Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

«Не исчезай» (концерт памяти поэта Е. Евтушенко)

7 мая 2018

«Не исчезай» (концерт памяти поэта Е. Евтушенко)

«Поэт в России больше, чем поэт» — вряд ли в современной России многие помнят, что эти слова принадлежат Евгению Евтушенко, он это написал в 1965-м. Звучит как гражданский манифест, и сказано это, конечно, не только про великих, но и про себя самого.

1 апреля 2017 года на 85 году жизни в американском городе Талсу от сердечного приступа умер талантливый поэт Евгений Евтушенко. Автор более 130 поэтических книг на русском и более 1000 книг в переводе на 72 языка мира. Автор романов «Ягодные места», «Не умирай прежде смерти». Исполнитель роли Циолковского в фильме Саввы Кулиша «Взлет». Режиссер фильмов «Детский сад» и «Похороны Сталина». Лауреат множества литературных премий. Отец пятерых сыновей! Для Евгения Евтушенко давно пора придумать отдельную Книгу рекордов. Он объездил 96 стран - и везде общался без переводчиков. Предсмертная воля поэта была выполнена – 13 апреля его похоронили в поселке литераторов Переделкино, рядом с могилой Бориса Пастернака, его любимого писателя и поэта.

На стихи Евтушенко написано немало прекрасных песен Э. Колмановским, А. Бабаджаняном, Ю. Саульским, Д. Тухмановым, А. Эшпаем, Г. Пономаренко. Хорошо известны песни Евтушенко в телефильмах «И это всё о нём» (музыка Е. Крылатова), «Ирония судьбы или с легким паром» (музыка М. Таривердиева). В концерте памяти поэта, который состоялся 25 апреля 2018 года в Саранском музыкальном училище им. Л.П. Кирюкова прозвучали любимые многими песни. Своеобразным эпиграфом концерта стала премьера песни композитора Мордовии, преподавателя училища Сергея Терханова на стихи Евгения Евтушенко «Идут белые снеги», прозвучавшая в исполнении студента училища, солиста Мордовской государственной филармонии Вячеслава Зобкова и концертмейстера Татьяны Новоженовой.

Уходят из жизни последние наши кумиры времен «оттепели» прошлого века, шестидесятники. Друзья не говорят «умер», говорят: он отошел в вечность. Отошел больше, чем поэт, меньше, чем поэт, — о таких вещах полагается судить потомкам, а не современникам. Хотя пора уже начинать, ведь ушел последний из знаменитых идеалистов эпохи, и страница истории с заголовком «шестидесятые» уже перевернута.

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Сибири, на станции Зима Иркутской области. В Зиме прошли незабываемые детские годы поэта.

Откуда родом я?

Я с некой

Сибирской станции Зима,

Где запах пороха и снега

И запах кедров и зерна…

И сосны справа, сосны слева,

и визг девчат, и свист парней,

и кони седы, будто сделал

мороз из инея коней!

Лететь, вожжей не выпуская!

Кричать и петь, сойти с ума,

и - к черту все!.. Она такая -

зима и станция Зима!

К сожалению, дом поэта не сохранился, но остался дом его дяди, в котором в настоящее время открыт музей Евтушенко.

Евгений с раннего детства считал и ощущал себя Поэтом. Его сочинительство поддерживается родителями, которых Евгений Александрович не раз вспоминал с благодарностью. Он рос в творческой семье: отец - Гагнус Александр Рудольфович, геолог по профессии был поэтом-любителем, а мать - Евтушенко Зинаида Ермолаевна, актрисой, солисткой театра им. Станиславского.

С малых лет родители прививали Жене любовь к книгам: читали вслух, пересказывали занятные факты из истории, обучая малыша чтению. В последующие годы, несмотря на то, что у Александра Рудольфовича образовалась другая семья, он продолжал воспитание сына поэзией.

Зинаида Ермолаевна не препятствовала встречам Жени с отцом, а еще раньше, когда писала ему письма, посылала стихи сына, в которых уже попадались интересные строки и рифмы. Евтушенко – фамилия его матери, которая сознательно поменяла ее на свою девичью. Это и неудивительно. Глава семейства Александр Рудольфович был наполовину немцем, наполовину прибалтом. Чуть позже, во время эвакуации периода Великой Отечественной войны, дабы избежать проблем с документами, матери пришлось поменять и год в свидетельстве о рождении Евгения с 1932-го на 1933-й.

Мать верила в способности сына и отдавала себе отчет в ценности его ранних опытов. Она хранила тетради и отдельные листки со стихами. Будучи солисткой театра им. Станиславского, и имея музыкальное образование (а надо сказать, что Зинаида Ермолаевна окончила музыкальное училище Ипполитова-Иванова) она часто собирала дома артистов и поэтов. Именно от матери у Евгения Александровича любовь к русской песни. До самой смерти Зинаида Ермолаевна оставалась самым близким человеком для сына.

Уходят наши матери от нас,

уходят потихонечку, на цыпочках,

а мы спокойно спим, едой насытившись,

не замечая этот страшный час.

Уходят матери от нас не сразу, нет —

нам это только кажется, что сразу.

Они уходят медленно и странно

шагами маленькими по ступеням лет.

Все удаляются они, все удаляются.

К ним тянемся, очнувшись ото сна,

но руки вдруг о воздух ударяются —

в нем выросла стеклянная стена!

Мы опоздали. Пробил страшный час.

Глядим мы со слезами потаенными,

как тихими суровыми колоннами

уходят наши матери от нас...

Евгений рос и учился в Москве, посещал поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом Литературного института, в 1957 году исключен за выступления в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». Печататься начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете «Советский спорт» датированы 1949 годом. Самый молодой член Союза писателей СССР, был принят в Союз в 1952 году. Лирику Евтушенко нередко обвиняли в пафосе, декларативности, излишнем самолюбовании, однако простые, яркие и ритмичные стихи находили путь к тысячам сердец, поскольку рисовали портрет современности, были на острие повестки дня и при этом говорили о важном, нравственном, вечном.

С молодым задором декларируя собственную разность, поэт упивается разнообразием окружающего его мира и жизни и искусства, готов вобрать его в себя во всем богатстве. Отсюда буйное жизнелюбие его стихов рубежа 1950-60-х годов. Евтушенко стал пионером нового формата взаимодействия с публикой – концертов-декламаций. Эти праздники поэзии собирали целые стадионы.

Нет, мне ни в чем не надо половины!

Мне – дай всё небо! Землю всю положь!

Моря и реки, горные лавины

Мои – не соглашаюсь на делёж!

Нет, жизнь, меня ты не заластишь частью.

Всё полностью! Мне это по плечу!

Я не хочу ни половины счастья,

Ни половины горя не хочу!

На исходе 1950-х годов Евтушенко во весь голос заговорил о гражданственности. Именно его признали первым трибунным поэтом эстрады и телевидения, площадей и стадионов, да и сам он, не оспаривая этого, всегда горячо ратовал за права слова звучащего. Он в самой толще общественно-политической жизни страны. Его можно видеть в обществе первых лиц государств. Кстати, отношения Евтушенко со власть предержащими во все времена были более чем благоприятными. Он был обласкан при Советской власти и умел дружить с руководителями новой России. Даже тогда, когда в 1991 покинул страну, переехав на постоянное место жительства в Америку. Справедливости ради стоит отметить: в Россию он старался приезжать регулярно, проводя если не все лето, то хотя бы один из летних месяцев на даче в Переделкине. И обязательно выступал, на абсолютно разных площадках. Его выступления всегда становились крупным событием как литературной, так и общественной жизни: «Бабий Яр», «Наследники Сталина», «Письмо Есенину», «Танки идут по Праге», «Афганский муравей». Эти вершинные явления гражданской лирики Евтушенко не носили характера одноразового политического действия. Так, поэма «Бабий Яр» была переведена на 72 языка мира!

…Это было в сентябре 1941 года. Фашистские войска заняли Киев. Через несколько дней под предлогом эвакуации на его окраине, у огромного оврага под названием Бабий Яр, были собраны все евреи города. В первый же день было расстреляно тридцать тысяч человек. Несколько дней подряд слышали окрестные жители пулеметную стрельбу. Два года спустя, когда пришло время отступать с захваченной земли, фашисты стали лихорадочно уничтожать следы преступления. В овраге раскапывали огромные рвы, где штабелями, по нескольку рядов, были свалены трупы. Сотни пленных строили огромные печи, где трупы сжигались. Пленные знали — придет и их черед. Некоторые решились на отчаянно дерзкий побег, четырем или пяти удалось спастись. Они и рассказали миру об ужасах Бабьего Яра. Об этом — стихи Евтушенко. Об этом и 13 симфония Дмитрия Шостаковича.

Вскоре после 13 симфонии появится еще одно сочинение Шостаковича на стихи Евтушенко – Вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина». На этот раз Шостаковича привлекла поэма «Братская ГЭС». В произведении, посвященном гигантской «стройке коммунизма» — гидроэлектростанции на Ангаре, — есть эпизоды, говорящие о нашем прошлом. Один из них повествует о вожде повстанцев XVII века казацком атамане Степане Разине. Собственно, Разина в поэме нет. Поэт рисует картину волнующегося человеческого моря. Возбуждение, злорадство, стихийный разгул страстей и противостоящее ему мудрое человеческое достоинство.

В 2014 году Евтушенко был шокирован событиями в Украине. Кадры пылающего Майдана глубоко потрясли поэта. В ночь с 18 на 19 февраля, во время ожесточенных боев активистов с силовиками, поэт написал стихотворение, посвященное событиям последних двух дней.

Нэнька предков моих – Украина,

во Днепре окрестившая Русь,

неужели ты будешь руина?

Я боюсь за тебя и молюсь.

Здесь идут, как на стенку стенка,

брат на брата, а сын на отца.

Вы, Шевченко и Лина Костенко,

помирите их всех до конца!

Что за ненависть, что за ярость

и с одной, и с другой стороны!

Разве мало вам Бабьего Яра,

и вам надо друг с другом войны?

В 60-е годы XX века случился настоящий расцвет поэзии. С «оттепелью» в СССР один за другим распустились таланты Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной, Булата Окуджавы и многих других.

Несмотря на многообразие литературной жизни, настоящим трибуном поколения «шестидесятников» стал Евгений Евтушенко. Он пишет легко, рифма к рифме идет сама собой, он играет словами, звуками. Осознавая себя поэтом нового поколения, Евгений Александрович громко заявил об этом программным стихом «Лучшему из поколений».

Евгений Евтушенко был в официальном браке четыре раза. Он не раз признавался, что сохранил доброжелательные отношения со своими супругами. И детей своих не бросал. Умение расставаться друзьями - особый талант, который был ему дарован вместе с литературным.

Первая супруга – известная поэтесса Белла Ахмадулина, с которой в юности он состоял в творческом союзе. Евгений Александрович вспоминал, что она выглядела не реальной женщиной, а была похожа на произведение искусства. В нее влюблялись все, да и невозможно было не влюбиться. Именно ей, поэтессе с певучим голосом, он посвятит стихотворение, которое впоследствии прозвучит песней в знаменитом фильме «Ирония судьбы».

Евгений вспоминал, что ссорились они с женой часто, но так же быстро мирились, потому что по-настоящему самозабвенно любили друг друга, как и стихи, написанные каждым из них. С горечью вспоминал он, что когда Белла захотела иметь ребенка, он воспротивился, считая, что недалеко еще ушел от возраста юнца. «Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе». Но убитый по настоянию отца ребенок отнял у поэта Евгения Евтушенко несоизмеримо большее - он отнял у него любовь его несравненной Беллы. Они разошлись, прожив вместе два года.

Второй женой поэта стала Галина Семёновна Сокол-Луконина, бывшая супруга его друга Михаила Луконина. Евгений Александрович признавался, что «ни разу не перешагнул черты, пока их брак с Мишей и его брак с Беллой не начали разваливаться...». Потом он признавался, что испытывал перед Лукониным чувство вины, хотя поэты продолжали дружить.

Галина Семеновна не могла иметь детей, и в 1968 году пара усыновила мальчика Петю (В 2015 году приемный сын поэта Петр, ставший художником, умер в Москве). Родительство не уберегло семью от распада. Галина была мощной личностью, «кремень», как пишут современники. Иногда она критиковала мужа, упрекала в недостатке характера. Поэт ощущал себя под прессингом. «Я еще любил ее, но уже старался влюбиться в кого-нибудь, именно старался…», - вспоминал Евтушенко об истории их разрыва.

Поклонница из Ирландии Джен Батлер вскружила голову Евтушенко, став вследствие его третьей супругой. От нее у поэта два сына: Антон и Александр. Отношения продлились 12 лет. Они стали охладевать после рождения второго, тяжелобольного сына. Жена, обремененная двумя детьми, не могла сопровождать мужа в бесконечных творческих командировках. Так все и сошло на нет.

Летом 1986 года в Петрозаводске поэт встретил свою четвертую музу, выпускницу медучилища Марию Новикову. Она попросила у мэтра автограф для мамы. А уже 31 декабря влюбленные поженились. Впоследствии поэт посвятил своей молодой жене строки:

Последняя попытка стать счастливым,

Как будто призрак мой перед обрывом

И хочет прыгнуть ото всех обид

Туда, где я давным-давно разбит...

Несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте, «попытка стать счастливым» получилась совсем не призрачная и не трагическая. Супруги 30 лет прожили в любви и согласии - до самой кончины поэта, подарив друг другу сыновей Евгения и Дмитрия.

Поэзия Евгения Евтушенко такая искренняя и такая точная, подкупающая доступностью и простотой. Евтушенко был легендой, и в свои уже очень ранние годы, и в зрелые он жил по собственной формуле: поэт в России - больше, чем поэт. И он действительно был больше, чем поэт - он был гражданин с ярко выраженной гражданской позицией, поэт грандиозного таланта, человек с большой буквы, любящий сын своей Родины. К нему было достаточно противоречивое отношение, но равнодушных людей вокруг него не было. Вместе с ним ушла целая эпоха.

Зашумит ли клеверное поле,

заскрипят ли сосны на ветру,

я замру, прислушаюсь и вспомню,

что и я когда-нибудь умру.

Но на крыше возле водостока

встанет мальчик с голубем тугим,

и пойму, что умереть — жестоко

и к себе, и, главное, к другим.

Чувства жизни нет без чувства смерти.

Мы уйдем не как в песок вода,

но живые, те, что мертвых сменят,

не заменят мертвых никогда.

Кое-что я в жизни этой понял,—

значит, я недаром битым был.

Я забыл, казалось, все, что помнил,

но запомнил все, что я забыл.

Понял я, что в детстве снег пушистей,

зеленее в юности холмы,

понял я, что в жизни столько жизней,

сколько раз любили в жизни мы.

Понял я, что тайно был причастен

к стольким людям сразу всех времен.

Понял я, что человек несчастен,

потому что счастья ищет он.

В счастье есть порой такая тупость.

Счастье смотрит пусто и легко.

Горе смотрит, горестно потупясь,

потому и видит глубоко.

Счастье — словно взгляд из самолета.

Горе видит землю без прикрас.

В счастье есть предательское что-то —

горе человека не предаст.

Счастлив был и я неосторожно,

слава богу — счастье не сбылось.

Я хотел того, что невозможно.

Хорошо, что мне не удалось.

Я люблю вас, люди-человеки,

и стремленье к счастью вам прощу.

Я теперь счастливым стал навеки,

потому что счастья не ищу.

Мне бы — только клевера сладинку

на губах застывших уберечь.

Мне бы — только малую слабинку —

все-таки совсем не умереть.

Он угас, но не угаснет память о нем, также как и малая планета Солнечной системы – звезда под №4234, названная в его честь Крымской обсерваторией…

Особые слова благодарности хочется сказать всем тем, кто в этот вечер был на сцене. Чудесным образом для каждого исполнителя нашлась «своя» песню на стихи поэта. Артистичный, сценичный, с красивым «магомаевским» баритоном Вячеслав Зобков («Идут белые снеги», муз. С. Терханова, «Чертово колесо» и «Твои следы» - обе на муз. А. Бабаджаняна), романтичная Елена Гончаренко («Не спеши…», муз. А. Бабаджаняна, концертмейстер Татьяна Новоженова), задумчивая Наталья Семенова («Бежит река», муз. Э. Колмановского), не по возрасту взрослая в песне «Я люблю тебя больше природы» (муз. Р. Паулса) студентка 3 курса Яна Карпова. Проникновенно, тепло, «по-домашнему уютно» прозвучала знаменитая песня «Со мною вот что происходит» (муз. М. Таривердиева) в исполнении Сергея Сонина под гитарный аккомпанемент Александра Авдонина. Философски-исповедальная «Сережка ольховая» (муз. Е. Крылатова) стала на этот вечер девичьей песней, прозвучав в интерпретации ансамбля «Вдохновение» (руководитель и концертмейстер Наталья Родина), а мужская по духу и стилю композиция «Хотят ли русские войны» (муз. Э. Колмановского) обрела новую «женскую» трактовку в исполнении ансамбля «Новая вера» (руководитель Олег Генералов, концертмейстер Ирина Осипова).

В концерте звучали стихи Евтушенко как в исполнении автора, известных российских актеров (разумеется, в видеозаписях), так и в прочтении студентов училища. И надо сказать, наши ребята могли бы посоперничать со звездами сцены! Студенты Александр Баринов, Елизавета Суворова, Алина Саркина и Олег Парусов добавили и без того теплой атмосфере вечера особую нотку, прочитав «Зашумит ли клеверное поле». Финальной точкой концерта стало прочтение стихотворения поэта «Не исчезай». Музыкальным фоном для него стало прекрасное исполнение студентками Анастасией Чучиной (фортепиано) и Ксенией Нарваткиной (виолончель) «Прелюдии № 4, ми-минор» Ф. Шопена.

Мне, как режиссеру, автору сценария и ведущей вечера хочется еще раз высказать самые искренние слова благодарности, как исполнителям, так и зрителям в зале, которые вместе с нами, участниками концерта, погрузились в царивший на сцене мир поэзии и музыки. Произошло действительно слияние душ! И в этом заслуга талантливого поэта Евгения Александровича Евтушенко, который, бесспорно, в России больше чем поэт!

 

Автор статьи музыковед Наталья Родина


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*