Цветовая схема:
Размер текста:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.          Телефон: 33-30-40.        E-mail: muzuchkirukov@mail.ru 

8 (8342) 33-30-40

Концерт камерной музыки

21 Окт 2018

Когда вы пишете свое произведение, вы выстраиваете целый мир.

Пусть слушатель сам решает, что он понимает, а что нет.

Альфред Шнитке

А.Г. Шнитке — один из самых крупных отечественных композиторов-шестидесятников. Его творчеству присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. Масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия музыкального звука – отличительные черты его музыки.

В 2018 году исполнилось 20 лет со дня смерти композитора. Именно к этой дате был приурочен концерт камерной музыки, который состоялся 17 октября в Саранском музыкальном училище им. Л.П. Кирюкова в рамках музыкального проекта «Встречаем гостей». Три сонаты для скрипки и фортепиано автора прозвучали в исполнении лауреатов международных конкурсов, выпускниц Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки Алены Отавиной (скрипка) и Ксении Тумайкиной (фортепиано). Нужно заметить, что Ксения – в прошлом выпускница нашего училища, с отличием окончила фортепианное отделение в классе заслуженного работника культуры РМ Стеньшиной Л.Г.

Три сонаты, представленные в программе концерта, являются своеобразной творческой лабораторией Альфреда Гарриевича Шнитке. По ним легко отследить эволюцию жанра камерной сонаты в творчестве композитора. Сочинения появились в моменты стилевых переломов: годы учебы в Московской консерватории, «поиски себя» в сонате № 0, написанной в 1955 году, но впервые опубликованной в России в 2009 году, начало «додекафонного периода» в сонате № 1 (1963) и поздний период творчества, где происходит явное очищение от «чужого» слова (Третья соната, 1994).

Музыка А. Шнитке притягательна и одновременно сложна для исполнения. Именно звуковая сторона, приёмы звукоизвлечения составляют основу интерпретации сочинений, каким является ансамбль скрипки и фортепиано, где два инструмента ведут непрерывный «диалог». Известно, что скрипичное звучание привлекало Шнитке своим особым тембром, динамикой, звуковысотной окраской, обладающей высокой степенью искренности. По отношению к сонате можно уверенно говорить о главенствующей роли скрипки. Это словно голос автора.

Исполнение каждой сонаты предварялось краткой аннотацией Ксении Тумайкиной о ее содержании и форме, истории исполнения, использовании композитором современных техник письма – полистилистики, коллажа, цитирования, микрохроматики, изобретательности композитора в штриховом плане. Это «погружение в музыку» через аналитическое осмысление материала абсолютно понятно. Каждый звук и прием у Шнитке наполнен смыслом, в который подчас проникаешь не сразу. Его произведения не исчерпываются реальным звучанием: след от них остается в памяти надолго, заставляя размышлять, глубже смотреть на все услышанное.

После концерта в разговоре со студентами и педагогами звучали мнения-предпочтения в адрес того или иного сочинения. А надо сказать, что в училище подобная музыка практически не звучит, в силу своей исполнительской сложности и психологической «взрослости». В какой-то степени концерт стал неким откровением для студентов училища, привыкшим слушать в записи сочинения композиторов 20 века в курсе отечественной музыкальной литературы.

Свое предпочтение молодые люди отдали сонатам №№ 0 и 1, с их внешней «красивостью», цитированием знакомых мелодий «Барыни» и «Кукарачи», применением современных выразительных средств в области гармонии (постепенная трансформация «серии» в «чистый» до мажор), частотой кластерных созвучий, обилием полифункциональных аккордов и разнообразием штрихов у скрипки и фортепиано. Все это создавало особый звуковой образ, так свойственный композитору, где он снова и снова сталкивал «высокое» и «низкое», прошлое и настоящее, вечное и сиюминутное.

Музыкальный язык Третьей сонаты усложнен по сравнению с предыдущими. Произведение написано в поздний период творчества Шнитке, когда обнаруживается постепенный отход от полистилистики к собственному авторскому языку. Идейная концепция сонаты окрашена в трагические тона. Сам композитор характеризовал сочинение как «грань между тем, что есть, и между тем чего нет». Избавляясь от всего ассоциативного, автор отказывается даже от мажорных и минорных красок. Помимо диссонирующих созвучий и кластеров, соната изобилует микроинтерваликой (микрохроматикой) – символический образ блуждания в неизвестности. Почти магнетические линии пронизывают музыку сонаты. Смысл целого раскрывается лишь в самом конце, с последним итогом всего происшедшего.

Сыгранность, слаженность в игре Алены и Ксении, исполнительское мастерство, абсолютно идентичное понимание материала и такое необходимое «чувство локтя», чувствование друг друга с «полувздоха» (в прямом смысле слова), а иначе как организоваться в этом потоке такой сложной и неоднородной по материалу музыке, однозначно помогли удержать внимание зрителя в более чем часовом концерте. Спасибо за концерт, за ваш профессионализм и искреннее служение искусству!

В финале концерта прозвучал фрагмент из сюиты «В старинном стиле», со слов Ксении, с целью «смягчить впечатление» после Третьей сонаты. Какой же разный Шнитке! Воистину его музыка – феномен особого рода! И пусть она звучит! Ну а все мы, педагоги и студенты училища будем ждать новых встреч с великолепным дуэтом и новых творческих проектов.

музыковед Наталья Родина


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*