Цветовая схема:
Размер текста:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108. Телефон: 33-30-40.  E-mail:muzuchkirukov@mail.ru
8 (8342) 33-30-40

Концерт Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова

15 Ноя 2017

И невозможное возможно…

 Скупые строчки из прессы: «11 ноября 2017 года Национальный филармонический оркестр России начинает очередную серию выступлений в российских регионах. В течение пяти дней состоятся концерты НФОР под управлением Владимира Спивакова в пяти городах – Пензе, Кузнецке, Саранске, Ульяновске и Самаре. Гастроли проходят в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны», реализуемой с 2003 года совместно с Московской филармонией. Это уникальный творческий проект, направленный на возрождение активной концертной деятельности на всей территории России и обеспечение равного доступа к культурным ценностям для жителей различных регионов нашей страны». А за ними - реальное выпавшее счастье нам, студентам и педагогам училища, посетить концерт одного из лучших оркестров России с феерическим харизматичным  руководителем.

Так 13 число, «чертова дюжина»,  обернулось для меломанов Саранска небывалым праздником.  Позвольте обойтись без перечисления титулов этого замечательного коллектива и его руководителя,  обойдясь только одним – Маэстро и его музыканты, послушные мысли, взгляду, малейшему движению руки. Между оркестром и руководителем такая слаженность, такое взаимопонимание,  что у зрителя просто дух захватывает. Программа, составленная, главным образом, из оперных и вокальных «шлягеров», показала оркестр в амплуа аккомпаниатора – но гениального! Пиано доходило до минимально возможных значений, деликатность сопровождения буквально превосходила человеческие возможности! Но солисты, которые царили на сцене в этот вечер, достойны такого внимания и бережного отношения: молодые и «свежие» вокально, обладатели каждый по-своему уникального дарования и мастерства, они очаровали публику, и даже знакомые, сотни раз слышанные произведения заставляли публику вслушиваться в каждый звук, буквально упиваться этой волшебной красотой! Это выпускники Академии Хорового искусства им. В.С.Попова Надежда Гулицкая и Алексей Неклюдов.

Да, именно так, ведь Хоровая академия знаменита тем, что выпускает большое число выдающихся певцов, у которых прекрасно складывается исполнительская карьера, голоса которых привлекают внимание широкой публики красотой, богатством тембровых красок, а вокальное искусство сродни итальянскому. Именно такое впечатление оставил тенор Алексей Неклюдов: голос красивейшего тембра у него сочетается с вокальным мастерством, артистичностью, задором и темпераментом итальянца. Публика буквально влюбилась в него, а он, чувствуя это, с удовольствием купался в этом обожании – и пел все лучше и лучше! А петь было что: каватина  Неморино («Любовный напиток» Г.Доницетти), ария Альфреда («Травиата» Д.Верди), ария Лориса («Федора» У.Джордано) и яркая финальная нота – «Влюбленный солдат» Э.Канио!

Надежда Гулицкая раскрывала себя зрителю постепенно: в ариях и дуэтах первого отделения, широко известных, публика не услышала чего-нибудь экстраординарного, но уже в первом же выходе второго отделения певица сразила всех блестящим и темпераментным исполнением «Болеро Елены» из «Сицилийской вечерни» Д. Верди, где, помимо виртуозности и ярких высоких нот («ми-бемоль», а затем и «фа» третьей октавы!), показала свою исполнительскую гибкость и многогранность артистического таланта. Далее это впечатление только подтверждалось, а такие номера второго отделения, как  Ария Лауретты, «Вальс Мюзетты» («Джанни Скикки» и «Богема» Д.Пуччини), «Поцелуй» Л.Ардити окончательно убедили зрителя, что перед ними очень интересная и неординарная певица.

В дуэтах певцы были неподражаемо деликатны и равно блестящи, слушать их было для зрителя сущим удовольствием!

И: о Маэстро… Сидя в зале, восхищаешься, прежде всего, его прекрасной физической формой и той молодцеватостью, с которой он выбегает на сцену и буквально взлетает на дирижерский подиум. Думается, этот тонус сразу передается каждому музыканту, каждый из них ловит на лету взгляд и жест руководителя. Палитра дирижерских жестов богатейшая: от движения только кончиков пальцев, благодаря которому достигалось нежнейшее пианиссимо, до «броска» всем телом в моментах оркестровых тутти. Аккомпанируя, Спиваков буквально «растворяется» в вокалисте, делая присутствие оркестра едва обозначенным. Все время не оставляет ощущение, что это – не оркестр, а инструмент, на котором играет один человек – Владимир Теодорович Спиваков, просто у этого инструмента много голосов и тембров, и исполнитель ими виртуозно владеет.

У меня, как и у многих слушателей, с кем довелось пообщаться в антракте, поначалу было сожаление, что оркестр мало играет той музыки, где бы он мог показать всю свою мощь, блеск и богатство приемов и тембров. Однако во втором отделении, словно услышав наши сетования, оркестр исполнил ряд оркестровых пьес.  Исполнители  окончательно покорили публику исполнением тончайшего Интермеццо («Манон Леско» Ж.Массне) и двух драматических, насыщенных страстями и контрастами пьес: Увертюрой к опере Д.Верди «Сицилийская вечерня» и еще одним великолепным Интермеццо Х.Хименеса из сарсуэлы «Свадьба дона Алонсо». Причем при исполнении испанской музыки у меня, например,  было стойкое впечатление, что Маэстро – настоящий испанец.

В целом одно из важных качеств коллектива – тонкое чувство стиля, почти незнакомое нам, провинциальным музыкантам. Мы все были под обаянием французской тонкости и изящества при исполнении Массне, захвачены темпераментом испанских ритмов и покорены певучестью и мелодичностью итальянской музыки. Спасибо прекрасному коллективу и его руководителю за это редкое чувство безоговорочного  наслаждения! Зал был окончательно покорен, но…у всего хорошего есть конец. И, очарованные и наполненные музыкой до краев, слушатели отправились по домам, а оркестр продолжил свой гастрольный тур, отправившись покорять Ульяновск, следующий город в своем гастрольном расписании.

После таких сильных музыкальных впечатлений трудно возвращаться к повседневному труду, к рутине занятий, но разве не трудом создаются такие успешные музыканты, какими мы восхищались еще вчера? А завтра на их месте может оказаться любой (или почти любой) наш студент. Целеустремленность – вот ключ к успеху. Жаль, что такие праздники случаются редко в нашей жизни, но спасибо, что все же случаются! Будем ждать следующего чуда встречи с замечательной музыкой и волшебниками-музыкантами! А еще ставить себе высокие цели и идти к ним изо дня в день!

 Асанова С.Б.

 


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*