Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Отделение сольного и хорового народного пения

О теоретическом отделении

Из семи отделений Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюкова теоретическое отделение (специальность – Теория музыки) было открыто последним, в 1960 году. Инициатива открытия в Саранском музыкальном училище отделения «для подготовки будущих композиторов и теоретиков» принадлежала Л. П. Кирюкову, народному артисту МАССР, заслуженному деятелю искусств России и Мордовии. Приезд в 1957 году в Саранск татарских композиторов Н. Г. Жиганова, А. С. Ключарева и музыковеда Я. М. Гиршмана ускорил этот процесс.  

В разные годы отделением руководили Б. С. Урицкая (1960-1961 гг.), З. Г. Мизерская (1961-1970 гг.), А. И. Буянова (Макарова) (1970-2008 гг.), И. А. Галкина (2008-2010 гг.), О. А. Потехина. 
Первым заведующим теоретического отделения стала Б. С. Урицкая – педагог высокой культуры, музыкальный просветитель и научный деятель, внесшая значительный вклад в становление и развитие науки и культуры Мордовии. Заслуженный учитель школы МАССР З. Г. Мизерская – разносторонний и талантливый педагог, долгие годы занимавшаяся музыкально-просветительской деятельностью. 

А. И. Буянова (Макарова) – музыковед, заслуженный деятель искусств РМ, лауреат премий Главы РМ в области музыкального искусства, член Союза композиторов России – достойно продолжила дело своего учителей. Благодаря ее организаторскому таланту сложился высокопрофессиональный коллектив педагогов-теоретиков. Многогранная деятельность А. И. Макаровой помимо музыкальной педагогики включала музыкальное просветительство и научную работу.
И. А. Галкина – музыковед, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РМ, лауреат премии Главы РМ в области музыкального искусства, член Союза композиторов и Союза журналистов России, проявила себя не только как  талантливый педагог, но и яркий музыкальный просветитель и журналист. Благодаря ее творческим идеям и блестящим организаторским способностям был осуществлен ряд музыкальных проектов республиканского, российского и международного уровней. 

История отделения – это совместный педагогический труд музыковедов и композиторов.
Замечательным педагогом-сольфеджистом, автором интересной методической разработки «Специальные технические приемы развития музыкальных способностей» был композитор, фольклорист, заслуженный деятель искусств России и Мордовии, лауреат Государственной премии РМ Г. И. Сураев-Королев.

Более 20 лет вел теоретические дисциплины в музыкальном училище г. Саранска заслуженный деятель искусств России и Мордовии, лауреат Государственной премии РМ, композитор, яркий представитель профессиональной мордовской музыки, первый председатель правления Союза композиторов Мордовии Г. Г. Вдовин.   
В числе первых преподавателей была А. А. Мочалкина, которая придерживалась собственной  системы воспитания музыкального слуха.

Большой опыт в преподавании сольфеджио и гармонии был накоплен З. А. Мирхайдаровой (Гавриловой).

Многие годы вел инструментовку композитор, заслуженный деятель искусств республики Мордовия, лауреат премии Главы РМ, член Союза композиторов России Н. Н. Митин. 
Музыковед, заслуженный деятель искусств РМ, лауреат премий Главы РМ в области музыкального искусства, член Союза композиторов и Союза театральных деятелей России Н. М. Ситникова – один из ведущих высококвалифицированных преподавателей училища, имеющая огромный опыт преподавания музыкально-теоретических дисциплин, прежде всего гармонии и полифонии. Кроме того, она заложила основы национального детского музыкального образования в республике, создав комплексное учебное пособие по мордовской музыке.
Педагогическая деятельность заслуженного работника культуры РМ А. Ф. Генераловой отличалась ярко выраженным творческим началом. Она проводила большую методическую работу, направленную на активизацию творческого процесса обучения. 
В сфере пристального внимания Т. В. Буяновой всегда находились проблемы методологии и национально-региональный подход в преподавании сольфеджио.
Больших результатов в педагогической деятельности добивалась В. Н. Валеева. Результативность ее педагогического мастерства сказывалась в успешном поступлении учеников в ВУЗы.

Педагогические интересы О. Н. Костиной, заслуженного работника культуры РМ, успешно совмещавшей педагогическую деятельность с обязанностями заместителя директора по учебной работе, были сосредоточены в области отечественной музыкальной литературы и гармонии.
Д. В. Буянов – композитор, кандидат культурологи, лауреат премии Главы РМ в области музыкального искусства, дипломант I Всероссийского конкурса «Молодые композиторы России», член Союза композиторов России, доцент Института национальной культуры МГУ им. Н. П. Огарева. Под его руководством в училище изучалась информатика. 

С. Я. Терханов – композитор, музыковед, заслуженный работник культуры России и заслуженный деятель искусств РМ, лауреат Государственной премии РМ, лауреат Государственной премии Главы РМ в области музыкального и театрального искусства, призер многих международных и всероссийских творческих конкурсов. Выступал на страницах периодической печати. Его уроки композиции и музыкального анализа всегда были творчески интересны. 

Творческая активность С. Б. Асановой проявлялась в различных направлениях музыкального искусства. Сфера ее деятельности не ограничивалась педагогической деятельностью. Она показывала себя и как интересный музыкальный просветитель – ведущий концертов.  Свободно владея фортепиано, нередко выступала в качестве концертмейстера, а также являлась фотокорреспондентом газеты училища «Музыка и мы». 

Е. А. Антонова зарекомендовала себя как опытный, ответственный и высокопрофессиональный творчески работающий преподаватель. В качестве заведующей методическим отделом СМУ осуществляла организацию процесса развития учреждения в учебно-методическом направлении, включающего и перспективные возможности училища в области инновационных преобразований.

Сегодня на теоретическом отделении плодотворно трудятся многие его бывшие ученики, которые выстраивают свою работу с учетом современных тенденций в области музыкальной педагогики. Сфера интересов преподавателей достаточно широка. Одним  из приоритетных направлений их творческой и педагогической деятельности остается изучение музыкального искусства Мордовии. 

А. Н. Рязанову интересуют новые концепции изучения и планирования курса музыкальной литературы в училище и детских музыкальных школах. 
Большой опыт в области преподавания сольфеджио у вокалистов накоплен Т. В. Кисляковой, умеющей раскрыть и развить творческие способности у своих учеников. 
Композитор, заслуженный деятель искусств РМ, лауреат премии комсомола Мордовии, член Союза композиторов России Е. В. Кузина ведет сольфеджио. Уровень эстрадного вокала ее учеников отмечен грамотами российских и международных конкурсов.
Интересы преподавателя отделения С. В. Венчаковой, члена Союза композиторов России, лауреата премии Главы РМ в области музыкального искусства направлены на вопросы преподавания современной отечественной музыкальной литературы. Как музыковед активно участвует в научно-практических конференциях различного уровня, имеет ряд публикаций.

С. В. Малькова успешно осуществляет процесс учебной практики и преподавания методики по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Т. В. Кезина имеет большой опыт в области преподавания музыкальной литературы.

Плодотворно работает Н.Ф. Родина, реализуя себя в различных формах педагогической и творческой деятельности. Она ведет активную концертно-просветительскую и публицистическую деятельность, участвует в научно-практических конференциях. Ее студенты – лауреаты многих всероссийских и международных конкурсов и олимпиад.

О. А. Потехина ведет предметы  профессионального цикла студентов теоретического и исполнительских отделений. Она участвует в региональных и республиканских конференциях, успешно выступает по вопросам профессионального музыкального образования на научно-практических конференциях, пед. чтениях, семинарах, секциях, метод. объединениях различного уровня. Оказывает активную поддержку участникам Олимпиадного движения среди студентов училища и учащихся ДМШ и ДШИ по дисциплинам музыкально-теоретического цикла. Важной частью работы музыковеда является музыкально-просветительская и публицистическая деятельность.

Заслуженный работник высшей школы РМ, кандидат педагогических наук М. П. Миронова успешно совмещает обязанности преподавателя музыкально-теоретических дисциплин и заместителя директора по учебной работе. Ею написано около 100 научных и учебно-методических работ, в т. ч. опубликованных в журналах из перечня ВАК и в зарубежных изданиях.

Постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство серьезный и ответственный преподаватель, автор курса мордовского народного музыкального творчества, автор различных публикаций в периодической печати, главный редактор газеты училища «Музыка и мы» М. В. Голубчикова. 

Одним из главных критериев в работе теоретического отделения является подготовка кадров, оснащенных не только необходимыми умениями, навыками, знаниями по теоретическим дисциплинам, но и готовых в перспективе к гибкой ориентации в различных сферах будущей профессиональной деятельности. Отвечая на запрос времени, комплекс плановых учебных дисциплин пополнился предметами «Зарубежная музыка XX века», «Современная гармония», «Основы критики», «Основы импровизации», «Композиция», «Хоровой класс» и др.
На отделении создана продуманная система творческого воспитания будущих музыкантов. С 60-х годов XX века впервые в практику обучения Н. М. Ситниковой были введены задания по сочинению музыки на уроках теоретических дисциплин. С целью повышения интереса к музыкально-теоретическим дисциплинам на исполнительских отделениях проводятся различного рода творческие мероприятия – олимпиады, конкурсы, тематические вечера.
В 1992 году на теоретическом отделении был создан  камерный хор «Гармония». Первый художественный руководитель хора – Н. П. Зимина. С 1995 года этим уникальным коллективом руководила заслуженный работник культуры РМ, почетный работник общего образования РФ С. С. Молина. Теоретики не только изучали основы вокально-хорового искусства и знакомились с хоровой литературой, но и выступали с концертами в Мордовии и за ее пределами. В репертуаре коллектива была представлена музыка разных стилей и эпох. Многие из произведений композиторов Мордовии прозвучали впервые в исполнении хора «Гармония», а некоторые из них посвящены именно этому хору.
Одна из сторон деятельности музыкального училища сегодня направлена на повышение квалификации преподавателей республиканских ДМШ и ДШИ. Педагоги теоретического отделения проводят открытые уроки в музыкальных школах, участвуют в педагогических семинарах, разрабатывают и проводят школьные олимпиады, выезжают с методической помощью в районные музыкальные школы. Многие из преподавателей являются авторами учебников, сборников, методических пособий и разработок, авторских программ. 

Преподаватели-теоретики принимают активное участие  в региональных и всероссийских научно-практических конференциях, семинарах, проводимых МГПУ им. М. Е. Евсевьева, Институтом национальной культуры МГУ им. Н. П. Огарева, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи,  Союза композиторов Мордовии. Они являются активными участниками и международных, всероссийских, региональных и республиканских фестивалей, в т.ч. «Панорама музыки России», «Композиторы России – детям», «Фестиваль музыки композиторов Поволжья и Приуралья», «Дни мордовской музыки», «Фестиваль мордовской музыки» и др. Так, И. А. Галкина являлась  инициатором, художественным руководителем международных фестивалей «Декабрьские дивертисменты», «Музыка друзей», республиканского «Пасхального фестиваля» и российского «Фестиваля современной музыки отечественных композиторов». Композиторы С. Я. Терханов, Н. Н. Митин, Е. В. Кузина, Н. В. Кошелева – неоднократные участники (члены жюри, председатели) республиканских фестивалей «Шумбрат, Мордовия!», «Афганское эхо», «Студенческая весна». 

За более чем 60 лет своей работы теоретическое отделение дало путевку в жизнь около 300 молодым специалистам, 75 из которых окончили училище с отличием. Среди его выпускников известные в республике композиторы – члены Союза композиторов России: заслуженный деятель искусств РФ, народная артистка РМ, заслуженный деятель искусств РМ, лауреат Государственной премии РМ и премии Главы РМ в области музыкального искусства, лауреат премии комсомола Мордовии, лауреат премии им. Д. Шостаковича Союза композиторов России Н. В. Кошелева; заслуженный деятель искусств РМ, лауреат премии комсомола Мордовии Г. Г. Сураев-Королев; заслуженный деятель искусств РМ, музыковед, кандидат педагогических наук, лауреат премии Главы РМ в области музыкального искусства И. Е. Молоствова.
Выпускники теоретического отделения сегодня работают в школах,  ВУЗах и учреждениях культуры не только г. Саранска, но и  других регионов страны, а также за рубежом,  не порывая связи с малой родиной.



Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*