Цветовая схема:
Размер текста:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.          Телефон: 33-30-40.        E-mail: muzuchkirukov@mail.ru 

8 (8342) 33-30-40

Встреча у «Открытого рояля»: Отчетный концерт фортепианного отделения

14 Мар 2019

Встреча у «Открытого рояля»:

отчетный концерт фортепианного отделения

Ежегодно студенты и преподаватели исполнительских отделений Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова «отчитываются» о проделанной за год работе, демонстрируя свои творческие достижения на сцене его главного концертного зала.

Череду выступлений традиционно первым открыло фортепианное отделение, пригласившее 11 марта 2019 года всех желающих ни много ни мало на встречу у «Открытого рояля» - именно так пианисты назвали свой концерт.

Ведущая мероприятия – заведующая фортепианным отделением Светлана Анатольевна Чиняева – в присущей ей легкой и доступной для разного зрителя манере пояснила, что же такое «Открытый рояль» в понимании устроителей концерта: «Рояль открыт, стоит на сцене, ждет, когда сядут за него молодые исполнители и попытаются выразить свою мысль. Открытый рояль – не только возможность качественно сыграть пиано и форте, но и готовность слушателей сопереживать игре исполнителей. Наконец, открытый рояль – это возможность для общения, и мы открыты к нему».

Программа концерта была выстроена достаточно демократично – исполнители распределились в алфавитном порядке от младших курсов к старшим. В этом году участниками «отчетника» стали 13 человек. Среди них те, кто находится только в самом начале обучения, и те, для кого учеба в училище завершается; кто уже имеет большой опыт выступления, и те, кто впервые вышел на сцену Большого концертного зала училища.

В концерте приняли участие ученики класса С.А. Антыгиной — Марина Денисова (1 курс) и Вячеслав Климов (2 курс); преподавателя – заслуженного работника культуры РМ О.А. Ведяшкиной — Юлия Серскова (4 курс); преподавателя – заслуженного деятеля искусств РМ Н.А. Ковешниковой — Владислав Десинов (3 курс); преподавателя В.А. Малышевой — Анастасия Родькина (подготовительное отделение)Алексей Визгалин (1 курс) и Мария Кочеткова (2 курс); преподавателя Н.Ю. Резеповой – Елизавета Суворова (2 курс); преподавателя – заслуженного работника культуры РМ Л.Г. Стеньшиной – Полина Кудрявцева (2 курс) и Анастасия Чучина (4 курс); преподавателя Н.Н. Толченниковой – Илья Канайкин (3 курс); преподавателя – заслуженного работника культуры РМ С.А. Чиняевой - Егор Абдрашитов (1 курс) и Мария Гунина (3 курс).

Разножанровая и разностилевая программа концерта включала сочинения западноевропейских (Ф. Лист, Ф. Шопен, Э. Григ) и русских (П. Чайковский, С. Рахманинов, Н. Метнер) романтиков, композиторов XVIII столетия (Л. Бетховен и И. Крамер) и музыкантов XX века (бразилец Э. Вила-Лобос и американец Аарон Копленд). За открытым роялем «встретились» такие непохожие авторы, подарившие слушателям много разной хорошей музыки!

Анализировать концертные выступления исполнителей, зная, сколько физических и душевных сил, времени было вложено при подготовке к выходу на сцену – задача не из легких, здесь никак не обойтись без субъективного мнения, которое ни в коей мере не претендует на полноту и универсальность.

Высокую планку в концерте задала пьеса Ф. Листа из швейцарского цикла «Годы странствий» — «Долина Обермана». Глубина содержания, масштабность формы, ярчайшие образные трансформации исходного материала (в этой пьесе композитор применяет свой излюбленный принцип монотематизма) передают изменчивые душевные настроения романтического героя — от безнадежного уныния до экстатических порывов.

Исполнение пьесы студентом 1 курса Егором Абдрашитовым – вдумчивым юным пианистом, что среди молодежи в наши дни большая редкость, оставило приятное впечатление. Егор большой труженик, по-хорошему «фанатеющий» от любимого инструмента и искренне относящийся к специальности, которую выбрал. Качественный звук, глубокое звучание нижнего и тончайшее пианиссимо верхнего регистров, - все очень музыкально, по-взрослому – этого у исполнителя не отнять. Несколько неоднозначное впечатление оставила трактовка сочинения по форме. При внешне свободном чередовании контрастных разделов, общей композиции сочинения, построенной на образных трансформациях одной и той же темы – «мотива вопроса» – не хватило цельности, неделимости, монолитности. Это вполне объяснимо: музыка Листа, с ее мощью, импрессией, страстью, самоотдачей требует гораздо большего не только исполнительского опыта, но и глубокого философского понимания жизни во всем ее многообразии. Перед первокурсником была поставлена сложная задача (это понятно, учитывая возраст студента), что, вероятнее всего, правильно с педагогической точки зрения – есть над чем думать, работать, а значит совершенствоваться, чего, несомненно, хочется пожелать Егору.

Юмористическое скерцо Аарона Копленда «Кот и мышь» в исполнении еще одного первокурсника - Алексея Визгалина, прозвучав сразу после «Долины Обермана», создало яркий стилистический контраст. Выразительная звукопись, яркость гармонических и фактурных элементов сочинения была точно подмечена в исполнении Алексея, оно выглядело убедительным и «вкусным», совершенно не чувствовалось сценического волнения. Было ощущение, что рояль на несколько минут стал палитрой ярких красок, которые мастерски смешивал исполнитель.

Лаконичность и простота, изящество и тонкость музыкально-поэтических образов музыки норвежца Э. Грига были верно подмечены в игре Марины Денисовой («Из юных дней» из «Лирических пьес») и Елизаветы Суворовой («Сердце поэта»).

Знаменитая 1 часть сонаты f-moll ор.2 №1 Бетховена в исполнении Марии Кочетковой, как сочинение крупной формы, несколько «выбивалась» из общей канвы концерта, сотканной исключительно из пьес, пусть и разных по масштабам и тематике, тем не менее, прозвучала органично.

Технически стабильно представили свои концертные номера Анастасия Родькина (Этюд e-moll И. Крамера) и Полина Кудрявцева (Э. Вила – Лобос «Полишинель»). В знаменитой пьесе «Полишинель» Вилла – Лобос использует своеобразный прием: партия правой руки выписана на белых клавишах, партия левой – на черных. В результате их очень быстрого чередования складываются остро диссонантные звучания. Удачно композиция «вписалась» в программу концерта, прозвучав свежо и ярко сразу после 1 части сонаты Бетховена.

Канайкин Илья был убедительным в своей подаче Прелюдии c-moll, ор. 23 С. Рахманинова. Ему вполне удалось передать бурный, напряженный драматизм, энергию и страстную взволнованность сочинения.

Популярные и любимые всеми знаменитые «Грезы любви» Ф. Листа, «На тройке» П. Чайковского и «Прелюдия g-moll» из ор. 23 С. Рахманинова никого не оставили равнодушными, хотя и здесь отмечалась зачастую своя «подача» материала, в некотором роде отличная от привычной трактовки.

В игре Климова Вячеслава («Грезы любви») хочется отметить красивое legato (кстати, мальчикам отлично удается этот штрих!), умение выстраивать фразу и вести ее к кульминации.

Мария Гунина («На тройке») покорила тонким звучанием «колокольцев» на тройке, образ был зримым и осязаемым. Однако немного не хватило «пения» в пальцах в основной теме сочинения – мелодии широкого дыхания, рисующей перед слушателями картины русских просторов.

Игра Десинова Влада («Прелюдия g-moll») отличалась простотой и авторским видением музыки, не склонном противопоставлять его духу и силе композиторского текста.

Завершали концерт пианисты-выпускники. Как и полагается, программа 4 курса отличается сложностью и уровнем задач, которые педагоги ставят перед студентами.

Исполнение «Сказки» b-moll Н. Метнера выпускницей Юлией Серсковой произвело несколько неоднозначное впечатление. Исполнительнице пока не достает более точного понимания замысла сочинения, но еще есть время доработать произведение до выступления на государственных экзаменах.

В исполнении Чучиной Анастасии прозвучали «Блестящие вариации» Ф. Шопена. И вновь масштабный опус, задуманный в популярном среди виртуозов того времени жанре «бравурных» вариаций с театрально-импозантной интродукцией, изящной, в духе итальянской оперы, орнаментикой мелодических фраз, «жемчужными» пассажами и искрометным финалом. Воистину пьеса-сцена, где от исполнителя требуется большая концентрация внимания, хорошая техническая подготовка и способность выстроить общую композицию сочинения, не потеряв ни единого штриха. Нельзя не отметить культуру звука исполнительницы и чуткость к красоте деталей. Наверное, не все получилось с первого раза так, как задумывалось, но надо понимать уровень сложности произведения Шопена, тем более что подобные сочинения должны «дозревать» на сцене.

Подводя итог, можно заключить, что творческий отчет пианистов прошёл на хорошем профессиональном уровне, оставив приятное впечатление. Студенты играли с удовольствием, получая заслуженные аплодисменты зрителей. Каждый выход на сцену – это новая ступень в накоплении опыта сценического мастерства.

В заключение концерта Светлана Анатольевна выразила благодарность всем исполнителям, преподавателям отделения и поблагодарила педагогов, подготовивших участников недавно завершившегося IV Межрегионального конкурса инструментального исполнительства «Юный виртуоз» в номинации «Фортепиано» и «Виртуоз мысли». Нужно отметить, что большая часть дипломов лауреатов конкурса в номинации «Виртуоз мысли» досталось студентам именно фортепианного отделения, что еще раз доказывает, что это разносторонние, вдумчивые ребята, с интересом осваивающие не только выбранную специальность, но и демонстрирующие крепкие знания и в дисциплинах теоретического цикла.

Спасибо всем исполнителям и их преподавателям за концерт! Спасибо за внутреннее обогащение прекрасной музыкой, которое воистину бесценно! Хочется пожелать молодым пианистам дальнейшего творческого развития, а выпускникам удачного поступления в музыкальные вузы страны и удачи на пути исполнительства!

музыковед Наталья Родина


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*