«Популярная классика и не только…»
Так озаглавили свой концерт музыканты, выступавшие в нашем Большом зале 12 января, в разгар каникул. Несмотря на каникулы, концерт Камерного хора Астраханской государственной филармонии состоялся, и зал был практически полон. Отмечу попутно, что это – большое наше достижение, у зала складывается свой круг постоянных слушателей, что очень радует.
О задаче, которую ставил перед собой хор, сказала ведущая концерта Полина Шамхалова: создать хорошее настроение слушателям. И в целом эта задача была выполнена. Программа преобладала легкая: популярная классика сменялась эстрадными песнями. Поскольку многие произведения программы – это инструментальная музыка, то её исполнение хором требует ох какого большого мастерства. Мужские голоса творили чудеса при исполнении аккомпанементов, часто выступая в комедийном амплуа («Танец маленьких лебедей» П.Чайковского, например), высокие сопрано и тенора блистали техничностью в исполнении виртуозного «Турецкого рондо» В.А.Моцарта. Джазовые краски тоже доступны хору, музыкальность и прекрасное чувство ритма позволяют им исполнять, например, «Вальс-бостон» А.Розенбаума, «Ветер перемен» М.Дунаевского.
Некоторые сомнения вызывает исполнение классики в аранжировках М. Серкова: сомнения эти касаются возникшей в серьезных, на мой взгляд, произведениях – «Средь шумного бала» П.Чайковского, «Любимый цвет» Ф.Шуберта, несвойственной им «залихватской», задорной интонации и, особенно в Шуберте, слишком подвижного темпа. Неуместным показалось подобное же прочтение лиричнейшей песни Т.Хренникова «Что так сердце растревожено». Впрочем, это дело вкуса каждого, допускаю, что у многих слушателей в отношении этих произведений не возникло никаких нареканий. Однако безоговорочно принимаю трактовку «Танца маленьких лебедей»
П.Чайковского и совершенно восхитительно аранжированного и исполненного «Полета шмеля» Н.Римского-Корсакова.
В академической манере исполнения хор тоже преуспел: «Зимний вечер» из «Петербургских серенад» А.Даргомыжского, «Зима» И.Шамо, «Молитва» А.Варламова и – внимание, парадокс! - «Love is blue» А.Поппа порадовали точностью, тонкостью исполнения всех нюансов, настоящими хоровыми красками. Относительно последнего сочинения хочется выразить отдельное восхищение: оно было изложено в стиле мадригала и воспринималось как подлинно старинная музыка, что ничуть не противоречило первоисточнику.
Все хористы, включая и руководителя хора Татьяну Рекичинскую, являются выпускниками Астраханской государственной консерватории, их слаженное исполнение свидетельствует о гармонии не только в пении, но и в отношениях хористов друг с другом и с руководителем. Порадовали прекрасные голоса в мужской группе: первые тенора, бас-октавист. В отношении баса: в легком жанре богатая краска его голоса служит созданию чаще комедийных эффектов, что ему прекрасно удаётся. Надеюсь, в других программах его голос выполняет и иные задачи, которых он, несомненно, достоин.
Татьяна Рекичинская производит впечатление человека очень музыкального и коммуникабельного, что не отменяет дирижерской воли, активного посыла в работе с хором: исполнители безоговорочно подчинены воле дирижера, это хорошо чувствуется.
Концерт произвел на публику самое благоприятное впечатление, хору долго аплодировали, звучали крики «Браво!». В свою очередь, принимающая сторона в лице директора Саранского музыкального училища О.Е.Симкиной, выступила с краткой благодарственной речью, в качестве подарка были преподнесены хоровые сборники, изданные училищем в
последние годы и прекрасный подарочный экземпляр книги о скульпторе С.Эрьзе, с произведениями которого хористы успели ознакомиться в первой половине этого насыщенного событиями дня.
Радует, что в последнее время училище налаживает творческие связи с соседними городами и даже регионами, ждем продолжения!