Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Творческая встреча с Людмилой Романовной Кирилловой

26.11.2018

Каждая встреча с интересным человеком оставляет в нас определенный след, является открытием. Не стала исключением и прошедшая 19 ноября 2018 года в малом зале Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова творческая встреча с музыковедом, теле- и радиожурналистом ВГТРК «Радио России» (Москва), Членом Союза журналистов СССР, лауреатом Международного конкурса музыкальных радиопрограмм в Шанхае («Voice bells»), доцентом кафедры музыкальной журналистики Нижегородской консерватории Людмилой Романовной Кирилловой. Хотя скорее эту встречу стоило бы назвать мастер-классом из-за информационной насыщенности, практической ценности для студентов и преподавателей училища.

Специфика работы Л.Р. Кирилловой немыслима без встреч, бесед с интересными творческими людьми – исполнителями, композиторами, искусствоведами, без освещения каких-либо культурных событий. Большой стаж и огромный опыт работы (для всех интересующихся советую обратиться к информации хотя бы на сайте ННГК им. М.И. Глинки по адресу http://nnovcons.ru/struktura/person/kirillova-ljudmila-romanovna-2089/) позволяет щедро делиться им и быть хорошим наставником молодежи. Кириллова рассказала о том, как происходит подготовка передач, как организуются встречи и интервью, и о многом другом. Людмила Романовна оказалась интересным рассказчиком, так что время встречи пролетело незаметно. Поразила ее речь – удивительно грамотная для сегодняшнего времени (но так и полагалось для работников советского радио с его строгими требованиями), образно яркая, с живыми примерами, а тембр голоса и интонация – теплые, доверительно располагающие собеседника к беседе и внимательному слушанию. Свой рассказ Л.Р. Кириллова подкрепляла показом фрагментов аудио и видеозаписей своих передач.

Ниже предлагаю подборку отдельных высказываний Людмилы Романовны Кирилловой:

«Я призываю молодое поколение, творчески настроенное, целеустремленное, чтобы вы прониклось уважением к этой профессии, сразу себя сориентировали на нее. Чем больше узнаем о ней, чем больше познаем, тем увереннее потом себя чувствуем, и чем раньше, тем спокойнее потом работаем. Потому что эта работа связана с нервными нагрузками, потому что комфорт – это тень нашей профессии. Если человек сильно напряжен, то какое уж удовольствие, какая любовь…

В Саранск я приехала ради концерта – встречи с музыкой Сергея Яковлевича Терханова. Несколько лет мы плотно общались, потом наше общение перешло в дружбу. Я для себя открыла его музыку… Я сделала не одну программу, а 10 или 11 передач. И я счастлива, что могла благодаря радио России открыть это имя для всего пространства…

Мы свободны в своей профессии. Мы сами выбираем себе героев наших передач. Это настолько захватывающе интересно, если к этому подходить с любовью. Своей профессии без любви к тому, о чем мы говорим, о чем мы пишем, я не представляю. Читаю иногда критические заметки: да, мощный ум, эрудиция. Прекрасно, что в наше время есть люди, которые обладают таким запасом знаний, когда прочли много книг... И в то же время, не хватает этой интонации, теплоты. Так устроен человек, что с молоком матери в каждого входит тепло души… Сейчас появилось поколение недолюбленных людей.

Нас порой учат тому, что на практике не пригождается. Но это самый важный запас, который мы несем по жизни – волшебный сундучок, сокровище, клад, как в сказке. Сейчас в консерваторию проще поступить… Но когда они [студенты] начинают трудиться и творчески относиться к тому, чему обучают педагоги, они начинают чувствовать вкус того, чему их обучают. Тогда начинаются личные отношения к этим заданиям, что очень важно и педагогам в детях. Пока ваше сердечко не всколыхнулось с этим личным отношением…

Об интонации. Хочу сказать, насколько важно на радио, как звучит ваш голос. Он может быть совершенно не вокальный, самый обычный, как у меня. Но радио умеет творить чудеса. С моим голосом режиссеры сделали в самом начале что-то такое, нащупали какую-то теплоту.

Радио помогает выстроить мостик сердечной теплоты. Любая творческая фигура – это наше маленькое открытие. Я очень дорожу людьми, которых когда-то в молодости нашла: Малинин, Тальков…

Нужно много знать, чтобы в эфире как-то интересно преподнести предмет. Музыка – палочка-выручалочка, воздух. На радио музыка – это тот акцент, про который никогда нельзя забыть. Надо понимать, что не я такую роль в искусстве играю, а искусство во мне живет, и я его люблю и его преподношу… Музыка в нашей передаче как свечение в темноте, тот самый огонек.

На радио очень важно чувствовать свое общение с одним человеком, не нужно представлять себе тысячи голосов,… потому что ты начинаешь сжиматься, масштаб тебя подавляет… Где лучше беседовать? Любой из вас ответит – на кухне, где тепло, уютно, где ему хорошо. И душа растворяется в разговорах, Я, когда себе первые эфиры готовила, представляла, что радиоприемник чаше ставят на кухне. Это значит, что он сопровождает твою жизнь на кухне. Ну и какая там может быть интонация? … дружественная, как будто я пришла к вам в гости,… совершенно простая, искренняя.

Каждая встреча – это история, продолжающаяся годами. У меня есть серии радиопередач [среди упомянутых, в т.ч., об оркестре русских народных инструментов ВГТРК им. Н.Н. Некрасова, о народных инструментах и исполнителях]… Наша сложность на радио – хронометраж… К этому [сделать очерк на 14 минут, или 25, или 3 минуты] приспособить материал достаточно сложно. Надо просто быть готовым к тому, что вы должны быть динамичны в своей профессии, мобильны...

Современное обучение требует, чтобы хотя бы сильные темы [в области современной музыки и народной, ввиду меньшей их изучаемости в консерватории] кем-то раскрывались… Это большая сложность, неожиданность, когда в современной музыке встречаешься с фигурой, наподобие Сергея Яковлевича Терханова. Я люблю музыку, которая не просто услаждает слух, но дает сердцу очень богатую пищу. У Сергея Яковлевича очень сердечная интонация. Я [его] сравнивала с Гаврилиным, который для меня высота, как и Свиридов…

Одного избранного пути разговора с людьми у меня нет… Пути разные. Путь первый – составить вопросник. Студентов настраиваю на то, что вопросник должен быть всегда. Мой начальник мучил меня, заставляя придумывать до 100 вопросов, я своих студентов - до 33. Что останется – это ваш золотой запас. Важно, чтобы вы о человеке услышали больше, чем рассказала бы соседка у подъезда, чуть-чуть больше. Первый вопрос о том, кто ваши мама и папа, кто ваши педагоги.

И человек расположился, расслабился, он становится самим собой, естественным. У меня опыт на радио сорокалетний. Я [сейчас] предпочитаю больше пообщаться, а вначале были робкие записи-рассказы…Монтажом [потом] можно добиться потрясающих результатов, на этом этапе происходит чудо преображения.

Умных людей очень много. В основном среди хороших музыкантов - музыканты любят музыку, а не себя…

Подавать классику в том виде, как мы привыкли, невозможно. Надо как-то заинтриговать, заинтересовать. Классика есть классика, она тоже не всем доступна…»

Сидящим в зале преподавателям и студентам было по-настоящему, по-хорошему любопытно, интересно, как это все происходит. Людмиле Романовне Кирилловой задавали вопросы, искренне благодарили.

О.А. Потехина

056.jpg

Фото взято с сайта Радио России

http://www.radiorus.ru/brand/person/id/57111/




Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*