Концерт Александра Ключко.
Концерт Александра Ключко в Саранске.
Нерядовое событие осени
Осень - удивительное и странное время. В прозрачном воздухе, в редеющей, раскрашенной буйными красками листве деревьев, в беспокойных перемещениях птиц - движение зрелости и мудрости по кругу жизни. Солнечные теплые дни - как драгоценные подарки. Ожидание и предчувствие изменений в природе (завтра многое станет другим или совсем исчезнет), придает каждому мгновению остроту и ощущение безвозвратности, заставляя о многом задуматься и еще больше ценить настоящее.
Каждый из трех осенних месяцев по – своему важен и значителен. 1 сентября начинается учебный год. В начале октября чествуют учителей и поздравляют с профессиональным праздником всех, кто вопреки всему решился учить, воспитывать, любить и работать для «прекрасного и далекого» будущего. В ноябре в России отмечают один из главных государственных праздников – День народного единства.
Для музыкантов осень - начало концертного сезона, время новых открытий и встреч.
Большой концертный зал Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова, один из лучших залов в городе и республике, в субботу, 7 октября 2017 года был почти заполнен. Свой сольный концерт играл Александр Ключко.
Выступления этого пианиста постепенно становятся событиями в культурной жизни нашей республики. С 2013 года он регулярно приезжает в Саранск, свой родной город, где с нетерпением ждут новых встреч с молодым талантливым исполнителем, болеют и переживают за него во время конкурсов, следят за on - line трансляциями, горячо и бурно обсуждая (иногда и до самого утра) итоги музыкальных баталий, с новыми концертными программами.
Профессиональный рост пианиста, – итог колоссальной работы, – отмечают и признают жюри международных конкурсов. Результаты последних двух лет особенно впечатляют: «Путь к мастерству» - 2 место и специальный приз (Москва, 2015); конкурс имени В. Лотар – Шевченко – 1 место (Екатеринбург, 2016); конкурс ЦМШ – 1 место (Москва, 2016); Astana Piano Passion – 1 место, Гран – При (Астана, 2016); Дельфийские игры – 1 место (Екатеринбург, 2017). Пианист уверенно набирает исполнительское мастерство, а главное – любит и ценит свою профессию. Это очень хорошо чувствуется на концертах, которые собирают все больше слушателей.
В настоящий момент Александр Ключко учится на 3 курсе Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Ф. Шопена классе Сергея Сергеевича Арцибашева. Концерт 7 октября стал очередным этапом и ступенью в формировании музыканта и пианиста.
Программа включала сочинения, написанные в период романтизма. Семнадцатилетний пианист стал проводником через эпохи или, скорее, путеводной звездой для слушателей; музыка в его исполнении приобрела новые эмоции, краски и смыслы. Через 200 лет в новом зале вновь произошло чудо - соединились невидимые времена и уже для новых слушателей - жителей XXI века эта музыка стала необходимой и родной.
Соната C – dur op.53 («Аврора») Л.В.Бетховена, как и положено, началась с «шороха басов, заставляющих ждать больших событий» (Ленц).
Колоссальные размеры этого сочинения, виртуозный блеск и яркость музыки часто закрывают перед пианистами внутреннюю жизнь «белой сонаты, текущей как чистая вода» (Роллан). А. Ключко с самого начала захватил внимание зала, разворачивая постепенно картину жизни и трагедии самого композитора, скрывающего от людей свою прогрессирующую болезнь, взывающего к самой природе как единственному для него целительному источнику. Сохранив живую метро – ритмическую пульсацию, с достоинством преодолев все сложности формообразующих моментов, продемонстрировав всю шкалу динамических оттенков и заставив пласты гомофонной фактуры взаимодействовать, исполнитель очень логично и последовательно, с хорошим чувством меры выстроил форму всего цикла и каждой из трех частей.
Экспромт Ges – dur ор.90 Ф. Шуберта с его неизменной гармонической фигурацией – словно одна определенная эмоция или один день из жизни поэта. Инструмент зазвучал здесь совсем по – другому: певучим, полным тепла и нежности голосом верхний регистр рояля «разговаривал» с бархатными и глубокими басами, а самое сложное – третий слой фактуры, аккомпанемент, под пальцами пианиста дышал и переливался, составляя фон для самых тонких лирических высказываний.
Токкату C – dur ор.7 Р. Шумана, единственное сочинение автора в подобном, чисто виртуозном жанре, многие исполнители берут в свой репертуар для демонстрации блестящей виртуозности и выносливости. Сложнейшая фактура, значительный размер пьесы – все провоцирует на очень быструю, громкую «токкатную» игру. В исполнении Александра, с честью преодолевшего коварные «подводные камни» главным стала все - таки сама музыка. Исполнителю удалось «подняться» над всеми сложностями и представить сочинение нового романтического стиля, одухотворенно и великолепно сочетая полет и фантазию композитора, в любом произведении остающегося «поэтом фортепиано» - Р. Шумана.
Фантазия op.49 f – moll Ф. Шопена прозвучала в начале второго отделения концерта, и пианист раскрыл перед слушателями новые грани своего таланта. Все разделы пьесы, все фазы развития этой «грандиозной романтической баллады», все образы – лирические и героические, скорбные и просветленные были представлены стилистически очень точно, в индивидуальном звуковом оформлении и разнообразнейшей артикуляции, форма выстроена убедительно, очень логично. При выборе звуковой палитры местных и основной кульминации пианист учел особенности акустики зала и не потерял ни одного звука в пассажах или в мелодических вершинах аккордов. Особо хочется отметить владение техникой педализации, что подтверждает высокий класс исполнителя.
Этюды ор.10 №1 C – dur и ор.25 №5 e – moll – разные по видам техники и по содержанию миниатюры, требующие трансцендентальности и полета мысли от пианистов, сумевших овладеть приемами игры арпеджио, двойных нот и аккордов. Если первый этюд был исполнен более «объективно», с очень точным прикосновением, маркированным legato, мягкими басами и выверенными пассажами, то второй этюд Александр играл очень тонко, используя rubato – личную характеристику и отношение самого исполнителя.
Соната – фантазия S161 «По прочтении Данте» Ф. Листа – воплощенное в звуках впечатление от одного из эпизодов великой «Божественной комедии» Данте. Сочинения этого композитора любимы и наиболее часто исполняемы пианистами всех возрастов. Эффектное, сочетающее контрастные эпизоды с линией сквозного развития, имеющее богатейшую звуковую палитру и несколько трансформирующихся в процессе развития тем произведение захватывает и увлекает. Драматизм сюжета и трагичность образов заставляют сопереживать исполнителю, разворачивающему целое музыкальное полотно перед слушателями и приглашающему «здесь и сейчас» прожить несколько минут вместе, прикоснувшись к высокой поэзии. Вдохновенно и грандиозно исполнив финал последнего заявленного в программе сочинения, Александр завершил основную часть концерта.
Последовавшие на bis «Петрушка» И. Стравинского и Хоральная прелюдия f – moll И.С. Баха не оставили сомнения, что Александр Ключко – исполнитель XXI века, и его страница в истории российской пианистической школы уже начала создаваться.
Пожелаем Александру здоровья, успешного окончания колледжа, новых творческих побед, встреч с интересными людьми и поддержки современных меценатов.
Чиняева С.А.
Александр Ключко. Саранское музыкальное училище. Концерт 07.10.17.