Цветовая схема:
Размер текста:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108. Телефон: 33-30-40.  E-mail:muzuchkirukov@mail.ru
8 (8342) 33-30-40

Сквозь призму времени – «Его величество КЛАВЕСИН».

21 Фев 2018

Сквозь призму времени – «Его величество КЛАВЕСИН».

15 февраля малый зал Саранского музыкального училища превратился в гостиную, наполненную удивительными звуками старинной музыки. Здесь в продолжение мероприятий проекта фортепианного отделения «Сказки старого клавесина» состоялся концерт «Сквозь призму времени…». В наши дни, наполненные суетой, постоянным движением, динамикой и напряжением, организаторы этой музыкальной встречи сделали настоящий подарок любителям искусства – вечер гармонии, спокойствия и музыкального наслаждения. Главным героем на протяжении всего мероприятия был «Его величество Клавесин», который раскрыл перед слушателями все грани своих возможностей в умелых руках преподавателя этого инструмента  Данчиной Екатерины Юрьевны.  Он был то трогательным и нежным, то шаловливым, то по-философски рассудительным и задумчивым.

Предварил звучание инструмента рассказ ведущей Асановой Софьи Булатовны. Она поведала об истории возникновения клавесина, о секретах его устройства и приемах звукоизвлечения. Интересное повествование сопровождалось красочной презентацией, которая помогала перенестись присутствующим в старинные салоны, на церемонии и праздники, познакомиться с клавесинами мастеров разных стран и времен, композиторами, создававшими неповторимые творения для этого инструмента.

Слушателям была представлена программа, состоящая исключительно из произведений композиторов эпохи Барокко с ее утонченными нравами, пышными празднествами и удивительно ароматной музыкой. Именно в этот период клавесин занял господствующее положение в группе клавишных щипковых инструментов. Он звучал и на   торжественных церемониях, и в многочисленных аристократических салонах, и гостиных, и в оперном театре.

На протяжении XVI – XVII веков клавесин выступал в роли ведущего участника камерно-инструментальных ансамблей, солирующего инструмента,  а также в качестве аккомпанирующего инструмента – континуо – в оперном и симфонических оркестрах. Все эти роли клавесина удалось раскрыть участникам концерта «Сквозь призму времени…»

Программу мероприятия составили произведения композиторов разных клавирных школ. Со школой английских верджинелистов присутствующие познакомились, слушая обработку народной песни «Jhon come kisse me now» Уильяма Бёрда.  Незамысловатая танцевальная мелодия, элементарная гармонизация, четкий ритм создали народный колорит, отражающий дух того времени.

Французская школа с ее изящной утонченностью и изысканностью была представлена «Бестактовой прелюдией Фа мажор» Луи Куперена. Для этого жанра композитор придумал оригинальный способ нотации (почти все ноты записываются как целые, а фразировка и прочие аспекты исполнения передаются многочисленными изящными линиями). Необычная для нас  запись нот прелюдии демонстрировалась на слайде, и слушатели с удовольствием наблюдали, с какой виртуозностью импровизирует Екатерина Данчина.

Юмористическая пьеса «Мошка»  из танцевальной сюиты №6 Франсуа Куперена продолжила знакомство с французскими клавесинистами. Приемы звукоизобразительности, обилие мелизмов придали пьесе легкость и полетность.

Сильно и ярко была исполнена «Токката Терца» одного из самых ярких представителей итальянской школы Джироламо Фрескобальди.  Токката поразила импровизационным характером, причудливой мелодией, которая переплеталась с пассажами, виртуозными гаммами, неожиданными гармониями.

В концерте присутствовала необычная интерпретация произведения Доменико Скарлатти. Композитор в авторской ремарке к Сонате К.81 указывает, что соната может исполняться скрипкой (флейтой) с цифрованным басом. Прозвучала II часть Сонаты К.81 в исполнении домры (Сенькина Г.Н.) и генерал-баса на клавесине (Данчина Е.Ю.). Такое сочетание тембров ничуть не нарушило характера произведения и его стилистику, напротив, оно воспринималось оригинально и свежо.

Ярким примером камерно-инструментальной музыки стала «Фолия»  композитора-скрипача Арканджелло Корелли. «Фолия» - тема (народная песня португальского происхождени) с двадцатью тремя вариациями -представляет собой своеобразную сжатую «энциклопедию» скрипичной техники XVII века. Партию альта в этом знаменитом произведении исполнила солистка музыкального театра Марина Вечкензина, продемонстрировав целую палитру вариационных приемов.

«Канон ре мажор» И.Пахельбеля стал образцом музыки немецкой школы. Произведение в исполнении квартета гитаристов «Золотые струны» (руководитель заслуженный работник культуры РМ Гудулина О.А.) покорило слушателей интересным сочетанием вертикали и горизонтали музыкальной фактуры, заворожило стройностью, гармонией, совершенством голосоведения.

Кульминацией концерта стала «Кофейная кантата» И.С. Баха, которую композитор написал по заказу кофейного дома Циммермана в Лейцпиге. Это первое произведение искусства, посвященное этому напитку и с тонким юмором прославляющее его мир. Ключевая ария кантаты: «Ах! Как сладок вкус кофе! Нежнее, чем тысяча поцелуев, слаще, чем мускатное вино!» была ярко, колоритно и виртуозно исполнена Турнаевой Е.В. (сопрано), Новгородовой Л. (флейта), Данчиной Е. (клавесин). Прозвучавшая на немецком языке солнечная ария великого немецкого композитора завершила концерт.

Неповторимая атмосфера умиротворенной старины царила в зале на протяжении всего концерта. И слушатели, и ведущая, и исполнители  завороженно внимали прекрасным звукам «Его величества Клавесина».

Хочется выразить слова признательности организатору, составителю программы, создателю презентации, главному солисту – исполнителю Е.Ю. Данчиной и всем участникам этого прекрасного вечера барочной музыки, который был организован и проведен с большим художественным вкусом, интеллигентно, стильно и познавательно.

Зав. методическим отделом

Антонова Е.А.

 

 


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*