Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Итоги конкурса «Юный виртуоз» в номинации «Виртуоз мысли»

07.03.2017

Завершился III Межрегиональный конкурс инструментального исполнительства «Юный виртуоз». В этом году в нём появилась новая номинация «Виртуоз мысли» - конкурс по музыкально-теоретическим предметам для трех возрастных категорий.

Состав жюри возглавляла доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры симфонической и камерной музыки факультета мировой музыкальной культуры Академии имени Маймонида ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), член Союза композиторов России, член Правления Московского музыкального общества О.В. Радзецкая. Также в жюри вошли преподаватели теоретического отделения Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова – председатель ПЦК О.А. Потехина, заведующая методическим отделом Е.А. Антонова, М.В. Голубчикова, А.Н. Рязанова.

I категория (учащиеся ДМШ и ДШИ)

В первой категории приняли участие 17 человек – представителей музыкальных школ Саранска. Торбеево, Краснослободска. К сожалению, всего семь преподавателей республики (!?) заинтересовались этим конкурсом. Их воспитанники показали хороший уровень подготовки. Участникам были предложено выполнить задания из курсов всех музыкально-теоретических дисциплин, изучаемых в школе – сольфеджио, музыкальная грамота, музыкальная литература.

Задание по сольфеджио (восстановление ритма в последовательности звуков) удалось выполнить в той или иной степени следующим учащимся: блестяще Нурутдинову Кириллу (РДМШ), чуть хуже Лосевой Анне (РДМШ), Прасалову Роману (ДМШ №6), Котловой Виктории (ДМШ № 4) и Барашкиной Александре (ДМШ № 6). Им в спину дышали в этом задании Кудрявцева Полина (ДМШ №1), Кочеткова Мария (ДШИ №8) и Симкина Ангелина (РДМШ).

Задания по музыкальной литературе включали музыкальную викторину с портретом и «угадайку» композитора по его словесному описанию. К музыкальной викторине все дети подготовились очень хорошо, и это очень радует, что не преминула отметить О.В.Радзецкая. Максимальное количество баллов в этом задании набрала Гаврилова Валерия (ДМШ №6), совсем чуть-чуть, на полшага-шаг от неё отстали Кудрявцева Полина, Прасалов Роман, Котлова Виктория, Кочеткова Мария. В задании - словесном описании - Л.Бетховена узнали всего трое участников: Новгородова Александра (РДМШ), Кудрявцева Полина и Прасалов Роман.

Задание на слуховой анализ музыкального произведения показал, что в подобных формах работы учащиеся школ чувствуют себя недостаточно уютно. Порог в половину баллов едва перешагнула только Кудрявцева Полина.

В первом задании по музыкальной грамоте – определить правильность обозначения аккордов - оказались сильны всё те же Кудрявцева Полина, Прасалов Роман, Лосева Анна и Симкина Ангелина. А второе (и последнее задание конкурса) –ритмическая группировка – оказалось вполне выполнимым для большинства конкурсантов. Здесь в число лидеров вошли Симкина Ангелина, Кудрявцева Полина, Котлова Виктория, Барашкина Александра, Прасалов Роман, Кочеткова Мария, а также Гагарина Елена (ДШИ г.Темников), Дивеев Дмитрий (РДМШ).

Результаты конкурса в первой категории следующие:

Лауреат I степени - Кудрявцева Полина (ДМШ № 1), Прасалов Роман (ДМШ № 6);

Лауреат II степени – Лосева Анна (РДМШ), Котлова Виктория (ДМШ № 4), Барашкина Александра (ДМШ № 6);

Лауреат III степени – Дивеев Дмитрий (РДМШ), Нурутдинов Кирилл (РДМШ), Симкина Ангелина (РДМШ), Кочеткова Мария (ДШИ № 8);

Дипломант - Гаврилова Валерия (ДМШ № 6).

II категория (студенты 1-2 курсов музыкального училища)

В группе второй категории участвовал 21 человек. Им были даны 7 заданий по основным музыкально-теоретическим дисциплинам. В соответствии с уровнем конкурса отдельные задания были более высокой степени сложности, но в рамках программы.

Задание по сольфеджио (исправление звуковысотных и ритмических ошибок в одноголосной мелодии) оказалось нелёгким для большинства. К финальному рубежу смогли приблизиться немногие. Наиболее точным оказался вариант Шергиной Ксении, Антоновой Маргариты, Чичеровой Кристины.

Музыкальная литература состояла из двух заданий. Угадайка включала яркие музыкальные номера, но в необычном, порой осовремененном звучании: например, 3 часть сонаты № 14 Л.Бетховена у электронной бас-гитары или вокальное переложение 1 части симфонии № 40 В.А.Моцарта. Полностью определить все 5 музыкальных номеров не смог никто, но близкими оказались Канайкин Илья, Смолякова Анна, Антонова Маргарита, Яровая Яна, Серскова Юли, Чучина Анастасия, Сотова Карина, Десинов Владисла, Печникова Анна. Работа с музыковедческим текстом выделила чуть больше знатоков: Яровая Яна, Чучина Анастасия, Антонова Маргарита, а также Рязанцева Дарья, Смолякова Анна, Канайкин Илья, Воронина Рузанна. Десинов Владислав.

Теория музыки была представлена также двумя заданиями. Если определить размер и выполнить ритмическую группировку оказались способны все, то с теоретическими понятиями оказалось сложнее. Здесь можно назвать имена фаворитов: Антонова Маргарита, Адушкина Елена, Чичерова Кристина, Печникова Анна.

В задании по гармонии имена лучших следует искать среди представителей 2 курса: Печникова Анна, Антонова Маргарита, Штырняева Наталья, Яровая Яна.

Последнее задание было творческим и предполагало умение повторить мелодическую тему, варьировав её. Лучшие вариации, одобренные председателем жюри, сочинили Антонова Маргарита, Чучина Анастасия, Шергина Ксения, Яровая Яна.

По общему количеству баллов во второй категории места распределены следующим образом:

1 место – не присуждается;

Лауреат II степени – Антонова Маргарита;

Лауреат IIIстепени – Яровая Яна;

Дипломант – Печникова Анна, Канайкин Илья, Чучина Анастасия, Серскова Юлия.

III категория 

(студенты 3-4 курсов музыкального училища)

В старшей категории участвовало 9 человек. Им было предложено выполнить 5 заданий.

С заданием по сольфеджио (исправление ошибок в двухголосии) справились немногие. Лучшие работы у Юртайкиной Марии (абсолютно точный вариант), Семелёвой Анны, Киреевой Марины.

По музыкальной литературе были даны два задания. В «угадайке» лишь Якина Людмила смогла определить большинство звучащих номеров. Остальные же участники показали низкий уровень знания музыки. В работе с музыковедческим текстом также никто не блеснул своей музыкальной эрудицией.

Задание по гармонии (выполнить секвенцию на заданную музыкальную фразу и каденционно ее завершить) оказалось более выполнимым, но и с ним правильно справилась лишь Якина Людмила.

Последнее творческое задание было сформулировано достаточно витиевато «сделайте обработку мелодии для инструментального дуэта любого состав с сопровождением». А если бы оно выглядело так - «сочинить второй голос и аккомпанемент» - возможно, результаты выглядели бы по-другому? Но, так или иначе, а здесь уже можно назвать несколько творческих личностей, чьи опусы выглядели даже интересно: Аниськина Яна, Киреева Марина, Семелёва Анна, Колмагоров Анатолий.

Результаты конкурса в III категории:

1 место – не присуждается;

Лауреата II степени – Якина Людмила;

Лауреат III степени – Аниськиан Яна, Киреева Марина;

Дипломант – Семелёва Анна, Новгородова Ольга.


Автор: Потехина О.А., заведующая теоретическим отделением 


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*