Цветовая схема:
Размер текста:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108. Телефон: 33-30-40.  E-mail:muzuchkirukov@mail.ru
8 (8342) 33-30-40

ВВКЗ. Президентский оркестр Российской Федерации. Концерт-выставка.

3 Ноя 2020

2 ноября 2020 года в Большом концертном зале Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова состоялся очередной концерт Виртуального концертного зала. На этот раз он был адресован студентам вторых курсов. Программа концерта великолепная, впрочем, как и всегда – сочинения русских композиторов XIX столетия – «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского и отрывки из опер Николая Андреевича Римского-Корсакова. И все-таки этот концерт был необычным по своей зрелищности. Художественным фоном к музыке стала популярная в наше время техника песочной анимации – рисунки песком, выполненные в реальном времени.

Это завораживающее зрелище, похожее на волшебство, когда прямо на глазах у зрителей рождаются картинки, точно отвечающие звучанию музыки. Причем предугадать каждый раз замысел художника-аниматора практически невозможно, остается только удивляться и восхищаться, как под пальцами мастера оживают яркие зримые образы.

Однако за всем этим волшебством стоит огромный труд как с рисованием, так и с работой со сценарием музыкального произведения. Сначала художник делает эскизы карандашом согласно сценарию исполняемой музыки. Практически всё готовится заранее: каждая минутка, каждая секунда, художник рисует определенный момент, фрагмент, точку, черточку, овал, то есть импровизации практически не подразумевается. Песок для подобных картин используют разный – речной, морской, океанический, вулканический, светлый, темный, есть разные фракции песка, то есть разная толщина песчинки. Каждый художник ищет свой песок в зависимости от задач, которые он перед собой ставит, и того, что хочет изобразить в целом.

На концерте используется специально сконструированный песочный стол —светящаяся поверхность, на которую художник будет накладывать песок прямо на глазах у зрителей в унисон с определенными музыкальными акцентами. Сверху ставят штатив с видеокамерой, изображение с нее с помощью проектора транслируется на экран.

Нужно отметить, что «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского не раз вдохновляли художников на создание движущегося видеоряда. Это и мультфильмы на темы «Картинок», созданные в США, Японии, Франции, такие как «Симпсоны», «Древо жизни», «Русалочка» и другие. Это и известный фортепианный проект «Модест Мусоргский / Василий Кандинский», соединивший в себе музыку русского композитора с абстрактной мультипликацией и видео, основанных на акварелях художника Кандинского.

История же создания фортепианного цикла «Картинки с выставки» такова: Мусоргский был знаком с графиком и архитектурным дизайнером Виктором Гартманом, который проповедовал неорусский стиль в оформлении и архитектуре. Гартман, как и Мусоргский был новатором и мечтателем, «русская» тема в искусстве пришлась по душе Модесту Петровичу, поскольку он мыслил теми же категориями, только в музыке. Молодые люди подружились, но в 1873 году Гартман скоропостижно

умирает. Известный меценат – «крёстный отец» русского искусства Владимир Стасов устроил посмертную выставку из рисунков Гартмана в начале 1874 года. Смерть друга и выставка произвела сильнейшее впечатление на Мусоргского, и он вскоре написал фортепианный цикл по мотивам рисунков Гартмана, назвав его «Картинки с выставки». Цикл содержит десять пьес, которые периодически перемежаются Прогулкой, пьесой, которой цикл открывается. Зритель будто перемещается от картинки к картинке и созерцает.

Мусоргский постарался воплотить в музыке своё впечатление от рисунков художника Гартмана, который, в свою очередь сам рисовал наброски не в реалистической манере, а тоже, скорее в импрессионистской. Композитора вполне можно назвать первым русским импрессионистом. Может именно поэтому в 1922 году другой композитор-импрессионист Морис Равель мастерски оркестровал фортепианный цикл Мусоргского? В оркестровке Равеля «Картинки» прозвучали и в Концерте Виртуального зала.

Сочинения другого русского композитора, музыканта-сказочника Николая Андреевича Римского-Корсакова, а именно отрывки из опер «Снегурочка» и «Сказка о царе Салтане» составили второе отделение концерта. Ставшие воистину «хитами», сопровождавшиеся живой анимацией знаменитые «Три чуда» и «Полет шмеля» обрели «новое» звучание.

Автором концерта и его ведущей выступила Наталия Панасюк – Заслуженная артистка России, лектор-музыковед Московской филармонии, человек поистине влюбленный в профессию. С какой любовью она презентовала каждое сочинение!

Музыка Мусоргского и Римского-Корсакова прозвучала в исполнении Президентского оркестра России — главного музыкального коллектива при проведении официальных мероприятий государственного значения. Это один из немногих военных оркестров в мире, в котором есть симфонический состав. Дирижер оркестра – заслуженный артист России, полковник Евгений Никитин – выпускник Московского военно-музыкального училища и военно-дирижерского факультета Московской консерватории, более 20 лет работает в коллективе.

Солистка оркестра Наталья Полянинова – заслуженная артистка России. Окончила Ульяновское училище по классу вокала и фортепиано, затем как вокалистка Саратовскую консерваторию им. Л.В. Собинова в классе профессора Л.А. Сметанникова. Уже на втором курсе консерватории стала солисткой Саратовского академического театра оперы и балета, с 2009 является солисткой Силезского театра в г. Опава (Чехия), много гастролирует, дает мастер-классы, частый член Жюри международных конкурсов.

Концерт, без сомнения, произвел впечатление на зрителей. Ребята внимательно слушали рассказ о композиторах и их сочинениях, особый интерес вызвала информация о технике песочной анимации. Будем ждать новых интересных концертов!

ведущая концерта

музыковед Наталья Родина


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*