Студенты СМУ им. Л.П. Кирюкова на опере Р. Леонкавалло «Паяцы»
28 сентября 2019 года в рамках Года театра студенты 1 курса (ФО, ОСИ, ОНИ, ДХО, ВО) побывали в Государственном музыкальном театре им. И.М.Яушева на опере Р.Леонкавалло «Паяцы».
В театр мы пришли заранее, чтобы успеть посетить экскурсию, где нам рассказали об истории музыкального театра и его современных буднях. В музее музыкального театра руководитель литературно-драматической части Государственного музыкального театра им. И.М. Яушева, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой театрального искусства МГУ им. Н.П. Огарёва Юрий Алексеевич Кондратенко рассказал много интересного об истории театра, которая началась 1 сентября 1935 года. Театр не раз реорганизовывали, меняли его статус и официальное название, а также профессиональные требования и задачи.
В 1969 году он был реорганизован в два театра: Мордовский государственный театр драмы и Театр музыкальной комедии. В 1992 году театр музыкальной комедии преобразован в Государственный музыкальный театр Республики Мордовия, а в 1994 году — театру присвоено имя заслуженного артиста РСФСР и народного артиста Мордовской АССР, выдающегося солиста театра Иллариона Максимовича Яушева. В сентябре 2011 года труппа театра переехала в новое красивое здание с залом вместимостью на 714 мест и сценой площадью 400 м². Во время часовой прогулки по зданию музыкального театра мы не только посетили зрительный зал, нам удалось посмотреть, как устроено закулисье, то есть как устроен театр изнутри.
Музыкальный звонок пригласил нас в зал, и вот спектакль начался. «Паяцы» — лучшая и наиболее популярная опера Р. Леонкавалло. Музыка Леонкавалло достигает своей величайшей мощи в передаче человеческих страстей: любви, ревности, ненависти, зависти и коварства, предательства, страдания и смерти. Не случайно в основе сюжета оперы лежит реальный случай убийства из ревности.
В прологе, когда звучит оркестровое вступление, занавес ещё закрыт, но неожиданно на сцене появляется клоун Тонио (заслуженный артист РМ Александра Лобурёв) и проникновенно исполняет арию о том, что эмоции и чувства, которые разыгрывают актеры на сцене, искренни, и артисты так же любят, страдают и ненавидят, как и другие люди. И эти чувства и страдания являются главной темой оперы.
Действие происходит в небольшой деревне на юге Италии, в которую приезжает труппа бродячих артистов. Хозяин труппы Канио (народный артист РМ Сергей Семенов) приглашает всех горожан посмотреть на веселый фарс, рассказывающий о любовном треугольнике между Паяцем, Коломбиной и Арлекино. Однако сюжет спектакля перемешивается с реальными судьбами героев.
Прима труппы Недда (Коломбина) изменяет ревнивому мужу Канио (Паяц). Недда (заслуженная артистка РМ Наталья Макарова) мечтает о любви. Ее новым возлюбленным становится молодой крестьянин Сильвио (Джоник Окропиридзе). Мужчина предлагает актрисе бросить супруга и сбежать вместе с ним, но девушке не хватает смелости, и она продолжает играть свою роль в спектакле.
Комедиант Тонио, тоже влюбленный в итальянку, получает от Недды отказ и решает отомстить за оскорбление, рассказав обманутому Канио о похождениях его супруги.
Далее события разворачиваются стремительно. И действие комедии, которую играют актёры на подмостках, неожиданно переплетается с реальными событиями, происходящими с ними в жизни.
На свидание с Неддой приходит Сильвио, который умоляет её бросить скитальческую жизнь и остаться с ним. Неожиданное появление Канио, которого привел Тонио, прерывает свидание. Сильвио скрывается. Ревнивец Канио требует от Недды назвать имя любовника. Тонио успокаивает хозяина: правда откроется, любовник Недды обязательно придёт на представление и чем-нибудь выдаст себя.
Кульминацией оперы, ее эмоциональным центром является партия Канио "Смейся, паяц, над разбитой любовью", которая завершает первое действие. Это одна из самых известных в мире мелодий. Канио узнаёт о неверности жены, его сердце разбито, но он артист, и представление должно состояться. Мучительно страдая, он входит в ненавистный ему теперь театр, чтобы переодеться для спектакля.
Второе действие оперы начинается со спектакля в спектакле — он дается на импровизированных подмостках. Сюжет разыгрываемой актёрами пьесы близок к их жизненной драме. Таддео (Тонио) любит Коломбину (Недду), которая, однако, отдаёт предпочтение Арлекину (Беппо). Любовное свидание прерывает Паяц (Канио). Прощальные слова Коломбины, обращённые к Арлекину, потрясают его. С новой силой вспыхнула ревность и, обезумев от ярости, Канио ударом ножа убивает Недду, а затем и Сильвио, бросившегося к возлюбленной. "Комедия окончена!" – восклицает Канио. Он совершает страшное преступление, ставя кровавую точку и в жизни, и на сцене. Мелодией «Смейся, Паяц», звучащей в оркестре, завершается эта опера.
Эта история о том самом чувстве, которое заставляет нас идти на самые глупые и опрометчивые поступки, – о любви. Помимо радости она приносит боль, разочарование, потери, а затем — звенящую пустоту.
Прекрасный спектакль, гениальная музыка! Мы получили большое удовольствие от постановки. Исполнение — на достаточно высоком уровне, что радует. Море эмоций, яркие костюмы, декорации, музыка, дирижёр, оркестр, хор, солисты – все было прекрасно. Опера была исполнена артистами на одном дыхании. В зале публика долго не отпускала исполнителей. Все получили заряд эмоций от хорошо проведенного вечера.
Л.Н.Вавилова