Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Концерт Александра Ключко.

23.10.2017

Концерт Александра Ключко в Саранске.

Нерядовое событие осени

 Осень - удивительное и странное время. В прозрачном воздухе, в редеющей, раскрашенной буйными красками листве деревьев, в беспокойных перемещениях птиц -  движение зрелости и мудрости по  кругу жизни. Солнечные   теплые дни - как драгоценные подарки.  Ожидание и предчувствие изменений в природе (завтра многое станет другим или совсем исчезнет), придает каждому мгновению  остроту и ощущение безвозвратности, заставляя о многом задуматься и еще больше ценить настоящее.

Каждый  из трех осенних месяцев  по – своему важен и значителен. 1 сентября начинается учебный год. В начале октября чествуют учителей и поздравляют с профессиональным праздником всех, кто вопреки всему решился учить, воспитывать, любить и работать для «прекрасного и далекого» будущего. В  ноябре в России отмечают один из главных государственных праздников – День народного единства.

Для музыкантов осень -  начало концертного сезона, время  новых открытий и встреч.

Большой концертный зал Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова, один из лучших  залов в городе и республике,   в субботу, 7 октября 2017 года был почти заполнен. Свой сольный концерт играл Александр Ключко.

Выступления этого пианиста  постепенно становятся событиями в культурной жизни нашей республики. С 2013 года он регулярно приезжает в   Саранск, свой родной город, где с нетерпением ждут  новых встреч с молодым талантливым исполнителем, болеют и переживают  за него во время конкурсов, следят за on - line трансляциями, горячо и бурно обсуждая (иногда и до самого утра) итоги музыкальных баталий, с новыми концертными программами.

Профессиональный рост пианиста, – итог колоссальной работы, – отмечают и признают жюри международных конкурсов. Результаты последних двух лет особенно впечатляют: «Путь к мастерству» - 2 место и специальный приз (Москва, 2015); конкурс имени В. Лотар – Шевченко – 1 место (Екатеринбург, 2016); конкурс ЦМШ – 1 место (Москва, 2016); Astana Piano Passion – 1 место, Гран – При (Астана, 2016); Дельфийские игры – 1 место (Екатеринбург, 2017). Пианист уверенно набирает исполнительское мастерство, а главное – любит и ценит свою профессию. Это очень хорошо чувствуется на концертах, которые собирают все больше слушателей.    

В настоящий момент Александр Ключко учится на 3 курсе Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Ф. Шопена классе Сергея Сергеевича Арцибашева. Концерт 7 октября стал очередным этапом и ступенью в формировании музыканта и пианиста.

Программа включала сочинения, написанные в период романтизма. Семнадцатилетний пианист стал проводником через эпохи или, скорее, путеводной звездой для слушателей;  музыка в его исполнении приобрела новые эмоции, краски и смыслы. Через 200 лет в новом зале вновь  произошло чудо - соединились невидимые времена и  уже для новых слушателей - жителей XXI века эта музыка стала необходимой и родной.

Соната C – dur op.53 («Аврора») Л.В.Бетховена, как и положено, началась с «шороха басов, заставляющих ждать больших событий» (Ленц).

Колоссальные размеры этого сочинения, виртуозный блеск  и яркость музыки часто закрывают  перед пианистами внутреннюю жизнь «белой сонаты, текущей как чистая вода» (Роллан). А. Ключко с самого начала захватил внимание зала, разворачивая  постепенно картину  жизни и трагедии самого композитора, скрывающего от людей свою прогрессирующую болезнь, взывающего к самой природе как единственному для него целительному источнику.  Сохранив живую метро – ритмическую пульсацию, с достоинством преодолев все сложности  формообразующих моментов, продемонстрировав всю шкалу динамических оттенков и заставив пласты гомофонной фактуры взаимодействовать, исполнитель очень логично и последовательно, с хорошим чувством меры выстроил форму всего цикла и каждой из трех частей.

         Экспромт Ges – dur ор.90 Ф. Шуберта с его неизменной гармонической фигурацией –  словно одна определенная эмоция или один день из жизни поэта. Инструмент  зазвучал здесь совсем по – другому: певучим, полным тепла и нежности голосом верхний регистр рояля «разговаривал» с бархатными и глубокими басами, а самое сложное – третий слой фактуры, аккомпанемент, под пальцами пианиста дышал и переливался, составляя фон  для самых тонких лирических высказываний.

         Токкату C – dur ор.7 Р. Шумана, единственное сочинение автора в подобном, чисто виртуозном жанре, многие исполнители берут в свой репертуар для демонстрации блестящей виртуозности и выносливости. Сложнейшая фактура, значительный размер пьесы – все провоцирует на очень быструю, громкую  «токкатную» игру. В исполнении Александра, с честью преодолевшего коварные «подводные камни»  главным стала все - таки сама музыка. Исполнителю удалось «подняться» над всеми сложностями и представить сочинение нового романтического стиля, одухотворенно и великолепно сочетая полет и фантазию  композитора, в любом произведении остающегося «поэтом фортепиано» - Р. Шумана.

         Фантазия op.49 f – moll Ф. Шопена прозвучала в начале второго отделения концерта, и пианист раскрыл перед слушателями новые грани  своего таланта. Все разделы пьесы, все фазы развития этой «грандиозной романтической баллады», все образы – лирические и героические, скорбные и просветленные были представлены стилистически очень точно, в индивидуальном звуковом оформлении и разнообразнейшей артикуляции, форма  выстроена убедительно, очень логично. При выборе звуковой палитры местных и основной кульминации  пианист  учел особенности акустики зала и не потерял ни одного звука в пассажах или в мелодических вершинах аккордов. Особо хочется отметить владение техникой педализации, что подтверждает высокий класс исполнителя.    

Этюды ор.10 №1 C – dur и ор.25 №5 e – moll – разные по видам техники и по содержанию миниатюры, требующие трансцендентальности и полета мысли от пианистов, сумевших овладеть приемами игры арпеджио, двойных нот и аккордов. Если первый этюд был исполнен более «объективно», с очень точным прикосновением, маркированным legato, мягкими  басами и выверенными пассажами, то второй этюд Александр играл очень тонко, используя rubato – личную характеристику и отношение самого исполнителя.

Соната – фантазия  S161 «По прочтении Данте» Ф. Листа – воплощенное в звуках впечатление от одного из эпизодов великой «Божественной комедии» Данте. Сочинения этого композитора любимы и наиболее часто исполняемы пианистами всех возрастов. Эффектное, сочетающее контрастные эпизоды с линией сквозного развития, имеющее богатейшую звуковую палитру и несколько трансформирующихся в процессе развития тем произведение захватывает и увлекает. Драматизм сюжета и трагичность образов заставляют сопереживать исполнителю, разворачивающему целое музыкальное полотно перед слушателями и приглашающему «здесь и сейчас» прожить несколько минут вместе, прикоснувшись к высокой поэзии. Вдохновенно и грандиозно исполнив финал последнего заявленного в программе сочинения, Александр завершил основную часть концерта.

Последовавшие на bis  «Петрушка» И. Стравинского и Хоральная прелюдия f – moll И.С. Баха не оставили сомнения, что Александр Ключко – исполнитель XXI века, и его страница в истории российской пианистической школы уже начала создаваться.  

  

Пожелаем Александру здоровья,  успешного окончания колледжа, новых творческих побед, встреч  с интересными людьми и поддержки современных меценатов.

 

Чиняева С.А. 

Александр Ключко. Саранское музыкальное училище. Концерт 07.10.17.

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*