Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Театрализованное представление: «Человек есть тайна: 195 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского»

Театрализованное представление: «Человек есть тайна: 195 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского»


18 ноября преподаватели предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Нина Александровна Фенеши и Людмила Николаевна Вавилова были извещены о награде, которую они получили по результатам Всероссийского конкурса с международным участием «Человек есть тайна»: диплом 1-й степени в номинации «Сценарий внеклассного мероприятия с презентацией» - очень заметная и престижная награда за творческую работу. Конкурс был приурочен к  юбилейной дате – 195-летию  со дня рождения русского писателя-классика Федора Михайловича Достоевского (11 ноября 1821- 9 февраля 1881).

А 12 декабря все желающие смогли присутствовать на самом этом мероприятии «вживую». Трудно точно определить жанр представления: и разыгранные силами студентов и преподавателей сцены из романа «Преступление и наказание», и презентация, посвященная страницам жизни и творчества Ф.М.Достоевского, и музыкальные номера – все это создало некий синтетический спектакль, за развертыванием которого следил полный  (а точнее, переполненный) зал.

В представленных сценах романа героями выступили: сама автор сценария Нина Александровна Фенеши (Катерина Ивановна), Сергей Александрович Плодухин (Семен Захарович Мармеладов), первокурсница Дарья Рязанцева (Соня Мармеладова), Филипп Ткаченко (Родион Раскольников). Эти сцены живо напомнили постановку студии «Нина» прошлого года «В тебе – мое солнце», где эти же фрагменты были представлены другими участниками. В этом факте можно усмотреть сосредоточение интересов авторов постановки на тех проблемах, которые волновали и Достоевского: человек, его отношения с обществом, с другими людьми, с Богом, вопросы совести и духовности. Это – не преходящий интерес, а стремление к глубинному постижению этих проблем через чувственный опыт сценического «проживания» судеб героев.

Студенты со сцены произносили слова героев великого писателя, «пропуская» их через себя. Сложность проблематики не стала преградой для юных артистов, напротив, их непосредственность послужила большей остроте в постановке этих важнейших для всякого человека вопросов. 

Затрагивая проблемы стилистики романов Достоевского, авторы сценария естественно вплели в канву повествования и ссылки на труды  известного литературоведа и философа Михаила Михайловича Бахтина, волею судьбы проведшего значительную часть своей жизни в Саранске. Так, опосредованно, через фигуру Бахтина, все присутствующие ощутили свою сопричастность творчеству Достоевского…

Думается, не последнее место в решении жюри, присудившего первое место сценарию наших коллег, сыграл тот факт, что в представлении есть и непосредственная связь с нашей специальностью: по ходу спектакля неоднократно включались музыкальные произведения, создающие второй план в постановке, наполняющие ее дополнительными смыслами и глубиной. В целом постановка, помимо непосредственного эмоционального отклика, заронила в сознание слушателей вопросы, на которые каждый будет искать ответы в новых книгах, в  размышлениях, в каждодневной своей жизни.

Особо хочется отметить высокое качество презентации, сопровождавшей беседу и театрализованную часть (автор Вавилова Л.Н.), а также мастерство чтеца Александра Баринова, участвовавшего в постановке. 

Асанова С.Б., преподаватель теоретических дисциплин 


Мнение из зрительного зала


12 декабря в Малом зале Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова состоялось театрализованное представление "Человек есть тайна: 195 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского".

Ф.М. Достоевский – великий русский писатель, философ, публицист. Несмотря на свою сложную жизнь, он всегда оставался стойким, непоколебимым человеком и занимался любимым делом. Его перу принадлежат признанные шедевры русской классики «Братья Карамазовы», «Идиот», «Бедные люди», «Преступление и наказание».

Концерт открылся романсом на стихи А.С. Пушкина «Я вас любил» в исполнении С.А. Плодухина. Им же был представлен романс «Я помню чудное мгновенье» также на стихи Александра Сергеевича и заключительная песня. «Рихтером» концерта, как говорит Н.А. Фенеши, стала С.А. Чиняева. Именно она аккомпанировала пению солиста и исполнила 1 часть сонаты для фортепиано №8 c-moll Людвига ван Бетховена, любимого композитора Достоевского.

В роли актеров выступали преподаватели  С.А. Плодухин – С.З. Мармеладов, Н.А. Фенеши – Е.И. Мармеладова, а также студенты Ф. Ткаченко – Р. Раскольников, Д. Рязанцева – С. Мармеладова и А. Баринов.

Меня поразило театрализованное представление. С.А. Плодухин был неузнаваем в образе С.З. Мармеладова. А вместе с Н.А.Фенеши они разыграли сцену, в которой очень тонко передали чувства героев Достоевского. Глядя на актеров, проникаешься болью, осознаёшь всю безысходность сложившейся ситуации.

Не осталась я равнодушной после сцены Сони и Родиона Раскольникова. В ней достаточно юным актерам предстояло сыграть взрослых и в эмоциональном плане сложных персонажей, с чем ребята справились.

Концерт получился прекрасным. В зале не было ни разговоров, ни шума. Зрители старались уловить каждое слово, каждый жест. В зале присутствовал иеромонах Санаксарского монастыря батюшка Пантелей. В завершение всего мероприятия ему предоставили слово. Батюшка высказал свои впечатления, рассказал о глубоком уровне понимания сложного романа, каким является «Преступление и наказание». В конце своей речи он пожелал всем студентам хорошей сессии.

После всего увиденного хочется сказать большое спасибо Н.А.Фенеши за такой концерт. Ее мероприятия всегда поражают своею глубиной, сложностью, красотой. Проделан  огромный труд, и это надолго останется в сердцах слушателей.

Яровая Яна, студентка 2 курса теоретического отделения 


Интервью с Ниной Александровной Фенеши  


— Театральная студия – это огромная ответственность, которая лежит на ваших плечах уже много лет. Почему вы решили заняться постановкой спектаклей? Это ваше призвание?

Н.Ф.: С детства я люблю театр. И мне с годами все больше и больше хотелось не просто смотреть любимые постановки, а воплощать их на сцене. Я еще в школе участвовала в сказках, была Гердой, была Простаковой. Но это было очень фрагментарно. А вот когда я стала работать здесь, мне представилась возможность серьезно заняться театром. Я поставила «Чайку», «Грозу», «На дне», «Орфей спускается в ад» и многие другие. Это оказалось главным увлечением моей жизни. Чистое творчество! У меня есть две оригинальные пьесы - «Пойми -  не пойми» и «В тебе мое солнце». Это откровения моей души, все то, что я поняла в этой жизни.

   — Вы упомянули о своих пьесах. Что вас вдохновило на их создание?

Н.Ф.: Однажды я просто поняла, что мне нужно взять ручку и писать. Я клянусь, никакого особенного труда я не проделала – это получилось само собой. Я никогда раньше не писала ничего подобного.

— Почему вы выбрали именно драматургию?

Н.Ф.: Для меня театр – это «исполин, который смертельно ранит тех, на кого направляет свои удары», как сказал Пьер де Бомарше. Я считаю, что синтез искусств способен всколыхнуть все самое лучшее в душе человека. Проза может долго лежать на полке, а театр говорит со зрителем.

Знаете, написав пьесу, я осуществила режиссерскую постановку. И из девочек и мальчиков сделала глубоких актеров, которые талантливо и профессионально исполнили все мои требования и пожелания. Я им очень за это благодарна.

— А кем для вас является Ф. М. Достоевский?

Н.Ф.: Федор Михайлович Достоевский – автор, волновавший меня на протяжении всей моей жизни. Это особенный писатель. Я не могу назвать его беллетристом; он – спасатель человеческих душ. Достоевский не создавал куртуазных романов, а писал книги, которые пронизаны святостью. Его призвание – протянуть руку помощи «утопающим» в грехах людям.

— Вы сказали, что Достоевский был с вами всю вашу жизнь. Что вас более всего трогает в его творчестве?

Н.Ф.: Я поняла, что его судьба – необыкновенна. Он прошел круги ада. Если бы его жизнь не была такой страдальческой, то и книги были бы другими.

Жизнь каждого человека наполнена такими событиями, которые заставляют задуматься о вечном, о главном.

И, конечно, нельзя обратить в свою веру. Невозможно убедить атеиста в том, что он верующий. Он не поверит в это, пока не окажется в окопах под Сталинградом. Но помочь душе обратиться к свету – во власти гениального автора. И таким автором является Достоевский. Он помогает людям преодолеть непреодолимое.

— Вы неоднократно использовали в своих спектаклях материал из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», ему вы уделили особое внимание. Почему?

Н.Ф.: В этом романе очень много актуальных тем. Мне кажется, что именно это произведение вобрало в себя то, что современному человеку свойственно переживать. Понимаете, человек, живущий вне церкви – слепец. Он может и не знать, что с ним происходит нечто ужасное. Он будет искренно считать себя вполне положительным: не вор же, не изменник. Но этого недостаточно! Когда человек погружается в недра «Преступления и наказания», когда он раскручивает нити запутанных смыслов, то ему открываются такие важные жизненные истины, о которых он и не подозревал. Тогда он постепенно начинает следить за собой, медленно освобождается от «шелухи», от греховности, ранее скрытой от него пеленой неведения.   

— Вы однажды сказали, что сразу видите в студентах наличие потенциала. Как вам удается понять это с первого взгляда?

Н.Ф.: Отнюдь не с первого взгляда. Для того, чтобы пригласить Елену Гончаренко на роль Нины Заречной (А.П. Чехов «Чайка»), мне пришлось наблюдать за ней год. В результате наших совместных бесед я поняла: вот она, чеховская героиня. Многих я распознавала не сразу. Например, Данила Бекшаев (выпускник 2014 года) был совершенно неприспособленным к актерской игре: ходил по сцене, словно деревянный, а шляпу снимать учился несколько месяцев. И вдруг, после долгих, мучительных репетиций, изматывающих и болезненных, мы увидели, что перед нами Ромео Монтекки.

Это очень тяжелый труд! Когда ты распознаешь ту самую искру, нужно суметь раздуть из нее костер. Я всех моих актеров люблю! Они для меня не чужие люди, я вспоминаю о них с нежностью. Мне очень хочется, чтобы их талант только разрастался, а не угасал.

— Тяжело ли вам далась постановка «Преступления и наказания»?

Н.Ф.: Вы даже себе не представляете, до какой степени это сложно. Со спектаклем «В тебе мое солнце» мы работали год, по шесть-семь часов в репетиционных залах театра им. Яушева. Это было настоящее дело! Здесь же у нас было мало времени, и, конечно, результат иной. Но мы свою работу выполнили честно.

— Что сложнее: ставить свою пьесу или сочиненную каким-либо другим автором?

Н.Ф.: Душу вкладываешь в любое дело. Я своих детей люблю одинаково, так же и со спектаклями. Я равнозначно горю и болею, до самого дна, чрезмерно. Я болею, волнуюсь, стараюсь отдать больше, чем могу. Я веду честную игру.

— Что вы можете сказать о студентах, которые сегодня участвуют в вашей постановке?

Н.Ф.: Хотелось бы сказать, что я вижу в Даше Рязанцевой будущую актрису. У нее очень хорошие способности. Есть в ней что-то такое «несовременное», в лучшем смысле слова. Нынешний театр нуждается в таких актрисах: они уже знают, что такое горе, они глубоко проникают в материал. Надеюсь, если судьба будет благоволить Даше, она поступит в московский театральный вуз.

И мне было бы очень отрадно когда-нибудь увидеть Сашу Баринова на большой сцене. Он мог бы стать настоящим актером. У этого молодого человека есть внутренняя «пружина» и по-детски острое ощущение той роли, которую ему предлагаешь. Меня это очень в нем привлекает.

Н.Ф.: Мне всегда хочется, чтобы для зрителей, которые приходят на мой спектакль, было создано ощущение праздника. Даже несмотря на темы, которые мы заявляем. Чтобы люди ушли обогащенными, вдохновленными этими идеями. Если все мои труды находят отклик в человеческой душе, заставляют задуматься о жизни, что же еще нужно?..

Беседовала Чучина Анастасия (2 курс ФО)


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*