Цветовая схема:
Размер текста:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108. Телефон: 33-30-40.  E-mail:muzuchkirukov@mail.ru
8 (8342) 33-30-40

Н. Я. Мясковский: некоторые черты творческого стиля

31 Окт 2017

27 октября 2017 года в Саранском музыкальном училище им. Л. П. Кирюкова состоялась лекция-концерт       «Н. Я. Мясковский. Некоторые черты творческого стиля». Мероприятие вызвало огромной интерес со стороны слушательской аудитории как старших, так и младших курсов. В рамках мультимедийной презентации были показаны фрагменты о жизни и творчестве, об исполнительской деятельности, эпизоды из различных сочинений. Ведущая и автор текста – С. В. Венчакова, автор мультимедийной презентации – председатель ПЦК по музыкально-теоретическим дисциплинам Саранского музыкально училища О. А. Потехина.

  Н. Я. Мясковский – выдающийся русский композитор, критик, общественный деятель. Он сыграл исключительно важную роль в русской музыкальной культуре в первой половине XX века. Современные биографы композитора отмечают, что он был русским интеллигентом чеховского склада. Мясковский много сотрудничал с отечественной периодикой, являлся авторитетным экспертом современного творчества. Его заметки и эссе во многом способствовали свободе развития русского музыкального искусства. В 30-е годы XX-века по настоятельной просьбе журнала «Советская музыка», главным редактором которого был тогда музыковед Г. Хубов, Мясковский написал краткие «Автобиографические заметки о творческом пути».

     Будущий композитор происходил из семьи военных, семейные традиции требовали продолжения династии и военной карьеры – Н. Мясковский становится студентом инженерного училища.  Увлечение музыкой в конце концов победило – после переезда в Москву Мясковский целенаправленно занимается композицией. С 1906 по 1911 год Мясковский учится в Петербургской консерватории (класс Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Зилоти), где его сокурсниками были С. Прокофьев и Б. Асафьев. Между Мясковским и Прокофьевым была десятилетняя разница в возрасте, но она не явилась препятствием для их дружбы. Офицер-сапёр русской армии, увлечённый музыкой, и феноменально одарённый подросток тесно общались в годы учёбы в консерватории, но и активно переписывались в период летних каникул.  Причём именно Прокофьев, гордясь дружбой взрослого человека, необыкновенно ценил все советы Мясковского. Среди большинства студентов консерватории Мясковский выделялся зрелым интеллектуализмом. Спустя много лет Мясковский напишет Прокофьеву в связи с созданием оперы «Огненный ангел» следующие строки: «Ещё стоит жить на свете, пока сочиняется такая музыка». Оба великих русских музыканта были не просто друзьями – они явились свидетелями творческой эволюции каждого.

   Многие ученики Н. Я. Мясковского вспоминают, что он стремился максимально раскрыть дарование, заложенное природой. Композитор всегда умел дать точное определение, совет – то есть услышать главное в представленном сочинении.

   В собственном творческом наследии композитор отдал дань многим жанрам, но вошёл в историю как величайший композитор-симфонист.

  Творчество Н. Я. Мясковского, неразрывно связанное с жизнью страны, в ряде случаев вынужденно было быть двойственным. Ряд сочинений, имеющих подчёркнуто социально направленное решение (Двенадцатая, Шестнадцатая, Девятнадцатая симфонии) дают повод говорить о чертах соцреализма – в этих произведениях композитор искал синтез  элитарного и массового. В целом симфоническое наследие композитора, включающее 27 симфоний,  по праву является достоянием мировой музыкальной классики. В сложной и противоречивый период, когда заново происходила ассимиляция старого и нового, Мясковский, истинно русский интеллигент, выполнил задачу огромной важности и сложности - сохранил традиций русской культуры.

Венчакова С. В.

 

 

 


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*