Барокко. Жемчужина с пороком
Проект «Сказки старого клавесина» был задуман, когда в Саранском музыкальном училище появился новый музыкальный инструмент - копия старинного клавесина. Ответственность за его «творческую судьбу» легла на фортепианное отделение, точнее – на преподавателя дисциплины «дополнительный инструмент» Екатерину Владимировну Гунину. Под её руководством были проведены два интересных концерта из этой серии, рассчитанных, главным образом, на детскую аудиторию – «В гостях у Куперена» в 2015 году и «Музыка в семье И.С. Баха» в 2016 году.
Очередной концерт проекта, прошедший 10 марта 2017 года в Малом зале училища, оказался во многом не похож на предыдущие и, прямо скажем, превзошёл ожидания публики. Здесь многое было ново и впервые. Чего стоит одно только интригующее название «Барокко. Жемчужина с пороком», явно адресованное к взрослым слушателям.
Обращение к эпохе барокко (XVII-первая половина XVIII вв.), на которую приходится пик распространённости клавесина, дало возможность продемонстрировать разные «амплуа» инструмента - не только как сольного, но и как незаменимого участника в оркестровых, камерных, кантатно-ораториальных, оперных произведениях.
Но почему «жемчужина с пороком»?
Ответ на этот вопрос - буквальный перевод слова «барокко», а также рассказ о самой эпохе - мироощущении этого времени и его отражении в искусстве - ведущая Марина Владимировна Дёмина дополнила содержательной презентацией. Преподаватель фортепиано, она впервые выступила в роли руководителя концерта и лектора. Дебют оказался успешным. Слайды, сопровождавшие исполнение музыки, помогли зрителям ощутить дух эпохи – через пышное внутреннее убранство соборов и дворцов, через картины и скульптуры на мифологические сюжеты, говорящие о роли мифа и религии в жизни и искусстве той поры, через роскошь архитектурных ансамблей, через сюжеты о дворцовых развлечениях аристократов, в числе которых и музицирование на клавесине. Дополнительную краску в общую картину внесла поэзия, пронизанная ощущением трагичности земной жизни и мыслями о конечности мира. Стихи поэтов 16-17 веков Мартина Опица «Зерцало мира», Христиана Гофмансвальдау «Земная жизнь», Джироламо Прети «В сельском уединении» были подготовлены студентами под руководством Нины Александровны Фенеши и выразительно прочитаны Маргаритой Антоновой, Юлией Серсковой, Филиппом Ткаченко.
И всё-таки бал правила музыка, в отдельных номерах концерта полностью завладевая вниманием слушателей. Настроившись на серьёзный профессиональный лад, организаторы вечера пригласили к участию в нём преимущественно преподавателей училища.
Концерт начался выступлением струнного квинтета под руководством заслуженного деятеля искусств РМ Евгении Щербаковой (партия клавесина - Оксана Селякина). Исполненный ансамблем Менуэт современника венских классиков Л. Боккерини оказался в программе, видимо, как своеобразный хронологический мостик в прошлое.
Большую часть концертной программы составили сложные произведения для разных исполнительских составов, написанные лучшими мастерами эпохи барокко – И.С. Бахом, Г.Ф. Генделем, Г.Ф. Телеманом и А. Скарлатти. Понятно включение в этот список и имени композитора позднего Возрождения Дж. Габриели: стиль кончертато (соревнование исполнителей), основоположником которого его считают, стал популярным именно в 18 столетии.
Интерес к музыке прошлого, особенно в аутентичном исполнении (на инструментах эпохи), не ослабевает вот уже целый век. Но в стенах училища, пожалуй, никогда ещё не звучала старинная музыка подобной сложности. Тем более приятно, что произведения были исполнены не гастролирующими артистами, а нашими преподавателями, причём на очень достойном профессиональном уровне.
Особенно сложна для исполнения старинная вокальная музыка, потому немногие певцы включают её в свой репертуар. Она подобна тесту на профессионализм: чтобы спеть медленные кантиленные мелодии или сложные, практически инструментальные, пассажи в быстром темпе, требуется очень хорошая техническая оснащённость певца.
В нашем концерте с этой задачей великолепно справились все вокалистки.
Кантату И.С. Баха № 51 «Славен будь, Господь, повсюду» с виртуозными юбиляциями исполнила молодой преподаватель академического вокала Екатерина Турнаева при поддержке опытного концертмейстера заслуженного работника культуры РМ Светланы Чиняевой (клавесин). Знаменитую горестно-трагическую арию Альмирены из оперы Г.Ф. Генделя «Ринальдо» выбрала для своего выступления заслуженный работник культуры РМ Ольга Чернова (концертмейстер София Асанова).
Два произведения - «Фиалки» А. Скарлатти и «Кораблик в бурном море» Г.Ф. Генделя - представили заслуженная артистка РМ Елена Алышева (вокал) и её молодой концертмейстер Анастасия Акимова (клавесин). Исполнение сочинения Генделя произвело, пожалуй, самое сильное впечатление захватывающим состязанием голоса и клавесина: не уступающие друг другу в виртуозности и динамичной моторности партии ярко передали образ разбушевавшейся стихии.
Несколькими номерами была представлена старинная инструментальная музыка. Две части из Сонаты ля минор для гобоя в сопровождении клавесина Г.Ф. Телемана исполнили Ольга Видяскина и Ольга Наумкина (партия клавесина).
Единственными сочинением, в котором не участвовал «герой вечера» клавесин, была полифоническая Канцона Дж. Габриэли в исполнении квартета гитаристов «Золотые струны» под руководством заслуженного работника культуры РМ Ольги Гудулиной. Но и в этом номере присутствовал дух эпохи – струнно-щипковые инструменты самых разных видов были популярны тогда у музыкантов Европы.
Завершился концерт выступлением дуэта заслуженных работников культуры РМ Елены Храмовой (домра) и Светланы Чиняевой (клавесин). Транскрипция известной Арии из 5-й «Бразильской бахианы» Э. Вила-Лобоса (XX век) вместе с навеянным ею стихотворением Анны Ахматовой «Слушая пение» в исполнении Яны Яровой, словно бы вернули слушателей из прошлого в день сегодняшний с его благоговейно-ностальгическим отношением к музыке Баха.
Так, в рамках камерного концерта был дан обзор важнейших жанров эпохи: опера, кантата, инструментальная полифоническая музыка. Слушатели смогли в полной мере почувствовать характерные для искусства барокко черты - трагичность мироощущения человека, возвышенно религиозный строй образов, сочетание сложности, декоративной пышности с динамикой. Думаю, не погрешу против истины, сказав, что такая концертная программа могла бы украсить филармонический абонемент, например, старинной музыки.
Когда за дело берутся энтузиасты, их не пугают трудности, и не имеет значения, кто ты – многоопытный или только начинающий свой профессиональный путь музыкант, пианист или струнник, народник, духовик или вокалист. Важно только общее стремление выполнить задачу как можно лучше и доставить удовольствие слушателям. У наших артистов это получилось – зрители, покидая зал, искренне и горячо благодарили исполнителей за полученное изысканное удовольствие.
Яркое впечатление от увлекательного путешествия в прошлое, подаренного слушателям содружеством муз и музыкантов, надолго запомнится всем, кто был его участником.
Хочется надеяться, что безусловный успех концерта вдохновит его организаторов на новые творческие свершения.
Автор: Голубчикова М.В., музыковед, преподаватель теоретических дисциплин