Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Проект СМУ им. Л.П. Кирюкова "Моя музыка". "Елена Букирева - новые горизонты"

25.01.2021

Дорогие друзья! Наш проект "Моя музыка" сегодня представляет Вашему вниманию произведения интересного, актуального автора, композитора Елены Букиревой (класс композиции заслуженного деятеля искусств Республики Мордовия Ситниковой Н.М.)

Елена Букирева поступила на фортепианное отделение нашего училища, в класс преподавателя О.А.Ведяшкиной в 2013 г. после окончания Саранской ДМШ № 6. Однако кроме успешных занятий по специальности и всем другим дисциплинам, дома ей всегда хотелось сыграть на любимом инструменте не только заданные пьесы, но и что-то свое, подражая прекрасной музыке композиторов-романтиков…

В мой класс по творческому и практическому предмету «Импровизация» Елена попала на 2 курсе (позже она получила специальный Диплом на Всероссийской Олимпиаде учащихся музыкальных колледжей и училищ по теории и истории музыке в Нижнем Новгороде). Как педагог я считаю необходимым на уроках импровизации знакомить студентов с тем музыкальным языком, который   называют «современным», хотя он имеет уже столетнюю(!) историю. Некоторые его свойства для многих довольно непривычны: иногда отсутствие определенной тональности, диссонирующие сочетания звуков, нестандартные ритмы, сложная мелодика… Это язык музыки, которая запечатлевала эмоции и размышления человека и человечества в 20-м веке, таком многополярном и противоречивом... А век 21-й приносит   все новые   катаклизмы (и    прерванным оборотом Д7 – VI невозможно отразить эти события...)! Елена очень быстро поняла, что «новый» стиль точнее, чем классический язык, может выразить ее собственные музыкальные мысли. И по нашей просьбе для Елены предмет «Композиция» начался уже на 3 курсе (а не 4-ом, как у всех). Она работала очень увлеченно, особенно над пьесами для фортепиано (одна из первых, «детская» по содержанию, но весьма   трудная пианистически - «СКЕРЦО: Воробьи и кошка»), сочиняла для скрипки, для хора. В основном это были программные произведения, но в разных жанрах и формах. Елена быстро овладела навыками набора нот в программе Сибелиус и очень грамотно теоретически записывала свою уже достаточно сложную музыку...

Творческий потенциал Елены стал   настолько очевидным, что я показала ее сочинения коллеге - композитору, заслуженному деятелю искусств России профессору Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки Б.С. Гецелеву. Несколько неожиданно для меня и для Елены он предложил ей поступать в его класс на композиторский факультет непосредственно после окончания 3 курса, сославшись на прецедент в собственной биографии. (Мне же был известен подобный случай и в нашем училище: студент 3 курса теоретического отделения, а сегодня – известный композитор и наш педагог Д.В. Буянов в свое время принял подобное предложение...). Однако Елена поступила по-своему: с отличием   окончила фортепианное отделение училища, хотя уже твердо решила стать композитором. За один только год учебы на 4 курсе, кроме фортепианных пьес, она сочинила   несколько масштабных произведений, контрастных по образному содержанию и тембровому воплощению. В произведении «Внутреннее...» для ансамбля оригинального состава (колокольчики, электрогитара и подготовленное фортепиано) авторская экспрессия вызвана собственным пониманием картины основоположника абстракционизма В.Кандинского «Тяжелое среди легкого». Е.Букирева поясняет:   «В творчестве Кандинского очень тесная связь живописи и музыки.   Я увидела здесь четкую трехчастную форму, в которой обобщенно выражен   смысл картины: темное, тяжелое в жизни всегда проходит, сменяясь светлым и прозрачным...». (Сочинение удостоено диплома Лауреата III степени на Всероссийском конкурсе юных композиторов «Звучащая палитра» (г.Череповец, 2016г.)

Романс-монолог «Пробуждение» из цикла «Три монолога для сопрано и фортепиано на слова Н.Ревизова» покоряет не только исповедальной глубиной и искренностью   высказывания героини, сомневающейся в своем праве на счастье, но и акварельной   тонкостью изобразительных эпизодов в партии фортепиано. (Это произведение удостоено диплома Лауреата I степени Международного конкурса «Классика и современность» (г.Екатеринбург, 2017г.) В то же время изучение инструментовки под руководством А.Курина ознаменовалось циклами шуточных пьес для симфонического оркестра «Игрушки на балу» и «Игрушки после бала».

В 2017 г. Елена поступила в консерваторию, в класс Б.С.ГЕЦЕЛЕВА. Новый стиль профессионального общения вполне естественно потребовал от студентки мобилизации всех сил. Сейчас Елена отлично учится уже на 4 курсе. И хотя иногда сомневается, что «высокие порывы» академического искусства смогут отразить методичность разрушительной власти «попсы», она развивается как очень вдумчивый музыкант, живущий в наше непростое время. Отсюда   – и присущая молодому автору многогранность образов. Открытый юмор пьесы Лабиринт "Развлечение" для 2-х кларнетов (первой, созданной в ВУЗе и сразу же прозвучавшей на VI Международном фестивале современной музыки "Картинки с выставки") подхватывает слушателей с первых звуков фруллато большой септимы и не оставляет до конца кларнетных поисков выхода из «интонационных тупиков». Вскоре список сочинений и образов пополнился обличительной сатирой вокального цикла на слова Саши Черного - и совершенно иным по мироощущению произведением «Две молитвы на стихи М.Лермонтова».

Три части Квартета для флейты, скрипки, альта и фортепиано (2018-2019гг.) продолжают линию программной образности, где лирика соседствует с мягким юмором, обманчивая простота тематизма приводит в 3-й части к сложным конструктивным построениям. Автор уточняет: «В 1-й части квартета - попытки перенести в музыку визуальные или даже кинематографические элементы любимого фильма...»

На жизненном пути каждого из нас всегда много трудностей. Для Елены эти дни особенно печальны: ушел из жизни любимый консерваторский Учитель - БОРИС СЕМЕНОВИЧ ГЕЦЕЛЕВ. А он так формулировал свое личное кредо: "...Более всего ценю в людях доброту. Ум я тоже ценю чрезвычайно, но если это качество абстрагируется от человеческой стороны, то грош ему цена...".

Я уверена, что Елена Букирева преодолеет все преграды в творчестве,   в жизни. ....И став Художником, сохранит в себе Человека.

Заслуженный деятель искусств РМ, музыковед Н.М.СИТНИКОВА

Куратор проекта - Буянов Дмитрий Викторович (композитор, член Союза композиторов России, кандидат культурологии)


ВИДЕ картинка на сайт.jpg

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*