Цветовая схема:
Размер текста:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.          Телефон: 33-30-40.        E-mail: muzuchkirukov@mail.ru 

8 (8342) 33-30-40

Музыка сцены:страницы истории музыкального театра Мордовии

4 Окт 2019

Музыка сцены:

страницы истории музыкального театра Мордовии

Одной из интереснейших встреч в рамках Года театра стало прошедшее 30 сентября 2019 года в Большом зале Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова тематическое мероприятие «Музыка сцены: страницы истории музыкального театра Мордовии». Автор идеи – музыковед Нина Михайловна Ситникова – выступила в роли театрального летописца. И не без основания: это почетное звание по праву принадлежит ей – историку театра, критику, педагогу, автору и ведущей телепрограмм и радиопередач, музыковеду, известному в Мордовии и за ее пределами.

Нина Михайловна Ситникова – Заслуженный деятель искусств МАССР, Лауреат премий Главы РМ, член Союза композиторов и Союза театральных деятелей России. Она автор книги для школьников «От песни до симфонии, или Давайте слушать музыку!» (1989), монографии «Музыка сцены: статьи, очерки, рецензии» (2013), более 300 статей, посвященных развитию профессиональной музыки и музыкально-театральной культуры республики. Вот только некоторые из них: «В Саранске есть своя опера. Беседа с режиссером М. Трофимовым» (1994), «Праздник, который пока с нами. В музыкальном театре премьера: «Севильский цирюльник» (1994), «Артистка: к 70-летию Беспаловой» (1995), «Опера «Паяцы»: Комедия жизни и смерти» (1997), «Десятая опера Юшковой по роману Вальтера Скотта: Премьера оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» в музтеатре им. Яушева» (1999) и др.

Под занавес уходящего 2019 года, объявленного Президентом России В.В. Путиным Годом театра, Нина Михайловна Ситникова решила познакомить новичков – студентов училища – с удивительным и увлекательным миром Музыкального театра Республики Мордовия, а более взыскательной публике – истинным любителям оперы – еще раз напомнить основные вехи его истории.

Государственный музыкальный театр оперы и балета Республики Мордовия начал свой творческий путь в 30-е годы XX столетия. За это время он претерпел несколько реорганизаций: был оперным, музыкально-драматическим, театром музыкальной комедии. С 1994 года носит название «Музыкальный театр имени И.М. Яушева».

Краткая историческая справка*

1935 год. В Саранске создан театр музыкальной комедии с труппой около 80 человек.

Первая постановка — оперетта австрийского композитора Карла Миллёкера «Нищий

 студент».

1937 год. Театр преобразован в Мордовский государственный театр оперы и балета.

1941 год. Театр оперы и балета объединен с театром драмы и ансамблем песни и пляски.

1943 год. Премьера первого национального мордовского музыкально-эпического спектакля — драмы «Литова» по пьесе П. Кириллова.

1944 год. Премьера первой в Мордовии оперы Л. П. Кирюкова «Несмеян и Ламзурь».

1959 год. Театр стал Государственным музыкально-драматическим театром Мордовской

АССР.

1969 год. Музыкально-драматический театр разделён на два театра: драматический и 

музыкальной комедии (с объединенной дирекцией и в одном здании).

1992 год. Театр музыкальной комедии преобразован в Государственный музыкальный театр Республики Мордовия.

1994 год. Театру присвоено имя заслуженного артиста РСФСР и народного артиста

Мордовской АССР, выдающегося солиста театра Иллариона Максимовича Яушева.

*информация с официального сайта Государственного музыкального театра имени И.М. Яушева

Название и ход встречи были определены содержанием книги Н.М. Ситниковой «Музыка сцены», вышедшей в 2013 году, и удостоенной Премией Главы Республики Мордовия. Эта монография – результат многолетней исследовательской работы, и, пожалуй, единственное в своем роде издание, повествующее о становлении и развитии театрального искусства в Мордовии.

Первая часть монографии – «Театральная летопись» - включает статьи, рецензии, посезонные обзоры театральной жизни Мордовии, отклики на различные события, вопросы сценической выразительности, зарисовки выступлений актеров, гастроли коллективов сторонних театров и т. д.

Вторая часть книги – «Действующие лица» - очерки о тех, для кого Театр не просто профессия, но потребность души и, пожалуй, главное содержание жизни. Творческие портреты певцов, дирижеров, хормейстеров читаются как единый роман, создавая яркую картину своего времени.

Миссия театрального критика – дело ответственное! «Ты должен посмотреть спектакль, ты должен быть абсолютно наивным в момент смотрения, удалить все посторонние влияния на тебя, поглотить произведение и оформить свои ощущения в художественную форму, то есть передать впечатления от спектакля и заразить этим впечатлением – негативным или позитивным – читателя…», - справедливо замечает историк театра Анатолий Смелянский.

Статьи, рецензии, театральные обзоры Н.М. Ситниковой отличаются глубиной суждений, умением автора определить место отдельного театрального явления во всем сложном и многообразном процессе развития национальной культуры. Нине Михайловне свойственны широта взгляда, доброжелательность, заинтересованное внимание к поискам в искусстве, необыкновенная чуткость к таланту. Сотрудничество с Музыкальным театром им. И.М. Яушева помогало ей создавать тонкие и глубокие портреты актеров, сочетающие мемуарные элементы с исследовательскими. Ну и конечно, невозможно заниматься театральной критикой вне литературной одаренности, а это еще одна сильная сторона Нины Михайловны.

Смею предположить, что творческим кредо Н.М. Ситниковой является мысль о том, что критик в первую очередь должен утверждаться на любви, на сочувствии к делу, которым занимается театр. Известна фраза специалиста по психологии искусства Л.С. Выгодского: «Критик – организатор последствий искусства». Чтобы организовывать эти последствия, нужно обладать определенным дарованием. И Нине Михайловне это великолепно удается!

Знаток театра, театральный летописец в полном значении этого слова, Нина Михайловна Ситникова – блестящий рассказчик, ее очень интересно слушать. Доверительный тон повествования и при этом никакой зауми, никакого научного занудства. С какой гордостью и пиететом Нина Михайловна говорит о репертуаре театра, с какой любовью, теплом об оперных певцах – народных артистах РМ С.А. Плодухине, М.Е. Максимовой, С.Р. Семенове, народном артисте РМ и заслуженном артисте РФ С.И. Эскине, заслуженном артисте РМ А.Г. Калинкине, о солистах оперетты, хормейстерах, дирижерах, молодых артистах, да разве обо всех расскажешь (!) (к сожалению, мероприятие ограничено форматом классного часа).

Видео-отрывки оперных спектаклей разных лет, фотоколлажи афиш, портреты певцов-солистов и выстроенный рассказ-летопись со сцены Большого зала музыкального училища … – знатоки оценят масштаб проведенной работы при подготовке мероприятия. А мини-концерт в завершении встречи с чудесным исполнением оперных арий солистами Музыкального театра им. И.М. Яушева – народным артистом РМ Сергеем Плодухиным («Песенка Герцога» из оперы Дж. Верди «Риголетто»), Заслуженной артисткой РМ Ириной Пережогиной (Ария Марфы из «Царской невесты» Н.А. Римского-Корсакова, партия рояля – заслуженная артистка РМ Ирина Новичкова), Заслуженной артисткой РМ Екатериной Ланцевой (Ария Любаши из все той же «Царской невесты», концертмейстер Оксана Селякина), Екатериной Турнаевой (Ария Джильды из «Риголетто», за роялем заслуженный работник культуры РМ Светлана Чиняева) стал сочным финальным аккордом.

Да, много воды утекло с тех далеких тридцатых годов прошлого века… Столько всего сказано о нем, его величестве Театре. «Так что же, все в прошлом? – восклицает Н.М. Ситникова в своей книге. И тут же спешит ответить: «Нет и нет!» Театру жить и процветать. А Нине Михайловне еще долго радовать нас своими публикациями и встречами с Театром. От всей души желаем, чтоб творческая связь талантливого критика Н.М. Ситниковой с театром не прерывалась, не заканчивалась и ее роль театрального летописца. К новым берегам, Нина Михайловна!

 

P.S. Было бы неправильным закончить этот отзыв-впечатление от прошедшего мероприятия, не упомянув один факт. Это осталось за кадром, не было озвучено на сцене при публике. Но об этом обязательно надо сказать. Книга «Музыка сцены» посвящена светлой памяти мамы Нины Михайловны – Тамары Яковлевной Ситниковой – солистке Республиканского театра оперы и балета, обладательнице красивого сопрано, певице с безупречной вокальной техникой и яркой творческой индивидуальностью…

   

Автор статьи:

преподаватель СМУ им. Л.П. Кирюкова

преданная поклонница оперы,

музыковед Наталья Родина

 


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*