Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Лучше дома - рубрика "Избранное". Гавриил Вдовин. Опера «В шесть часов вечера после войны»

31.03.2020

Гавриил Вдовин. Опера «В шесть часов вечера после войны»

В преддверии празднования 75-летия победы в Великой Отечественной войне коллектив преподавателей и студентов Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова рад поделиться опытом концертной постановки 2015 года лирической оперы мордовского композитора Гавриила Вдовина «В шесть часов вечера после войны».

30 марта 2020 года исполнилось 80 лет со дня рождения автора этого произведения – Заслуженного деятеля искусств России и Мордовии, Почетного деятеля Союза Композиторов России, Лауреата Государственной премии и премий Главы Республики Мордовия – Гавриила Григорьевича Вдовина.

В Мордовии попытки создания национальной оперы предпринимались еще в конце 30-х гг. прошлого столетия. Первым крупным музыкально-сценическим произведением стала музыкальная драма Леонтия Петровича Кирюкова «Литова» (1943). В 1944 им была создана первая национальная опера «Несмеян и Ламзурь». Оба произведения рассказывали о давних событиях истории жизни мордовского народа.

Лирическая опера Гавриила Вдовина «В шесть часов вечера после войны» написана по мотивам киносценария Виктора Гусева в 1975 году – в год празднования 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Либретто оперы написано Михаилом Фроловским – другом и коллегой Гавриила Григорьевича. Именно Михаил Иванович был свидетелем и непосредственным участником работы композитора над сочинением, дирижером первой постановки оперы.

Необходимо отметить, что кроме оперы «В шесть часов вечера после войны» Вдовиным написана опера «Пасынок судьбы» (по пьесе Я. Апушкина) повествующая о жизни поэта-демократа А. Полежаева. Два других сценических сочинения Вдовина – оперетта «Главная роль» и национальная музыкальная драма «Ветер с Понизовья» (по пьесе П. Кириллова) рассказывают о близкой и далекой истории мордовского народа.

Широко известный музыкально-поэтический фильм режиссера Ивана Пырьева под тем же названием, вышедший на экраны в 1944 г., до сих пор привлекает своей лирической непосредственностью и мягким юмором. В фильме звучит замечательная музыка советского композитора Тихона Хренникова. Примечательно, что фильм был снят во время войны, но отображал не только ее хронологию, но и атмосферу времени, - веру людей в Победу и мирную жизнь.

Самоотверженность, духовная чистота, обаяние героев старого военного фильма вдохновили в далеком 1975 году Гавриила Вдовина на создание одноименной оперы. Опера «В шесть часов вечера после войны» о настоящей любви, которой не страшна ни война, ни долгая разлука.

Особенности музыкального языка оперы, такие как простота, демократичность, опора главным образом на традиционные вокальные формы, обусловлены желанием композитора быть доступным для любого слушателя. От первых звуков вступления (шесть ударов колокола – символа встречи, надежды) до заключительного хора «Победа» опера звучит цельно, воспринимается «на одном дыхании».

Пять картин повествуют о становлении чувств главных героев - Вари и Василия Кудряшова: первое знакомство, объяснение в любви, сомнения и тревоги, мечты о свидании – и радостная встреча после победы. Судьбы главных героев показаны в грозной атмосфере военных лет, они олицетворяют решимость и мужество советских людей. В результате свойственная фильму комедийность в значительной степени в опере отошла на второй план.

Суровые испытания выпали на долю главных героев, влюбленных - артиллериста Василия и зенитчицы Вари. Но они дали друг другу обещание встретится в Москве в условленном месте в шесть часов вечера после войны.

Об этой встрече думал и сам композитор. Неслучайно первое название оперы – «Встреча». Ну а пока…

В осенний день 1941 года лейтенанты Василий Кудряшов и Павел Демидов приходят в детский сад прифронтового города, чтобы разыскать «тетю Варю», приславшую фронтовикам подарки и свою фотографию.

Бывает порою, девчата, …взгрустнется

Потянет в родные края

И песня прорвется

И сердце забьется

Но дело не в этом, друзья…

А в том, что под крышею вашего дома

Приятно и радостно нам,

Что в гости казалось мы к незнакомым

А вышло на деле - к друзьям!...[1]

Опера открывается Увертюрой. На сцене симфонический оркестр СМУ им. Л.П. Кирюкова, художественный руководитель и главный дирижер Алексей Максимов.

***

Девушки-дружинницы задерживают «подозрительных», но вскоре недоразумение разъясняется, девушки затевают танцы, а потом просят героев-артиллеристов рассказать об их ратных делах. Дуэт лейтенантов прерывается воздушным налетом. Заканчивается картина прощанием с уходящими на фронт воинами.

Именно в первой картине ощущаются истоки жизнеутверждающей идеи оперы – сила духа советских людей, уверенность в победе, любовь к Родине.

Средь гула и пламени боя

в сердцах наших вечно живут

родные, друзья и все то дорогое,

что Родиной люди зовут...

***

Война не щадила никого…

Наша героиня Варя вместе с подругами становится зенитчицей. В прифронтовой полосе она снова встретится с друзьями-артиллеристами. В час затишья перед боем мирно звучат лирические песни, задорные солдатские частушки, веселая кадриль.

Быть может, в каком-то рассказе, девчата

Добавила б, в частности, я,

И то, что бывает порой страшновато

Но дело не в этом, друзья!

А в том, что на фронте с врагами дерутся

Заветные песни поют…

Вторая картина создает некоторый контраст предыдущей: музыка рисует прифронтовой быт – задорные солдатские частушки, веселая кадриль. Лирическая песня девушек «На закате в саду заброшенном» звучит светло, проникновенно и очень мирно, - заставляя забыть о войне. Послушайте эту песню в исполнении женского хора СМУ, художественный руководитель и дирижер заслуженный работник культуры РМ Виктор Кузин.

***

Сцена прощания Василия и Вари занимает центральное место в действии. Объяснение в любви, обещание ждать, надежда на встречу...

***

После тяжелого ранения в бою Василий попадает в госпиталь. Он инвалид, оставшийся без ноги.

Третья картина – «В госпитале» – наиболее динамична и действенна, происходит столкновение образов войны и любви. Открывается картина задушевной, полной материнской теплоты песней медсестры Полины Сергеевны «На вольном, на синем, на тихом Дону», которую она поет раненым бойцам. Спокойно-величавые интонации, повествовательный характер – ярко выраженные черты русской песенности.

Казак уходил на большую войну,

Невеста его провожала…

Вслед за этим возвышенно звучит ария Василия Кудряшова «Она так чиста, так прекрасна», в которой герой вспоминает о своей невесте - Варе.

Она как луч солнца в ненастье...

Не спетая песня, далекое счастье...

Песня Полины Сергеевны «На вольном, на синем, на тихом Дону» звучит в исполнении Елены Руслановой, солистки Мордовского государственного театра им. И.М. Яушева. Арию Кудряшова «Она так чиста, так прекрасна» исполнил солист театра Александр Лобурев.

***

Мысль о том, что он будет обузой для Вари, не оставляет Василия в покое. Он решает исчезнуть из ее жизни и в отчаянии просит Полину Сергеевну передать Варе, что встреча вечером после войны не состоится...

Несколько мгновений разделяют влюбленных - сразу после ухода Василия в госпитале появляется Варя, и узнает, что опоздала, что встречи не будет...

Вот и все. Лишь несколько слов.

В какие мне теперь стучаться двери?

Он не поверил в мою любовь,

В сердце мое не поверил...

Но я пройду сквозь дым и пламя,

Следы твои найду я вновь.

Любовь моя сильнее станет,

Сильней войны моя любовь!

Несмотря на ранение, Василий возвращается на фронт.

Конечно, не годен я к строевой,

Но разве нельзя быть полезным?

Если врага ненавидишь душой,

Если на фронт решил железно.

Если оружие держит рука

И сила еще осталась,

Если ты можешь громить врага

И сердце сжимает ярость...

***

Здесь, на фронте он вновь встречается с боевым другом-артиллеристом Павлом Демидовым, от которого узнает, что Варя ищет его, любит и ждет...

Трогательная чистота и нежность слышаться в песне Вари «Опадает с яблони белый цвет» из пятой картины. Образ чистой сердцем русской девушки, умеющей ждать и преданно любить. Мелодия песни, проникновенная и глубоко искренняя, заставляет вспомнить лучшие образцы русской народно-песенной лирики. Песню Вари «Опадает с яблони белый цвет» исполнила солистка Мордовского государственного театра им. И.М. Яушева Марина Видяйкина.

***

По вражьему следу, взметая снега!

Дивизии шли, забывая усталость!

В жестоких сраженьях громили врага!

И в небе заря занималась!

Войны уходила зловещая тень!

Страна расправляла могучие плечи!

Все ближе, все ближе он, радостный день!

День нашей Победы! День счастья! День встречи!

Финал оперы воспринимается как логический итог и сценической, и музыкальной драматургии. Радость долгожданной встречи главных персонажей и действующих лиц сливается с праздничным ликованием победившего народа. Звучит Хор «Победа». На сцене Смешанный хор СМУ, художественный руководитель и дирижер Оксана Симкина.

Опера Гавриила Григорьевича Вдовина обо всех тех, кто, проявляя силу и мужество, ждал возвращения своих любимых. Эта опера о любви и верности. Ну а мы, ее исполнители, благодарим вас, наших «виртуальных» зрителей за внимание!

Программу представили:

1) Симфонический оркестр Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова, художественный руководитель и главный дирижер Алексей Максимов

2) Солисты Мордовского государственного театра им. И.М. Яушева Елена Русланова, Марина Видяйкина и Александр Лобурёв

3) Женский хор, художественный руководитель – заслуженный работник культуры Республики Мордовия Виктор Кузин

4) Смешанный хор, художественный руководитель Оксана Симкина


автор сценария постановки,

ведущая спектакля 2015 года

музыковед Наталья Родина




[1] Поэтические строки, использованные в этом материале, имеют опосредованное отношение к тексту оперы. Они подобраны автором сценария постановки, ведущей спектакля музыковедом Натальей Родиной и передают общий настрой сочинения.




ВИДЕ картинка на сайт.jpg


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*