Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Музыкальный календарь: к 140-летию со дня рождения П.Г. Чеснокова

07.11.2017

Молиться, петь, надеяться и верить…

Новый концертный проект Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова «Музыкальный календарь» открылся 30 октября в Большом концертном зале вечером памяти П.Г. Чеснокова - 24 октября 2017 года исполнилось 140 лет со дня рождения этого выдающегося композитора и хорового дирижёра ХХ века.

Музыкальное творчество этого музыканта выдержало суровое испытание временем, а его труд «Хор и управление им» не потерял свою актуальность и сегодня, являясь «настольной книгой дирижёров мира». В концертном репертуаре серьёзного хорового коллектива сегодня обязательно найдётся произведение этого композитора, а студенты-хоровики музыкальных колледжей и вузов смело включают в свои программы его духовные сочинения. Нельзя сказать, что в советский период имя Павла Григорьевича было под запретом, нет. Как сказала в интервью после концерта директор Саранского музыкального училища, заслуженный работник культуры РМ Оксана Евгеньевна Симкина«С музыкой Чеснокова мы познакомились во время учёбы в училище, слушали и изучали в рамках различных дисциплин. Это музыкальная литература, это и духовная музыка, которую вела Нина Петровна Зимина, это и хор. Но активно изучались в годы учёбы произведения светского характера. В отношении духовной музыки в то время существовала сильная цензура, поэтому эта сфера для нас – студентов – не была так близка и раскрыта».

Концертная часть вечера состояла исключительно из хоровых произведений и духовного, и светского характера, но акцент ведущей – музыковедом Н.Ф. Родиной - был сделан на сфере духовной жизни. Музыкальным лейтмотивом вечера стало песнопение П.Г. Чеснокова «Да исправится молитва моя».

За небольшой промежуток времени классного часа перед глазами зрителей прошла вся история нелёгкой жизни человека, являющегося одним из основоположников отечественной хоровой школы. Особая доверительная интонация ведущей, ёмкие фразы находили путь к сердцу каждого. Рассказ опирался на биографические вехи Чеснокова, факты которой наполнялись личностными деталями обстоятельств жизни и подкреплялись чтением писем, тесно связывающих мир ушедший с миром сегодняшним.

Подробнейшая презентация позволила воочию проследить жизнь мастера. Интересно, что часть фотографий оказались из личных архивов родственников П.Г. Чеснокова, к которым пришлось обращаться ведущей при подготовке вечера по причине крайне скудной фактологической и фотографической публичной интернет-информации.

Музыкальную часть представляли вокально-хоровые коллективы училища. На сцену в этот вечер выходили ансамбль «Экспромт» (руководитель Наталья Родина) – «Душе моя» ор. 9 № 26, ансамбль студентов старших курсов ДХО с солистом Анатолием Колмагоровым (руководитель заслуженный работник культуры РМ Оксана Симкина) – «Совет превечный» ор. 40, ансамбль «Новая вера» (руководитель Олег Генералов, концертмейстер Ирина Осипова) – «Ночь» ор. 2, женский хор (руководитель заслуженный работник культуры РМ Виктор Кузин, хормейстер Ирина Сергейчева, концертмейстер Светлана Птичкина) – «Яблоня» ор. 14. Завершал концерт смешанный хор (руководитель и дирижёр Ольга Якунчева, хормейстер Олег Генералов) с двумя разноплановыми произведениями. В его исполнении прозвучали светский хор «Не цветочек в поле вянет» и духовное песнопение «Ангел вопияше» (солистка заслуженная артистка РМ Елена Алышева).

Журнал Московской Патриархии в апреле 1944 года, отмечая уход П.Г. Чеснокова, написал следующие строки об этом гении хоровой музыки: «П.Г. Чесноков оставил нам неподражаемые образцы высокого религиозного вдохновения, которое тихим пламенем горело в нём всю его жизнь. Не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошений и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. Его музыка чужда земных страстей, и земная мысль не проникает в глубину простых и строгих созвучий. Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышняго…»

По окончании концерта участники концерта поделились впечатлениями о концерте, о музыке П.Г. Чеснокова.

О.В. Якунчева: Первое моё осознанное знакомство с творчеством Чеснокова произошло на уроках хороведения, которые вёл М.И. Фроловский. Первую лекцию курса он начинал с вопроса: что такое хор, как мы – будущие хормейстеры – понимаем это, и как об этом говорили выдающиеся хормейстеры России, в том числе, Павел Григорьевич Чесноков. Он приводил его цитаты, цитаты других хормейстеров – В.Краснощёкова, К.Птицы, К.Ольхова. Потом на уроках хора делался акцент на чесноковской классификации интонирования ступеней. Там же произошло и знакомство с творчеством. Михаил Иванович Фроловский сделал замечательное переложение «Да исправится молитва моя» для смешанного состава. Я никогда не забуду эти первые ощущения, солировал тогда Анатолий Калинкин – эта мощь, сила и хора, и солиста. Духовную музыку в то время не пели, а тут петь такую музыку, такого композитора, да с таким солистом... Это, конечно, было для нас впечатлением на долгие годы. Конечно, исполнялись и светские сочинения. В классе дирижирования любимые сочинения – «Не цветочек в поле вянет», «Несжатая полоса».

Чесноков – это человек, который изнутри знает хор, каждую партию. Несмотря на широкую фактуру, она настолько удобна, понятна, легко читается с листа, поётся вокально и всё это красиво, значимо. Темы и в светских, и в духовных сочинениях берутся не проходящие, а вечные, поэтому они, наверное, настолько глубоко западают в душу, настолько близки.

Второй раз я исполняю «Ангел вопияше» и влюбляюсь всё больше и больше. Как возвышает эта музыка, как заставляет трепетать души, как заставляет светиться глаза, насколько всё это образно! Эти слова настолько проникновенно попадают в душу! Как он мог подбирать такие гармонии! Это вечные сочинения, понятные и обывателю и музыканту, которые заставляют исполнителя и слушателя задуматься, заглянуть в себя вовнутрь, воспрянуть духом…

О.А. Генералов: С музыкой Чеснокова я познакомился, когда ещё был студентом в училище, а более глубоко и осознанно – в Казанской консерватории.

Я считаю, что давать студентам духовные произведения можно, когда есть музыкальный опыт, духовный багаж. Духовная музыка – вещь глубокая, интимная, затрагивающая глубинные строи души.

Н.Ф. Родина: Моя первая встреча с Чесноковым произошла в храме – вот уже почти 20 лет я регентую. Там и пришло осознание, что Чесноков выдающийся регент, хоровой дирижёр и автор книги. Потому что прежде чем что-то спеть, надо было почитать, познакомиться. Потом уже как музыковед я, конечно же, сталкивалась с его творчеством. Мы говорим о нём обзорно на уроках русской музыкальной литературы. Но когда началась подготовка к проекту, я по другому увидела этого человека, открыла в нём другие качества. Для меня он - великий молитвенник и музыкант- бессребреник, который не искал сокровищ на земле, оставался верным профессии и храму, делу, которое любил больше жизни, полагался на волю Божью… И встреча с ним состоялась, наверное, по-настоящему несколько недель назад, когда я начала заниматься подготовкой к концерту. Вот тогда я связалась с его потомками, переписывалась с его родственниками. Я читала неопубликованные письма к издателю книги «Хор и управление им» за рубежом. … мне посчастливилось открыть Чеснокова заново. Эта фигура значительная, масштабная.

Учитывая, что Чесноков – представитель московской композиторской школы, у меня было в планах включить музыку его современников - москвичей но, по обстоятельствам, концерт оказался только хоровым. И этого оказалось достаточно, всё остальное было бы лишним.

То, что после концерта было высказано столько положительных эмоциональных отзывов, и были слова «до слёз», «до спазма в горле», «до мурашек» - это заслуга музыки Чеснокова… Зрители говорили, что они были не на концерте, а на службе в храме. И после номеров не хотелось аплодировать. Настолько было молитвенное состояние, что всё внешнее раздражало. Было ощущение соборности, как в храме.

Конечно, цикл концертов был бы кстати. Тем более в наше время, когда идеалы стираются, когда духовная музыка не в чести у среднестатистической молодёжи. Тут нужен и Чесноков, и Архангельский, и Бортнянский, и Чайковский, и Кастальский...

P.S. Вечер памяти П.Г. Чеснокова получился. Положительные отзывы, реакция публики показали, что хоровая музыка востребована. Так почему бы не родиться еще одному проекту хоровой музыки отечественных композиторов?  

О.А.Потехина

Биографическая справка о П.Г. Чеснокове



Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*