Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Проект «Бетховен и мы: о великом композиторе из XXI века» к 250-летию со дня рождения великого немецкого композитора

07.12.2020

Проект «Бетховен и мы: о великом композиторе из XXI века»

к 250-летию со дня рождения великого немецкого композитора

2020 год запомнится нам не только пандемией, но и приятными событиями в музыкальной жизни: 7 мая весь мир отмечал 180-летие со дня рождения гения русской музыки – П.И. Чайковского, а 16 декабря исполняется 250 лет со дня рождения великого немецкого композитора-классика Людвига ван Бетховена. 

Это имя известно каждому человеку, даже если он не имеет никакого отношения к классической музыке. Лунную сонату или, «К Элизе», думаю, знают все. В России Бетховен долгое время являлся одним из самых популярных зарубежных композиторов. Причин несколько. Во-первых, именно от него во-многом отталкивались в своём творчестве русские музыканты. Чайковский, к примеру, считал, что вся добетховенская музыка, исключая любимого им Моцарта, чужда восприятию современного человека, а вот с Бетховена начинается настоящая музыка. Такую точку зрения разделяло большинство русского культурного общества. Произведения Бетховена исполнялись в России много, существовала солидная традиция русской «бетховенианы».

Вторая причина – идеологическая. Дело в том, что Бетховена любил главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года в России В.И. Ленин. Героическая составляющая творчества великого немецкого композитора, а также некоторые факты его биографии и отдельные особенности характера были взяты на вооружение коммунистической пропагандой, в результате чего появился некий особый феномен – «советский Бетховен» - революционер, бунтарь и строитель «светлого будущего».

Времена меняются, и сейчас личность Бетховена-борца уже не настолько популярна в России, а вот музыка композитора продолжает звучать, несмотря на смену идеологии и музыкальных вкусов.

2020 год стал неким итогом художественного осмысления творчества Бетховена музыкантами XX века и нашего времени. Вот лишь некоторые факты, подтверждающие неиссякаемый интерес к творчеству мастера.

В ноябре 2019 года Deutsche Grammophon выпустило новое полное оцифрованное собрание сочинений композитора. Оно включает в себя 118 компакт-аудиодисков, 2 диска DVD и 3 аудиодиска в формате Blue Ray (на последних записаны все симфонии под управлением Герберта фон Караяна, все фортепианные сонаты в интерпретации Вильгельма Кемпфа и все струнные квартеты в исполнении ансамбля «Амадеус-квартет»).

К бетховенскому юбилею приурочено несколько резонансных оперных спектаклей. В начале марта в Лондоне в Королевском театре Ковент-Гарден состоялась премьера «Фиделио» (дирижер Антонио Паппано, режиссер Томас Кратцер) со звездным составом солистов: Леонора — Лиз Давидсен, Флорестан — Йонас Кауфман. После серии премьерных показов были обещаны трансляции спектакля в ведущих кинотеатрах по всему миру, но, к сожалению, по причине все той же пандемии, на широкие экраны он так и не вышел.

В Вене в 2020 году публике могла представиться редчайшая возможность сравнить все три авторские версии оперы Бетховена «Фиделио» в различных сценических постановках.

В начале года на сценах Регенсбурга и Вены появились еще две оперы, так или иначе связанные с жизнью и творчеством Бетховена – «Минона. Жизнь в тени Бетховена» эстонского композитора Юрия Рейнвере и «Эгмонт» немца Кристиана Йоста.

Отечественные музыканты отчасти успели начать осуществление нескольких крупных проектов. Теодор Курентзис с оркестром MusicAeterna и в сотрудничестве с известным интерпретатором старинной музыки Джованни Антонини задумал мировое турне с исполнением всех симфоний Бетховена в исторически ориентированной манере. Часть концертов состоялась в феврале и начале марта в Санкт-Петербурге и в Москве. А поскольку начавшаяся эпидемия не позволила музыкантам ни поехать на гастроли, ни продолжить публичные выступления, то с разрешения фирмы Sony Music Entertainment на канал Ютуб была выложена свежая запись Пятой симфонии Бетховена под управлением Курентзиса.

Прерванным оказался и обещавший много интересного фестиваль «Бетховен и Чайковский» в московском зале «Зарядье», рассчитанный на восемь программ. Объединение двух этих имен было совсем не случайным – оба — юбиляры уходящего года, оба – великие симфонисты, и точек соприкосновения между ними наберется немало, несмотря на все различия. Фестиваль открылся 22 февраля, и предполагалось, что завершится 31 мая. Но концерты были отменены. Хочется надеяться, что столь интересное начинание все-таки обретет достойное воплощение.

В феврале успел состояться традиционный XIII Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи. В этом году он не был специально посвящен Бетховену, однако еще в 2019 году в рамках фестиваля проводился «Бетховен-марафон»: в зале органной и камерной музыки в течение целого дня звучали сонаты Бетховена для фортепиано и для камерных ансамблей в исполнении молодых отечественных музыкантов.

Еще один интересный фестиваль, «Бетховен — 250», рассчитанный на целый сезон 2019–2020 года, начался прошлой осенью, 21 сентября, в Москве в Ботаническом саду МГУ — Аптекарском огороде. Уникальная программа была составлена куратором проекта, Романом Минцем, и подразумевала сопоставление музыки Бетховена с сочинениями композиторов других эпох, вплоть до наших современников. Стержнем концепции были 16 струнных квартетов Бетховена, а остальное дополняло их по контрасту или по аналогии.

3 марта 2020 года в конференц-зале Московской консерватории состоялась презентация собрания всех фортепианных сонат Бетховена на 9 дисках (включая юношеские, не имеющие номеров) в исполнениях на точных копиях исторических инструментов, созданных мастером Полом Макналти. Записи делались в Москве, Брно и Варшаве, что было связано с наличием там соответствующих инструментов, залов и технических условий. Сонаты представлены в интерпретациях одного из основателей Факультета исторического и современного исполнительства Московской консерватории, Алексея Любимова, и его учеников, коллег и единомышленников.

Сейчас, когда вместо призыва Шиллера и Бетховена — «Обнимитесь, миллионы!» — человечество объединилось под лозунгом «Самоизоляция и социальное дистанцирование», роль связующей силы продолжает играть музыка, в том числе музыка Бетховена. И с самых трудных обстоятельствах мы должны помнить: Бетховен с нами. На все времена.

Последний великий классик… Живя на рубеже эпох, на его судьбу пришлись и Великая французская революция, и наполеоновские войны. В творчестве Бетховена это так или иначе, несомненно, отражалось. В его музыке есть титаническое, «прометеевское» начало, трагизм и борьба.

Сложившийся исторически акцент на бунтарском, новаторском Бетховене заслоняет порой Бетховена-чрезвычайно тонкого музыканта, эта сторона его творчества во многом до сих пор остаётся недооценённой. За славой классика и гения многие забывают о Бетховене-человеке. А ведь жизнь композитора богата на яркие нетривиальные истории, задокументированные друзьями, приятелями и другими причастными к судьбе музыканта. Вот хотя бы одно из воспоминаний: «В каком бы обществе он ни находился, он всегда своей импровизацией производил громадное впечатление на слушателей…Когда он кончал такие импровизации, то часто разражался громким смехом и издевался над состоянием, в которое привел своих слушателей… «Чувствительность прилична женщинам, у мужчины музыка должна высекать искры из души», — говорил он своим образным языком», — вспоминал ученик Бетховена К. Черни.

А еще он был очень раним, влюбчив и глубоко одинок. Причиной тому – неуживчивый сложный характер и болезнь – глухота, настигшая музыканта в самом расцвете жизненных и творческих сил.

Сегодня нам, студентам и преподавателям Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова, хочется рассказать о «своем Бетховене», музыканте и человеке. Пролистать страницы его дневников и писем, узнать о том, что так огорчало его, делая замкнутым, а зачастую грубым, что так волновало его сердце, когда из-под гениального пера рождались знаменитые лирические опусы.

Несмотря на сложное время, а пандемия диктует свои правила в том числе и в учебном процессе, мы не смогли остаться в стороне и не почествовать великого мастера в эти юбилейные дни.

Так родился Проект «Бетховен и мы: о великом композиторе из XXI века». С 7 по 16 декабря 2020 года на сайте училища и в социальной сети вКонтакте будут публиковаться работы студентов и педагогов училища, посвященные юбиляру в текстовом формате, а также в видео- и аудиозаписях. «Юбилейная программа» будет включать в себя следующие формы творческих работ:

8 декабря – Интервью с композитором (видеоформат)

10 декабря – Эссе в рубрике «Если б Бетховен вел дневник…» и Письма композитору из XXI века «Бетховену с любовью» (презентации)

12 декабря – Поэтические поздравления юбиляру «Тебе, маэстро!» - чтение стихов поэтов XX столетия и авторские стихи студентов (видеоформат)

14 декабря – «Мой Бетховен: исполняю сочинение композитора» (студенческий концерт в онлайн-формате).

16 декабря, в день рождения мастера, все желающие смогут увидеть короткометражный фильм-посвящение «Бетховен: по страницам жизни».

Желаем всем приятных мгновений от встречи с «нашим» Бетховеном в «нашем» прочтении. Не судите строго! За каждым словом и музыкальным исполнением – наше искреннее поклонение гению, наша безграничная любовь и глубокое уважение.

Автор проекта

«Бетховен и мы:

о великом композиторе из XXI века»

музыковед Наталья Родина

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*