Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Храним добрую память…

28 апр 2024

Храним добрую память…

Чёрно-белые фотографии из нашей молодости – последние артефакты той эпохи. У следующих поколений россиян таких уже нет. Таких, временами расплывчатых, любительским образом снятых и напечатанных, наверняка после Сергея Яковлевича Терханова осталось очень много, ведь он жил очень активно, у него было много друзей, компаний, «посиделок», концертов и других мероприятий, поездок, дорожных и застольных знакомств. После его ухода в пространстве осталась большая, ничем не могущая быть заполненной «дыра».

До сих пор, проходя мимо 320 класса, каждый раз вспоминаю Сергея Яковлевича. Уже давно в этом кабинете ничего не напоминает о нём: теперь здесь учительская, где у педагогов образовался маленький «полудомашний очаг». И всё же: может быть, здесь так уютно и душевно, потому что место такое, согретое добрым человеком?

Терханов – известный композитор, и это не дежурная фраза. Мы знаем, что его музыку исполняют во многих регионах России и за её рубежами. Но всё же больше вспоминаются моменты жизни, не связанные напрямую с творчеством: дружеские посиделки, песни под гитару, задушевные разговоры. Сергей Яковлевич (я так и не смогла перейти с ним на «ты» и называть Серёжей) был другом многим-многим людям, был вечным влюблённым – в жену, в дочь, в хороших людей, в музыку, в жизнь. Его обожали студенты – а те, что когда-то учились у него, давно уже став взрослыми, сохранили это чувство навсегда.

Сам Сергей Яковлевич много учился: школа, хоровое училище, консерватория (дважды!). Прекрасно играл на фортепиано, на гитаре, пел негромким, но очень проникновенным голосом. Всегда с удовольствием выступал в многочисленных концертах. Участвовал в смешанном хоре училища, спасая положение, т.к. коллектив нуждался в мужских голосах. А ещё помню замечательный капустник, когда на сцене в спортивно-цирковом облачении выходили педагоги-мужчины, этакий парад-алле, ‒ и композитор Терханов в их числе.

Был он ребёнком – не в смысле, инфантильным человеком, а искренним и в чём-то наивным. Мальчишество в мужчине, думаю, это достоинство, а не недостаток.

Творчество шло в параллель с повседневной жизнью, не всегда на него хватало времени, было много других забот: мама в другом городе, подрастающая, а потом и уже взрослая дочь Леночка, всегда максимум внимания уделял любимой жене Татьяне.

Как всякий творческий и ранимый человек, очень «болел» успехами и неудачами своих произведений. Неудачи – это не провалы премьер, а трудности в «пробивании» пути к постановке, публикации сочинений. В этом смысле можно счесть удачными последние годы жизни, когда его сочинения стали публиковать силами музыкального училища. Уже после его смерти эта деятельность была продолжена.

Сам Сергей Яковлевич всегда щедро дарил свою музыку окружающим: пел свои песни, раздаривал сборники и диски с записями произведений, сочинял по заказу близких друзей.

Если посмотреть, чьи тексты становились его песнями, выяснится, что наряду с известными поэтами «со знаком качества» (А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Ю.Левитанский), большое число текстов написаны друзьями Терханова – С.Сеничевым, А.и К.Смородиными. Кроме того, часто очень личные, пронзительные слова принадлежат самому композитору. Это тоже некий «симптом», говорящий об искренности, остроте переживания, настрое на определённую волну.

Годы идут, а все мы: коллеги, друзья, ученики, храним добрую память и тепло по отношению к славному человеку, замечательному композитору, Сергею Яковлевичу Терханову. 28 апреля ему могло бы исполниться 70 лет…

А музыка Терханова живёт: звучат хоровые сочинения, лирические и философские романсы, детские песни и фортепианные пьесы. Да будет так и впредь!

                                  Асанова С.Б.

 

 

 


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*