Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Мастер-классы Максима Пурыжинского и Ирины Силивановой

25.10.2019

В октябре 2019 года в Большом зале Саранского музыкального училища прошли мастер-классы столичных музыкантов Максима Владимировича Пурыжинского и Ирины Витальевны Силивановой. Эти пианисты играют дуэтом уже более двух десятков лет, с периода учебы в Московской консерватории. Они стали призерами большого количества престижных конкурсов ансамблей в России, Италии, Чехии, Польше, Германии, США, что открыло путь к гастрольным выступлениям в нашей стране и далеко за её пределами. Кроме того, Максим Владимирович Пурыжинский работает преподавателем Московской консерватории, а Ирина Витальевна Силиванова – доцент Российской академии музыки имени Гнесиных.

Играть для таких опытных профессионалов очень ответственно, и для участия в мастер-классе были отобраны 5 ансамблей: три – из музыкальных школ, два – из музыкального училища (один образовали студенты, второй – преподаватели).

Влюбленные в музыку и совместное музицирование московские музыканты работали без перерыва пять академических часов, внимательно и пристально вслушиваясь в исполнение, добиваясь выполнения собственных указаний. И если поначалу преподаватели работали по очереди (порядок выбрали «по жребию», как отметил М.В. Пурыжинский), то затем они, дополняя друг друга, вели занятия дуэтом, демонстрируя полное взаимопонимание и приверженность одной исполнительской (в данном случае – московской) школе.

С дуэтом из РДМШИ (Макаров Алексей и Селезнева Виктория, преподаватели М. В. Королева и Н. П. Жесткова) работа велась над созданием яркого образа в пьесе А. Рубинштейна «Тореадор и испанка». «Просто сыграть ноты – это уровень ноль» (М. В. Пурыжинский). Энергичное прикосновение к инструменту, создание музыкальной фразы, яркая динамика, подчеркивание кульминации – вот пути к достижению цели. Музыкант приводил яркие, понятные детям ассоциации (иногда даже переходил на язык разговора мальчишек между собой: «Три форте – это не повод сломать рояль, но это очень сильная эмоция, жги, Лёха, не стесняйся!»), заражал их своей эмоциональностью и смог - таки придать импульс их исполнению.

В дуэте из ДМШ №2 (концертмейстер Роздина Вика, иллюстратор преподаватель Е. В. Ратникова, класс ансамбля Л. В. Лыновой) И.В. Силиванова работала с юным концертмейстером. Она напомнила, что техника строится на внутреннем представлении и слышании: «Слух должен

подгонять руки». Шла работа над пианизмом: как взять прямую педаль («Педаль – душа рояля, напомнила Ирина Витальевна слова Рубинштейна), как заставить «дышать» левую руку, добиться ровного штриха, выделить верхний голос в интервале и аккорде. Разговор о музыке шел на равных, с уважительным отношением к совсем юной исполнительнице. И. В. Силиванова поинтересовалась в конце занятия, сколько же девочке лет? Ответ: «Девять» вызвал надежду на возможную серьезную жизнь девочки в музыке, настолько гибко она реагировала на замечания.

Внимательная работа над созданием образа, над конкретными техническими деталями сопровождала выступление отважных молодых преподавателей училища А. А. Акимовой и И. С. Вечкензиной. «Отважных» - потому что играть перед залом, в котором не только преподаватели, но и большое количество студентов, очень рискованно. Понятно, что профессиональные исполнители всегда найдут недостатки. К чести наших исполнителей, они работали на совесть и подсказки гостей воспринимали как дань уважения к великой музыке. Именно с этим дуэтом преподаватели из Москвы работали одновременно, советуя играть так, чтобы Станиславский сказал: «Верю!»

Из интересных замечаний при работе с учениками из ДМШ №2 (Власова Юлия и Бекшаева Лия, преподаватель И. Е. Тихонова) отметим внимание к джазовой основе пьесы Г. Г. Сураева-Королёва, нетривиальные образные ассоциации (низкая нота - «глубокая, как колодец» - И. В. Силиванова), бережный разговор с совсем юными пианистками. Преподаватели ВУЗа увидели в этом дуэте талантливых исполнительниц и пожелали девочкам побед на предстоящих конкурсах.

Игра дуэта студентов училища Егора Абдрашитова и Полины Кудрявцевой (преподаватели заслуженные работники культуры РМ Л.Г. Стеньшина и С. А. Чиняева) вывела на разговор о специфике мотивов у немецкоязычных композиторов – они подчиняются особенностям речи. («Пальцы – это наш язык, мы ими говорим» - И. В. Силиванова). Для наглядного показа образа М. В. Пурыжинский даже исполнил пантомиму на сцене. Безусловно, студенты получили дополнительный импульс к нахождению новых красок в своей игре.

Гости предложили преподавателям диски с записями выступлений и подготовленные ими ноты, которые разошлись в мановение ока. Ну, а вечером в зале республиканской филармонии музыканты продемонстрировали взыскательной публике своё вдохновение и мастерство, блестяще исполнив сочинения П. И. Чайковского и Ф. Листа.

А. Н. Рязанова

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*