Цветовая схема:
Размер текста:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108. Телефон: 33-30-40.  E-mail:muzuchkirukov@mail.ru
8 (8342) 33-30-40

Всемирный день аккордеона. Музыка не знает войны

15.05.2017

Дни рождения бывают не только у людей, исторических событий и отдельных явлений, но также у предметов и музыкальных инструментов.

Среди огромного количества музыкальных инструментов, существующих сегодня, есть один представитель, который привлекает к себе внимание красивым и благозвучным именем – аккордеон. Когда слушаешь его звучание, сразу ассоциативно представляешь Париж, Монмартр, Елисейские поля – Франция и аккордеон неразделимы. Аккордеон завоевал любовь по всему миру, некоторые города даже признали его официальным инструментом. Но не все так гладко в истории аккордеона - в иных странах его запрещали, признавая пособником враждебной культуры, но он вновь победно возвращался и дарил слушателям истинное удовольствие и творческое вдохновение. Аккордеон, обладающий красотой, демократичностью, мобильностью и актуальностью, способен передавать всю палитру человеческих эмоций: и глубокую печаль, и безудержную радость.

История аккордеона

История инструмента начинается с изобретения губной гармоники, прародителем которой является китайский священный инструмент шэн. В нем для создания звука использовались свободно вибрирующие язычки, вставленные в бамбуковые трубочки, которые прикреплялись к резонаторному корпусу. Шэн в Европу попал по торговым путям и там, в конце XVIII века, начал свое кардинальное преобразование.

Поначалу органный мастер Ф. Киршник в 1777 году в результате эксперимента изобрел язычковые планки, которые в дальнейшем нашли применение в ручных гармониках.

В двадцатых годах XIX века берлинским музыкальным мастером Ф. Бушманом для облегчения настройки музыкальных инструментов, были сконструированы язычковые камертоны. Каждый из камертонов был настроен на определенный тон, звучать они начинали под воздействием потока воздуха. Объединив камертоны в продолговатой коробке, мастер в конечном итоге получил новый музыкальный инструмент – губную гармонику, ее усовершенствованные потомки в дальнейшем получили широкое распространение.

Однако мастер на этом не остановился и продолжал развивать свой камертон, приделав к нему мех. Для того, чтобы получить звучание одного определенного звука, мастер закрыл язычки клапанами, которые открывались

над соответствующими голосами. Так постепенно у Ф. Бушмана получилась небывалая до сих пор форма музыкального инструмента, названная эолиной. Она имела две крышки и мех, который раскрывался как веер. На одной крышке находились клавиши, на другой – приспособление для разжимания меха. Это была уже ручная гармоника, правда больше похожая на детскую игрушку.

Игрушечное изобретение Ф. Бушмана привлекло внимание музыкальных мастеров, одним из них был К. Домиан. Он очень активно занялся преобразованием ручной гармоники, придавая ей другой вид. На двух корпусах, соединенных меховой камерой, расположились 5 клавиш для правой и 5 клавиш для левой руки. Каждая клавиша правой руки на сжим и разжим издавала разные звуки, каждая клавиша в левой руке на сжим и разжим – два разных полных аккорда - это было новаторством, которое впоследствии К. Домиан поспешил запатентовать в 1829 году. Так появился совершенно новый инструмент с аккордовым аккомпанементом, получивший название аккордеон.

Далее история аккордеона переносит нас в Италию, в небольшое местечко недалеко от Кастельфидардо. Странствующий монах остановился отдохнуть в доме сельского жителя Антонио Сопрани, достал странный музыкальный инструмент и стал на нем музицировать. Сын селянина Пауло очень заинтересовался невиданной диковиной и приобрел ее у паломника - инструмент был аккордеоном Домиана. Он собрал нескольких умельцев и в 1864 году открыл мастерскую по производству аккордеонов, которые потом продавались в близлежащих городах. Затем П. Сопрани переехал в Кастельфидардо и открыл там фабрику, на которой занимались не только производством инструментов, но и их модернизацией. В 1897 году он запатентовал свое изобретение – извлечение готовых мажорных, минорных трезвучий и доминантсептаккордов на клавиатуре левой руки.

Популярность инструмента стремительно росла не только в Италии, но и в других европейских странах, там стремительно открывались фабрики по производству аккордеонов. Впоследствии инструмент, вместе с эмигрантами переплыв Атлантический океан, прочно обосновался и на американском континенте.

Факт: Аккордеон является одним из самых популярных инструментов во многих странах мира: Мексике, Бразилии, Колумбии, США, Канаде, Франции, Голландии, Англии, Шотландии, Германии, Швеции, Японии, Финляндии и других.

Всемирный день аккордеона в Саранске

5 мая 2017 года в Саранске состоялся праздничный вечер, посвященный Всемирному дню аккордеона, которому в этом году исполнилось 188 лет. В арт-кафе «Маска» собрались любители этого инструмента. Программу вечера подготовил и вел энтузиаст аккордеона, исполнитель, лауреат межрегиональных музыкальных фестивалей Алексей Горбунов (студент 3 курса музыкального училища (класс заслуженного работника культуры Мордовии Пивкина А. Е.)

Программа концерта включала в себя 2 части. Сначала слушатели ознакомились с краткой историей инструмента, а также вспомнили, как Всемирный день аккордеона отмечался в прошлом году. Вторая часть концерта была полностью посвящена музыке. Большая часть прозвучавших номеров – танго. Этот популярный жанр танцевальной музыки часто исполняют именно на аккордеоне. Среди прозвучавших произведений – «Мне бесконечно жаль» (муз. А. Цфасмана, исп. А. Горбунов), «Рио Рита» (муз. Э. Сантеухини, исп. А. Горбунов), «Либертанго» (муз. А. Пьяццоллы, исп. Е. Пожарова и А. Горбунов), а также попурри на темы популярных танго «Ах, эти черные глаза (муз. О. Строка), «Счастье мое» (муз. Е. Розенфельда) и «Утомленное солнце» (муз. Г. Петербургского) в исполнении А. Горбунова и А. Е. Пивкина. В программу также вошли номера-видеозаписи – «Брызги шампанского» (муз. Хосе де Люкьеси) в исп. Г. Антонова, «Кумпарсита» (муз. Х. Родригеса) в исп. Золотого аккордеона СССР - России В. Ковтуна и «Танго для Клод» (муз. Р. Гальяно) в исп. обладателя кубка мира по аккордеону А. Поелуева.

Своей игрой на духовой мелодике вечер украсила лауреат международного и всероссийского конкурсов в Екатеринбурге (2013 г.) и (Москве в 2017 г.) Екатерина Пожарова, исполнившая «Смуглянку» (муз. А. Новикова) и «Либертанго» (в дуэте с А. Горбуновым).

Вокальная часть концерта была представлена тремя номерами. Преподаватель музыкального училища, заведующая вокальным отделением Е. В. Гончаренко вместе с профессором Санкт-Петербургской академии искусств, членом Союза композиторов России и РМ, заслуженным работником культуры РМ А. Е. Пивкиным исполнила песню «Ах, эти тучи в голубом» из кинофильма «Московская сага» (муз. А. Журбина, сл. В. Аксёнова и П. Синявского). Также А.Е. Пивкин дуэтом с самодеятельным композитором РМ А. В. Пыресевым исполнили две песни из нового сборника «Голос Синевы»: (муз. А. Пыресева, сл. Л. Сюсиной) и «Проходят стремительно годы».

В программе концерта также принимал участие Андрей Артемьев (фортепиано), класс преподавателя Резеповой Н. Ю.

Посетители арт-кафе «Маска» узнали много новых и интересных фактов об аккордеоне, услышали музыкальные композиции в исполнении различных исполнителей. Надеемся, в следующем году творческий вечер, посвященный Всемирному дню аккордеона, будет таким же интересным.

 

Автор: Валеева В.Н., преподаватель теоретического отделения, музыковед

 

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*