой является высокое искусство. Она реально и активно помогает внукам и правнукам. Они отвечают ей любовью на её заботу. У неё до сих пор много друзей в Мордовии и за её пределами, и она всем желает добра и благоденствия.