Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Концерт Веры Ледяйкиной

12.12.2019

Концерт Веры Ледяйкиной

Выступления наших бывших студентов всегда воспринимаются с особым интересом и теплом. Наблюдать за профессиональным ростом, становлением музыканта со своей творческой позицией всегда необычайно интересно. Именно поэтому концерт выпускницы Саранского музыкального училища (класс заслуженного работника культуры РМ Е. Г. Храмовой) Веры Ледяйкиной собрал большое количество любителей музыки.

Вера в настоящее время продолжает учёбу на втором курсе магистратуры Казанской консерватории в классе профессора заслуженной артистки Республики Татарстан Г. Ф. Мухаметдиновой. Поступить на бюджетную форму обучения в магистратуру было нелегко: таких мест на курсе всего три для всех специальностей, а претендентов много. Но Вера успешно прошла экзаменационный отбор.

В годы учёбы она активно выступала в конкурсах. Первой среди студентов нашего училища она выступила на Дельфийских играх в 2014 году в Волгограде, соревновалась в возрастной группе со студентами консерваторий со всех уголков страны и получила почётное четвёртое место. Конкурсная жизнь продолжилась в консерватории ежегодным участием в исполнительских музыкальных соревнованиях и победой в них. В. Ледяйкина стала лауреатом первой степени на сольном конкурсе в казахстанской Астане в 2018 году, лауреатом второй степени на всероссийских и международных конкурсах в Астане и Чебоксарах в 2016 году, лауреатом третьей степени в Пензе в 2017 году и в Казани в 2018. В составе дуэта домр она была лауреатом первой степени на международном конкурсе в Нижнем Новгороде и лауреатом второй степени на всероссийских конкурсах в Казани и Екатеринбурге. Успешную учёбу Вера сочетает с работой в крупном профессиональном коллективе – Государственном оркестре народных инструментов Республики Татарстан. Отметим, что она первой среди выпускников последних лет приехала в родное училище с большим сольным концертом.

Программа выступления в Саранске показала нам домру как инструмент с широким кругом выразительных возможностей. Мы услышали и блестящие виртуозные сочинения, и певучую выразительную кантилену. Органичным и точным было взаимодействие солистки с концертмейстером – студенткой 5 курса фортепианного отделения Казанской консерватории Анной Булычевой (класс доцента И. Г. Григорьевой). В переложении для камерного ансамбля первая часть фортепианной сонаты Й. Гайдна до мажор потребовала от

исполнителей не только точного воплощения классицистского стиля с его гармонией и ясностью формы, но и умения справиться с легкой ажурной фактурой, подхватывать друг друга в пассажах, создавать единую мелодическую линию. Молодым музыкантам это удалось самым замечательным образом.

В выборе программы В. Ледяйкина проявила своё стремление находить и исполнять сочинения, малоизвестные в домровом репертуаре. Для показа романтического стиля она выбрала лирико-эпический Концерт для скрипки М. Бруха №2, хотя более известным и часто исполняемым является первый концерт этого немецкого композитора. Выбор Рапсодии для скрипки армянского композитора Э. Багдасаряна тоже вызывает уважение – сочинение с ярким тематизмом, красивыми натурально-ладовыми и джазовыми гармониями, отражением звучания национальных ударных инструментов воздействовало на слушателей поистине магически. Отмечу, что исполнили девушки это произведение, на мой взгляд, идеально, с полным попаданием в стиль и образность.

В беседе по окончании концерта Вера отметила свою самостоятельность в выборе программы – магистранты являются дипломированными специалистами, поэтому имеют большую свободу в своём творческом развитии. Преподаватель помогает в работе над произведением только на заключительном этапе, когда оно хорошо выучено и почти готово к исполнению. По подсказке профессора Г. Ф. Мухаметдиновой в репертуар было включено произведение М. Вайнберга «Молдавская рапсодия» - оно не только расширило национальную палитру исполняемых в концерте произведений, но и стало данью почтения замечательному композитору, чей столетний юбилей со дня рождения пришелся на нынешний год. Желание быть просветителем в исполнительстве совпало со стремлением представить домру в её традиционном «народном» амплуа. Выбор для концерта «Скерцо» Е. Подгайца, вероятно, также был приурочен к юбилею композитора, который недавно отметил семидесятилетие. В оригинале пьеса предназначена для балалайки, но виртуозно, технически совершенно прозвучала и в варианте для домры.

Яркие тембровые возможности своего инструмента исполнительница показала в сочинении белорусского композитора В. Курьяна. Оригинальный сплав фольклора и современной ритмически изломанной мелодики, необычные звукоизобразительные приёмы, декоративная яркость фактуры в этом сочинении, написанном для цимбал, позволили ярко и эффектно завершить выступление. Вера играла эту пьесу со специальным приспособлением, надеваемым на палец – гитарным слайдом, который плавно скользит по струнам. Для многих слушателей в зале это было первое подобного рода звуковое впечатление от игры на домре. Концерт завершился взрывными аплодисментами!

Слушатели долго не расходились после выступления – звучали и поздравления, и добрые пожелания, и восхищение молодыми исполнителями. О. В. Якунчева пригласила очень крепкую пианистку А. Булычеву выступить с сольным концертом, а Веру Ледяйкину мы готовы слушать с каждой её новой программой.

А. Н. Рязанова, музыковед


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*