Цветовая схема:
Размер текста:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108. Телефон: 33-30-40.  E-mail:muzuchkirukov@mail.ru
8 (8342) 33-30-40

Отчётный концерт фортепианного отделения

05.05.2017

12 апреля 2017 года в Малом зале Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова состоялся отчетный концерт фортепианного отделения. Преподаватели и студенты посвятили его 90–летию Людмилы Захаровны Зайчиковой – заслуженного учителя школы МАССР, первой выпускницы отделения, поступившей в Казанскую государственную консерваторию и вернувшейся после ее окончания в родное училище на работу в качестве преподавателя и концертмейстера.

Большую ответственность перед памятью одного из старейших преподавателей, более 30 лет служившего делу развития профессионального музыкального искусства Республики Мордовия и воспитания молодых специалистов, чувствовали все исполнители. Возможно, поэтому во вступительной части и представлении первых участников концерта были допущены некоторые неточности.

Фортепианный квартет, открывший программу, исполнил «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Достаточно сложная по многообразию тончайших оттенков звуковая и динамическая палитра пьесы создала определенные проблемы студентам 1 курса. Совсем непросто было справиться со своим волнением и акустическими особенностями зала, поэтому присутствие в ансамбле преподавателя В.А. Малышевой – опытного и надежного партнера, стало для ребят отличной поддержкой и хорошей школой сценической выдержки.

«Бабочка» Э. Грига из 3 тетради «Лирических пьес» была исполнена Анастасией Малаховой (1 курс) аккуратно, очень старательно, с желанием выполнить все текстовые указания и разнообразить звук. Вместе с тем юной исполнительнице удалось быть достаточно естественной и музыкальной, что, безусловно, нашло отклик у слушателей.

Этюд C – dur №32 ор.740 К. Черни в исполнении Анатолия Мартынова (1 курс), прозвучал очень мощно и несколько нервно. Видимо, репетиционная техника - одна из самых сложных среди других видов и приемов фортепианной игры - требует более тщательной и длительной подготовки. Хочется отметить способности Анатолия и пожелать ему вдумчивой, профессиональной работы в дальнейшем.

Ноктюрн e-moll Ф. Шопена – лирическая пьеса с драматической эмоциональной окраской, написана в жанре романтической фортепианной миниатюры. Перед Юлией Серсковой (2 курс) стояла очень непростая задача: передать характер произведения, справившись с огромным количеством специфических приемов и звуковых задач. Сочинения этого автора требуют от исполнителя значительной пианистической оснащенности, понимания стилевых особенностей и глубоких знаний. Юлия – трудолюбивая и серьезная девочка, она очень выросла за полтора года в плане профессионализма, поэтому ее «погруженность» в мир Шопена еще впереди.

«Полишинель» С. Рахманинова играла студентка 1 курса Кристина Чичерова. Это яркая, имеющая неплохой потенциал девочка. На этот раз не получилось органичного, «цельного» исполнения; не хватило единой метро – ритмической основы, разнообразия динамических оттенков, тщательно проработанных переходов. Но несколько эпизодов пьесы юной пианистке удалось раскрыть по-настоящему, продемонстрировать свое отношение к музыке и передать слушателям эмоции и энергетику произведения.

«Лорелея» Ф. Листа – транскрипция для фортепиано, программное сочинение, имеющее литературный источник. Владислав Десинов (1 курс) играл эту развернутую по форме, многообразную по изложению и содержанию пьесу эмоционально, со своим отношением к исполняемому. Музыка Листа – отражение впечатлений, именно в этом Владислав был наиболее убедителен.

«Ярмарка» С. Терханова давно заняла свое место в концертном репертуаре пианистов Республики Мордовия. Она не раз отмечалась жюри различных конкурсов и всегда тепло принимается слушателями. Мария Гунина (1 курс) с первых тактов попыталась создать яркий и праздничный образ, но слишком быстрый темп (который был взят, безусловно, от волнения!) и аккорды на большой звучности не позволили ей справиться с эмоциями и показать всю многоплановость фактуры, все разнообразие интонации, всю тонкость переходов, поэтому в этот раз пьеса прозвучала суетливо и несколько однообразно по звуку.

Интермеццо b-moll Й. Брамса в исполнении Анастасии Чучиной (2 курс) прозвучало достаточно убедительно и органично. Девочка в основном справилась с акустикой зала; ей удалось добиться красивого певучего звука, правильного распределения голосов и сбалансированности регистров рояля в «трехслойной» фактуре. Хочется пожелать исполнительнице новых интересных произведений, уверенности на любой сцене и реализации своих возможностей.

Прелюдию С - dur С. Прокофьева играла студентка 4 курса Елена Исайкина. Пьеса оставила приятное впечатление, хотя исполнение было в определенном эмоциональном ключе более лирического настроения, с несколько «сглаженными» переходами от раздела к разделу и не слишком разнообразным туше.

Баллада ор. 10 Й. Брамса – небольшая по размерам пьеса, наполненная глубоким содержанием и контрастными образами. Ирине Лантратовой (3 курс) необходимо было за короткое временное пространство максимально раскрыть характер каждого эпизода, сохранив единство целого. Она с честью постаралась выполнить эту сложную для любого исполнителя задачу. Хотелось бы пожелать Ирине укреплять уверенность в себе как в самостоятельной работе, так и во время открытого выступления.

Фантазия fis – moll Ф. Мендельсона – яркая, эмоциональная пьеса, одновременно требующая большой сосредоточенности исполнителя на внутреннем мире произведения. Елена Букирева (4 курс) вполне поняла задачи, поставленные композитором, тем более, что сочинение музыки – процесс, знакомый ей «изнутри» (девочка успешно занимается композицией), поэтому данное выступление можно назвать органичным. Конечно, работа за инструментом требуют огромного количества времени и сил, но («жизнь все расставит по своим местам…») в плане изучения музыки Елена делает успехи.

Как всегда, украшением концерта стали выступления наших уважаемых солистов: заслуженной артистки РМ Е.В.Алышевой (сопрано), исполнившей романс С. Рахманинова на слова И. Северянина «Маргаритки» (концертмейстер - студентка 4 курса Юлия Милешина) и заслуженного работника культуры РМ Е.Г. Храмовой (домра), исполнившей «Легенду» Р. Белялова (концертмейстер - студентка 4 курса А. Космачева).

В конце программы выступили преподаватели фортепианного отделения. П.В. Игнатьева исполнила Прелюдию Es – dur С. Рахманинова и «Трагическую сонату» Н. Метнера, а фортепианный ансамбль В.А. Малышева – С.А. Чиняева завершил концерт «Армянской рапсодией» для двух фортепиано А. Арутюняна и А. Бабаджаняна.

Отчетный концерт фортепианного отделения оставил в целом неплохое впечатление. Программа была составлена из произведений различного характера и выстроена достаточно грамотно. Жаль, что не было полифонии и сонатной формы. Учитывая то, что большая часть номеров прозвучала в исполнении студентов младших курсов, только начинающих жизнь в профессии, требующей сосредоточенности, большой отдачи и погруженности, можно поздравить преподавателей отделения и пожелать успехов в нелегком деле воспитания музыканта.

К концерту студентов готовили преподаватели С.А. Антыгина, заслуженный работник культуры РМ О.А. Ведяшкина, П.В. Игнатьева, заслуженный деятель искусств РМ Н.А. Ковешникова, В.А. Малышева, Т.В. Новоженова, О.А. Селякина, заслуженный работник культуры РМ Л.Г. Стеньшина, Н.Н. Толченникова, заслуженный работник культуры РМ С.А. Чиняева.

Автор: ЧиняеваС.А., председатель фортепианного отделения 

 


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*