Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

В Саранске слушали Жерара Гризе

15 мар 2020

В Саранске слушали Жерара Гризе

Программа Виртуального концертного зала Саранского музыкального училища постепенно расширяет стилевые горизонты транслируемых выступлений. В марте нынешнего года для показа был выбран заключительный концерт фестиваля «Другое пространство» 2018 года, на котором впервые в России исполнялось сочинение Жерара Гризе «Акустические пространства».

Этот концерт по многим параметрам оказался уникальным. В нем соединились два значимых для нашей страны музыкальных события и одна яркая фамилия, без которой эти события не произошли бы. События – это фестиваль «Другое пространство», с каждым годом становящийся всё более популярным среди молодёжи, и факт исполнения огромного сочинения одного из основателей французской спектральной школы Жерара Гризе. Ну, а фамилия дирижёра Владимира Юровского уже знакома посетителям концертов Виртуального зала.

Во вступительном слове перед трансляцией музыковед А. Н. Рязанова рассказала о художественном руководителе фестиваля дирижёре Владимире Юровском и об особенностях программ фестиваля «Другое пространство». «Русский европеец» (так его называют, соединяя происхождение и образование) Владимир Юровский, подходя к своему 50-летию, стал одним из самых востребованных дирижеров мира.

В качестве руководителя фестиваля «Другое пространство» (с 2014 года) В. Юровский впервые в России исполнил такие знаковые для музыки ХХ века сочинения, как Симфония Берио, симфонический цикл «Группы» Штокхаузена, оперу-ораториию «Эль Ниньо» Адамса. Эти концерты стали крупнейшими событиями российской музыкальной жизни. Кроме исполнения таких важных сочинений, которые были написаны 20 – 30 лет назад, Юровский на каждом фестивале исполняет только что созданную музыку, в том числе очень молодых композиторов. И на этих концертах звучит много всего интересного. Осенью нынешнего года фестиваль пройдёт в седьмой раз, в объявленной программе сочинения Лигети, Шаррино, Куртага, Циммермана, Адамса, Ретинского, Раевой, Тарнопольского и других авторов.

Цикл «Акустические пространства» - сочинение из 6 частей, которые Гризе писал в течение 11 лет и которые замышлялись как отдельные сочинения, а затем сложились в цикл, где с каждым номером растет инструментальный

состав. 1 часть – Пролог для солирующего альта, 2 часть – пьеса с названием «Периоды» для 7 исполнителей, 3 часть – «Частицы» для 16 музыкантов, 4 часть – «Модуляции» для 33 музыкантов, 5 часть – «Переходы» для большого симфонического оркестра, 6 часть – «Эпилог» для четырех валторн и оркестра.

Жерар Гризе считается основоположником спектральной музыки, которая основывается на компьютерной аналитической работе с обертоновым звукорядом, предшествующей композиторской работе. Спектральный анализ звука использует дискретное преобразование Фурье, быстрое преобразование Фурье и спектрограммы. Музыкантам, как видим, совершенно необходимы знания в области математики и физики музыкального звука.

При трансляции слушателям было предложено познакомиться со вступительным словом ведущего всех концертов «Другого пространства» Рауфа Фархадова и прослушать пятую и шестую части цикла, те, что исполняются симфоническим оркестром. Сочинение Гризе оказало сильнейшее эмоциональное воздействие на слушателей. В. Юровский при исполнении использовал световые эффекты – в наиболее драматические моменты в зале погас свет, символизируя полную гибель. Трагические диалоги валторнистов (голос их инструмента был сдавлен сурдиной) и оркестра, в котором роковой образ символизировали удары большого барабана, кому-то напомнили сцену казни из «Эгмонта» Бетховена, кому-то – коду первой баллады Шопена, кто-то просто размышлял о гибели всего живого под натиском злых сил.

Современный музыкальный язык, расширенный состав оркестра, необычные звуковые эффекты сделали знакомые по классической музыке драматические коллизии необычайно современными и актуальными. При записи концерта операторы Московской филармонии чутко откликались на музыкальные события партитуры, показывая необычные для симфонического оркестра инструменты (их можно было хорошо рассмотреть). Кроме того, в полном соответствии с партитурой, в которой сонорные звучания (они комплексные, в них отдельный инструмент не прослушивается) чередовались с более привычными самостоятельными оркестровыми тембрами, операторы давали то общий план, то акцентировали оркестровые группы. Для слушателей этот приём стал своеобразной «подсказкой». Можно было не только услышать, но и увидеть многократно повторяющийся звук ми большой октавы в партии органа. Именно преобразования этого звука стали исходным материалом для создания всей композиции.

Молодёжная аудитория концерта в Московской филармонии хорошо корреспондировала со студенческой публикой нашего концертного зала. Думаю, что трансляции записей современной музыки можно продолжить.

А. Н. Рязанова


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*