Год Прокофьева в Саранске
Завершается 2016 год, объявленный российским президентом Годом Сергея Прокофьева. На протяжении всего года Саранское музыкальное училище оставалось тем культурным центром, где прошло наибольшее количество встреч с музыкой выдающегося композитора современности.
Начало было положено в марте 2016 г. отчётным концертом фортепианного отделения, в котором прозвучало несколько сочинений Прокофьева. В апреле - месяце, подарившем миру музыкального гения - состоялась приуроченная к 125-летию со дня рождения С.С. Прокофьева Республиканская теоретическая конференция (организаторы - Министерство культуры и туризма РМ, Союз композиторов РМ и Саранское музыкальное училище имени Л.П. Кирюкова). В ходе конференции камерные сочинения и фрагменты крупных произведений Сергея Прокофьева исполняли студенты музыкального училища и артисты Государственного музыкального театра им. И.М. Яушева.
Прокофьеву был посвящён отдельный концерт II фестиваля фортепианной музыки «Арт-клавир» (организатор С.А. Чиняева) - «Прокофьев & DUO». В канун дня рождения Мастера гости Саранска - студентки Казанской консерватории имени Н.Г Жиганова - исполнили сложнейшую фортепианную программу. В июне силами преподавателей и студентов дирижёрско-хорового и теоретического отделений была подготовлена лекция-концерт (ведущая Н.Ф. Родина) «Приношение мастеру», представленная на сцене Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова и в ДМШ № 1.
В начале нового учебного года в концерте творческого проекта «Среда обитания, или Дети до 18 лет допускаются» в исполнении «новобранцев» - первокурсников фортепианного отделения и молодого преподавателя Анастасии Акимовой - прозвучал цикл пьес «Детская музыка».
Концерт, состоявшийся 21 ноября в Большом концертном зале учебного заведения, завершил этот музыкальный прокофьевский марафон. Драматургию концерта можно назвать полифонической – параллельно развивались два независимых плана: художественно-информационный и концертно-музыкальный.
Ведущая концерта Н.Ф. Родина в своём рассказе сделала акцент на биографии композитора, выделив некоторые яркие моменты – детство, поступление в консерваторию, выпускной экзамен, выезд за рубеж, браки, смерть в один день со Сталиным. На экране демонстрировались слайды с фотографиями самого композитора, его семьи, учителей, афишами и изданиями произведений, фотографиями с концертов и спектаклей; звучали стихи. Сквозной нитью была проведена мысль, вынесенная в название музыкальной встречи: «Прокофьев – Солнце русской музыки XX века» (слова выдающегося пианиста А. Рубинштейна).
Н.Ф. Родина использовала разнообразные документальные источники - автобиографию Прокофьева, воспоминания современников, чтобы создать у слушателей представление о незаурядности личности композитора, своеобразии его характера, внешнего облика, манеры держаться, поведения.
Структура другого плана концерта – собственно музыкального, в отличие от «слова музыковеда», не подчинялась хронологическому принципу. В свободном порядке звучали произведения раннего и позднего Прокофьева, написанные в разных жанрах, для детской и взрослой аудитории.
Значительную часть программы составили фрагменты из крупных сочинений в исполнении разных творческих коллективов: «Гавот» из ранней «Классической» симфонии (камерный оркестр СМУ им. Л.П. Кирюкова, руководитель Е.А. Щербакова); «Танец девушек с лилиями» (камерный оркестр) и «Утренний танец» (духовой оркестр под управлением А.В. Батенкова) из балета советского периода «Ромео и Джульетта»; два хора из оперы «Война и мир» - «Да движутся светила стройно» (ода Ломоносова) и «За Отечество шли мы в смертный бой» (смешанный хор – художественный руководитель О.Е. Симкина, хормейстер О.А. Генералов, духовой оркестр, дирижёр А.В. Батенков), знаменитый Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» (унисон домр – руководители Е.Г. Храмова и Г.Н. Сенькина, концертмейстер М.Н. Кирюшкина).
Заслуживают уважения те преподаватели, которые подготовили со своими студентами сольные номера: пьесы «Тарантелла», «Ходит месяц над лугами», «Шествие кузнечиков» из цикла «Детские пьесы» исполнили Кристина Чичерова, Мария Гунина (класс С.А. Чиняевой) и Ширманкина Анастасия (класс И.А. Турковой); «Меркуцио» из балета «Ромео и Джульетта» исполнил Олег Храмов (класс В.Г. Трунина, концертмейстер О.Н. Сидоркина).
С воодушевлением зал принял пьесу «Поезд» из сюиты «Зимний костёр» в исполнении квартета преподавателей–пианистов Ю. Борисовой, А. Акимовой, В. Малышевой, С. Чиняевой в 8 рук и романс «В твою светлицу» на стихи А.С. Пушкина в исполнении Е. Гончаренко с концертмейстером О. Селякиной. Немногие исполнители в нашем училище осмеливаются обращаться к гениальной прокофьевской музыке!
Очень хочется обратиться ко всем – и исполнителям, и слушателям: «Не бойтесь Прокофьева! Играйте Прокофьева! Пойте Прокофьева! Слушайте Прокофьева! Ведь в ней, действительно, так много жизненной силы и света!»