Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Юбилею Людмилы Павловны Юшковой посвящается

Двадцатого января 2017 года исполняется 90 лет Людмиле Павловне Юшковой, заслуженному работнику культуры Российской Федерации, заслуженному учителю Мордовии, кавалеру ордена Трудового Красного Знамени. Родилась она в селе Ичалки. Её дядя, Павел Александрович Органов, рассказывал, что в село Хозино Нижегородской губернии в середине девятнадцатого века приезжал грузинский князь со свитой, в которой его дед, Рафаил Органошвили, был певчим. Сын Рафаила Александр с уже обрусевшей фамилией Органов служил в ичалковской церкви диаконом.

Сам Павел Александрович окончил Петербургскую духовную академию и консерваторию, пел в Императорской опере. Он много сделал для развития культуры Мордовии; Павловка, одно из сёл в республике, названо в его честь. Он был основателем и первым директором нашего музыкального училища и возродил его в конце Великой Отечественной войны.

В вокальный класс своего дяди и поступила юная Люся Юшкова. В те годы сценическую подготовку у вокалистов в училище вёл дирижёр театра Л.С. Мандрыкин. Работали над отрывками из оперы «Царская невеста», Людмиле Юшковой досталась партия Домны Сабуровой. Заниматься с таким музыкантом было одно удовольствие, признаётся Людмила Павловна. Музыкальную литературу преподавал дирижёр театра, блестящий пианист А.М. Брагинский. Иногда учащиеся занимались у него дома. В комнате на Гражданской улице вместо стульев – скамейка из доски, «на пенёчках», но стоял рояль. Будущие профессиональные вокалисты слушали прекрасные иллюстрации музыки в исполнении его жены Лидии Вишневской (сопрано), талантливой певицы, под аккомпанемент Александра Марковича. Большинство арий он играл наизусть. Позже, некоторое время, когда расформировали оперу, он был директором училища, а потом уехал в Москву и работал концертмейстером в Государственном академическом Большом театре.

В этот период жизни Людмиле Павловне посчастливилось общаться с выдающимся певцом и, по её словам, добрейшим человеком И.М. Яушевым, земляком Людмилы Павловны. Илларион Максимович родился и жил в соседнем селе Лобаски. Он был знаком с Павлом Александровичем Органовым, с матерью Людмилы Павловны, Верой Александровной, часто бывал у них и разговаривал с ней на эрзянском языке. Ему очень нравилось, как Людмила переписывала для него ноты. Когда она

уезжала на учёбу в Казанскую консерваторию, поступив на дирижерско-хоровой факультет, Илларион Максимович провожал её и двух её подруг и всем трём купил билеты на поезд. Яушев был человеком верующим, начинавшим заниматься пением в церковном хоре. В Казани он пел в храме, куда приходили его послушать студенты консерватории, хотя власти этого и не одобряли. Людмила Павловна была с ним в гостях у местного священника, которому он представил её своей племянницей. Иногда Илларион Максимович приглашал юную Людмилу Юшкову принять участие в концертах, чтобы дать возможность подработать. Яушев, утверждает Людмила Павловна, был, прежде всего, камерным певцом высочайшего класса. Особенно неповторимо звучало у него пианиссимо. Репертуар его был обширнейший. Незабываемо звучала « Элегия» Ж. Массне, романс «Клубится волною кипучею Кур» из « Персидских песен» А. Рубинштейна, глубоко трогательно исполнял он романс А. Даргомыжского «Старый капрал», великолепно звучало «Рондо Пумраза» из оперы Л. Кирюкова «Несмеян и Ламзурь» и, конечно, великое множество русских и мордовских народных песен, трагических и шуточных. В опере Яушев тоже пел, но не так много. Как солист Московской филармонии, он много гастролировал. По праву именно филармония заслуживает присвоения ей его имени, считает Людмила Павловна.

Студенческая жизнь в консерватории была очень интересной. Людмила Павловна очень благодарна своим педагогам: С.А.Казачкову, известному своими трудами о хоровом дирижировании и создавшему факультет хорового дирижирования в Казанской консерватории, профессору М.А. Юдину, педагогу по вокалу Е.Г. Ковельковой, певшей вместе с Ф. Шаляпиным. В студенческие годы Людмила Юшкова вела академические концерты, за что её в шутку называли «наш Левитан». Однажды довелось вести концерт знаменитого скрипача Леонида Когана. В одном из капустников она с пианистом Марсом Гумяровым вышла на сцену в дуэте Стаси и Бони из оперетты «Сильва».

В те незабываемые послевоенные годы студенческая жизнь не всегда была сытой. Да и условия проживания – не то, что у нынешних студентов в прекрасном общежитии. Жили в здании консерватории, случалось, появлялись по ночам мыши, но татарин-комендант успокаивал: «Не бойтесь, девчата, кошка, как НКВД, ходит». Атмосфера жизни была вдохновляющей, радости не было границ. Фашистскую Германию победили: какие невзгоды могли быть непреодолимыми! Годы учёбы в Казани Людмила Павловна вспоминает как самые лучшие в её жизни.

Окончив консерваторию, Людмила Павловна приехала по распределению на работу в Саранское музыкальное училище. Через год её назначили заведующей дирижёрско-хоровым отделением, а в 1953 году – завучем. В эти годы определилась и семейная жизнь Людмилы Павловны. Она никогда бы не вышла замуж за человека равнодушного к классической музыке. Её избранник Александр Фенеши к тому времени отслужил лейтенантом, арттехником полка в Польше, Германии, Западной Украине. Это было в конце Великой Отечественной войны. Будучи механиком, любившим автомобиль с детства, Александр Викторович неплохо знал зарубежную и русскую оперу, венскую и отечественную оперетту, играл на гитаре и гармонике, пел приятным баритоном. Замечательным человеком был свёкор Людмилы Павловны Виктор Викторович Фенеши. Венгр по национальности, «фэнеш» в переводе с венгерского значит «светящийся, сверкающий», он в тридцатые годы был репрессирован и 18 месяцев провёл в сталинском застенке, после освобождения служил в эвакогоспитале главным врачом, а потом некоторое время был заместителем министра здравоохранения Мордовии. В войну погиб, защищая Родину, его старший сын Владимир, своего первенца Людмила Павловна назвала в его честь этим именем, а дочь – в память о его сестре Нине.

Какая Людмила Павловна мать? Доверчивая. Сначала детей воспитывала малограмотная, добрейшей души няня Нюра и двор – это дети П.И. Учватова, В.В. Медведского и Н.Я. Кашляевой, Е.М. Елизарова, В.В. Долгова, Я.М. Коломасова и Е.Л. Террачиано, Ю.П. Муринской, О.В. Мироновой...; потом – школа, позже - МГРИ и университет. Нельзя быть немножко руководителем, чуть-чуть матерью и капельку женой без осложнений. У Людмилы Павловны всегда на первом месте была любимая работа. Она самоотверженно служила своему делу, старалась всеми силами приносить пользу обществу. В 1970 году она стала директором училища. За время своего правления выстроила новое здание, в котором мы теперь работаем, была председателем Всероссийского хорового общества (мордовского отделения), нередко выезжала в Москву и Ленинград, ныне Петербург, на мероприятия хорового общества России, которые, по её словам, всегда проходили на высочайшем уровне. Но самой почётной, считает Людмила Павловна, была депутатская работа. Юшкова несколько созывов избиралась в горсовет Саранска. Она была председателем комиссии по культуре. Вопросами культуры тогда занимались известные в республике люди: И.Д.Воронин, В.П.Бочкарёв и другие.

Людмила Павловна — творческий человек. Беззаветная любовь к оперному искусству вдохновила её на постановку замечательных спектаклей.

Среди них: «Евгений Онегин», «В шесть часов вечера после войны», «Травиата», «Корневильские колокола», «Улица дель Корно», «Русалка», «Лючия ди Ламмермур». Во время премьер случались забавные казусы. Например, в «Травиате» за дирижерским пультом в один момент оказались двое – В.А. Шешуков и Л.П. Юшкова. Особенно тёплое воспоминание сохранилось в семье о поставленной в 1982 году опере Направника «Дубровский». У Сергея Плодухина, исполнителя заглавной роли, во время премьеры в холле училища спал в своей коляске новорождённый сын и внук Людмилы Павловны Владимир. Сенсационным было выступление в роли Маши Лидии Клоковой-Хакимовой, недавно ушедшей в мир иной. Зрители изумлялись: «Какой красавец-голос у нас в городе есть, а мы и не знали!» Как жаль, что в наше время эту оперу на пушкинский сюжет мы не можем услышать в театре! А ведь в ней каждая строка дышит такими нравственными откровениями, которых сегодня поискать. Кроме высоких понятий о чести у отца и сына Дубровских в этой истории поражает глубинная, притягательная основа характера главной героини. Марья Кирилловна Троекурова очень любила читать французские романы. И в романтической экзальтации готова была бежать из дома наперекор воле жестокосердного отца. Но когда судьба её решилась, обнажилась её душа православной христианки: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского». Как солнечный свет, как хлеб и как воздух нужны сегодняшнему подрастающему поколению такие образцы безупречного поведения. Участники и зрители тех незабываемых спектаклей до сих пор вспоминают с удовольствием и благодарностью о счастливых мгновениях приобщения к настоящему искусству.

Тридцать лет Людмила Павловна Юшкова стояла у руля нашего корабля – музыкального училища. Всегда решала сама самые опасные, щекотливые и неудобные вопросы. Она никогда не старалась быть всеми понятой и угождать кому бы то ни было. Суждения о жизни у неё прямые и максималистские. С ней очень не просто, но крупная личность всегда требует к себе особенного отношения, а Людмила Павловна – «последняя из могикан». Она достойно проживает свою глубокую старость. День свой начинает чисто по-английски, исключительно овсянкой. Одна читает утренние и вечерние молитвы, одна ходит в свой Иоанно-Богословский храм по воскресеньям, одна, без сопровождения, ездит на могилу любимого внука Владимира и одна скорбит о нём, горько плача в своей комнате, без свидетелей. Людмила Павловна живёт будущим. Живо интересуется тем, что происходит в мире, печалится и переживает от того, что музыкальное искусство в Мордовии развивается не по её сценарию, радуется за зятя и дочь, потому что понимает, что скромных творческих успехов они добиваются кровью сердца. Она абсолютно убеждена в том, что серьёзное искусство, драматическое и музыкальное, надо пропагандировать, надо воспитывать не только зрителя, но и власть, от директора школы до высших правительственных чинов, чтобы не спорт и пьянство были самыми популярными увлечениями народа. Жизнь человека должна наполнять духовность, определённой ипостасью которой является высокое искусство. Она реально и активно помогает внукам и правнукам. Они отвечают ей любовью на её заботу. У неё до сих пор много друзей в Мордовии и за её пределами, и она всем желает добра и благоденствия.


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*